«Дон Карлос» Deutsche Oper, 1965

Dec 11, 2012 16:02




Дон Карлос - Джеймс Кинг
Елизавета Валуа - Пилар Лоренгар
Филипп - Йозеф Грейндль
Родриго - Дитрих Фишер-Дискау
Эболи - Патрисия Джонсон
Великий Инквизитор - Мартти Талвела
Дирижер - Вольфганг Заваллиш

Во-первых, опера идет на немецком. С учетом того, что оригинал, от которого все «пошло есть» - немецкий, то даже как-то и оправдано. Хотя непривычно, что да, то да. Вокальность языка очень влияет как на восприятие, так и на само произведение. Акценты, оттенки меняются. Проявляется какая-то черно-белая резкость (ну да, и видео черно-белое) и «буреинатисковость». И некая абсолютность образов. В первую очередь, инквизитора.
Во-вторых, титульную роль исполняет известный американский heldentenor Джеймс Кинг. (Для меня этот певец - открытие, надо будет еще послушать). Карлос в результате получился не слабым дерганым невротиком, а сильным человеком, волей обстоятельств загнанным в замкнутый круг. И как только появляется отдушина, он мгновенно хватается за возможность реализоваться.
В-третьих, постановка получилась очень шиллеровская. В первую очередь из-за того, что оттуда начисто вычищена линия «рояля в кустах», то есть, дедушки, Карла 1/5. Его там нет от слова совсем. Есть хор монахов, есть главный монах, но император-инок отсутствует. В результате фигура инквизитора ощутимо вырастает - у него в финале не остается противовеса. Поскольку Шиллер для немцев почти как для нас «наше все», то приближение к первооснове вполне оправдано. Даже в постановке некоторых мизансцен сквозит оригинал, хотя в опере отнюдь не все мотивации сохранены. Практически шиллеровская концовка - «все умерли» (с).
В общем, постановочно не очень привычно - для оперы - но зато практически по пьесе. Вообще, в актерском отношении все практически безупречно. И смотреть на всех приятно, что немаловажно, и не возникает вопросов, что две дамы нашли в этом Карлосе, что двое мужчин нашли в Елизавете, и как можно перепутать двух дам (даже в потемках).
Отлавливаются какие-то тонкие моменты - например, слепой инквизитор, что нечасто бывает в постановках, идет на голос короля, спотыкаясь, вытянув руки. А то обычно получается «игра в слепого». Или момент, когда четко понимаешь - вот сейчас Родриго конкретно, в полной мере осознает, что придется умирать, и его настигает ужас - по застывшему взгляду, устремленному на крест.
Пожалуй, первый раз вижу, как в опере держится пауза. Заваллиш откровенно акцентирует какие-то моменты действия этими паузами, и эффект создается весьма сильный.
Потрясающий инквизитор в исполнении Талвелы. Он и так огромного роста, плюс еще какая-то тяжелая, жуткая харизма. (Дальше чисто личный гон). Чудовищная гордыня из-за собственной физической слепоты. Это не ущербность - это дар, отметина Божья, это награда. Зачем ему плотские глаза, когда он видит ересь безошибочным духовным взором? Он несет свою слепоту как знамя. Он не различает лиц, для него действительно «все люди - числа». Это олицетворенная жуткая слепая сила, которая уничтожает на своем пути все. И действительно - он в конце остается единственным победителем.
Вокальной стороной кот удовлетворен, да, здесь можно спорить, но в этом отношении я не однолюб, и «больше Карлосов/Родриго/Филиппов и так далее хороших и разных» (почти (с)):))

Эту свою добычу я считаю весьма ценной, и переслушаю/пересмотрю еще не раз с большим удовольствием.

Шиллер, опера, "Дон Карлос"

Previous post Next post
Up