Девятое мая, вроде бы, давно прошло, но в этом году издательства подарили нам столько книг о войне, что можно их читать круглый год. Тем более, что читать их одну за другой слишком тяжело, приходится делать перерывы.
Сегодня хочу рассказать об еще одной очень достойной книге о блокаде Ленинграда от издательства Речь
Седьмая симфония
Автор: Цинберг Тамара Сергеевна
Художник: Жуковская Елена
Издательство: Речь, 2015 г.
Серия: Вот как это было
ISBN: 978-5-9268-1847-2
Страниц: 144 (Офсет)
Лабиринт ||
Озон ||
Рид.ру ||
МайшопПовесть Тамары Цинберг сбивает наповал с первых страниц. Тут нет никаких мягких вступлений. Все начинается просто и обыденно:
Февраль 1942, Ленинград, очеред за хлебом. Голодные измученные люди с драгоценными талонами на хлеб. Кто-то озлоблен, кто-то потерял надежду, кто-то не способен думать ни о чем, кроме еды. Но есть такие, кто ждет весну и верит в перемены.
Четырнадцатилетняя Катя тоже стоит в этой очереди. Она осталась одна - отец погиб на фронте, тетка эвакуировалась. Но она не из тех девочек, которые вешают нос, в ней есть стальной стержень, которой помогает ей выживать.
Однако, сначала мы знакомимся с другой женщиной - с отчаявшейся и измученной непосильными для нее лишениями Ниной. Оставшись в Ленинграде без мужа с маленьким ребенком на руках, она уже не видит никакого просвета. Ей настолько невмоготу, что, когда подворачивается возможность, она эвакуируется по открывшейся "дороге жизни". И все бы ничего, да в этот опасный путь не берут детей до трех лет, а ее Мите еще не исполнилось три.
Нина делает непростой, (наверное), для себя выбор. Она оставляет дома ребенка, и так обреченного, по ее мнению, на смерть и уезжает.
Не знаю, можно ли ее осуждать - слабость человеческая, как и сила, безгранична. Но, конечно, этот эпизод разрывает сердце, особенно, когда у тебя свой ребенок.
Волей судьбы маленький Митя не погибает ни от холода, ни от снаряда, разрушившего его дом и похоронившего тайну его происхождения, он не умирает и от голода во время этой долгой зимы, потому что попадает в руки к Кате. Тяжелая ноша становится для девочки драгоценной путеводной звездой, ведь, когда есть, ради кого жить, легче вытерпеть трудности и лишения. И хотя, у Мити есть и мать, и отец, теперь он сирота, его зовут Сережа, и из родных у него только сестра Катя.
В книге очень много совпадений: не раз, и не два жизнь сводит Катю с настоящим отцом Мити Алексеем Вороновым, однажды он даже спасает ребят от неминуемой голодной смерти, поделившись своим пайком. Для Кати он становится настоящим рыцарем, воплощением идеалов. Об этом нет ни слова, но не понять это сложно. "Человек должен кого-то любить" - еще один якорь, за который держится Катя.
Совершенно неожиданно, в повесть врывается строчка:
"Вот он наступил, этот страстно ожидаемый, этот великий день - девятое мая сорок пятого года!"
Самое страшное позади, но все еще в напряжении, все ждут своих с фронта. И Катя с Сережей тоже ждут единственного оставшегося у них близкого человека. И он, конечно, вернется, и вспомнит, кто и где его ждет, и останется с ними навсегда.
Очень понравился мне конец повести, когда Катя сказала Воронову, что Сережа ей не родной, а он ответил:
"Эх, Катюша! Чего уж тут считаться, свои ли, чужие ли. Все мы породнились общим горем."
И для меня эта концовка намного лучше той, которую я ожидала. Не люблю раскрывать интриги, но тут хочется сказать: конечно, с первой встречи Кати и Воронова любой читатель ждет: узнает ли Алексей, что Сережа - на самом деле его сын Митя. И хотя логика подсказывает, что это невозможно, любовь к хэппи-эндам заставляет верить в чудо.
Но автор решила иначе: Воронов стал отцом Сереже, так и не узнав, что он ему родной. И в этой идее есть удивительная сила и огромная справедливость.
Тамара Цинберг изначально писала сценарий к фильму, а уже потом превратила его в повесть, и это объясняет некую "киношность" сюжета: совпадения, случайности, обрывочные сюжеты, не всем понятную, но такую обязательную в фильмах, любовь, и, конечно, счастливый конец. И вместе с тем, всему повествованию присуща сдержанная строгость, о жизни блокадного Ленинграда здесь рассказано без прикрас, но и без ужасных подробностей.
В какой-то степени, эта книга больше о личности, о невероятно сильной духом Кате: правильная, честная, энергичная, она никогда не унывает и не теряет человеческого лица. В то время, как вокруг люди совершенно разные: один пожалеет, другой поможет, а третий посмеется или прогонит. Но о другом человеке Тамара Сергеевна написать и не могла:
"Один из ведущих мотивов сюжета - сохранение человеческого достоинства несмотря на все лишения и испытания. В доме Цинбергов это чувство воспитывалось ежедневно. Роза Владимировна строго следила за тем, чтобы на стол стелилась скатерть и подавались приборы каждый раз, когда семья собиралась обедать студнем из варёного столярного клея. Цинберг написала о том, что ей было известно, выстрадано и преодолено."
А после книги прежде всего хочется послушать "Седьмую симфонию" Бетховена, такую грустную, и такую мажорную:)
Иллюстрации к книге создала замечательная художница Елена Жуковская. До этого она иллюстрировала сборник сказок Эдит Несбит "
Ледяной дракон". Но здесь, иллюстрации выполнены в другой технике. Мне сложно их оценить: с одной стороны они очень и очень хорошие, это точно, с другой, люди на них мне не очень нравятся.
Иллюстраций в книге не очень много, на 144 страницы их тут 12, не считая форзацев и обложки.
Ну а в целом книга для меня маст-хэв, а каждый решит для себя сам.
"Военный" форзац
И "послевоенный" нахзац
Лабиринт ||
Озон ||
Рид.ру ||
Майшоп