В Торжок и Ржев на майские.

May 11, 2023 09:50



Май 2021-го года. Праздники. Много выходных. И решили мы, значится, поехать поискать приключений в Торжок. Это был уже наш третий визит. Очень уж нам понравилось в этом тихом историческом городке тверской области, что ж поделать. Мы там были один раз летом (в июне 2020-го), а потом ещё осенью заехали. Но то были визиты-однодневки. Нам же хотелось более полно окунуться в его атмосферу провинциальной уютной неспешности.

А может, просто денег на дальние пафосные поездки не было, хы-х... Лан, я по таким поводам обычно не унываю. Мне всё равно куда, лишь бы немного отдохнуть от столичной антропогенной нагрузки, а то приступы мизантропии одолевать начинают. После масочно-перчаточного стерильного виртуально-ориентированного 2020-го, душа жаждала какой-то беспонтовости и даже зоскорузли. Мы тогда «Улицы разбитых фонарей» с Димой пересмотрели (первый сезон, где быдло-шуток про бухло было всё таки ещё по минимуму) и погрустили про 90-е, хотя тогда оно тоже было как-то не не очень. Не очень-то не очень, но зато без этой роботически-неискренней атмосферы насильственного причинения добра и заботы о нашем здоровье. К счастью, не прижилась она в России. И хорошо, ибо я прям жопой чуяла всю её противоестественность.

Ну да ладно. Есть весна, есть мы. Сели на Ленинградском вокзале на электричку-ласточку, доехали до Твери и там пересели на такую же до Торжка. И вот, пожалуйте: Дима и Саша едут в Торжок за живой жизнью, за весной и тишиной!

Как сошли, сразу у вокзала отметили, что в городе очень много грачей, все деревья в их гнёздах. В столице дофига других птиц; синичек, дроздов, скворцов и ворон, а вот массового засилья грачей чёт не наблюдается, изгнали их дрозды-рябинники что ли, они любят крупных врановых погонять...



Деревянную автостанцию, живописный киоск с облупившейся краской, Площадь революции да Путевой дворец я уже снимала летом, сейчас они всё те же, ничего там не поменялось. Ну а нынче мы пойдем немного другим путём, чуть в сторону от всего этого, в направлении южной окраины города. Минуем Крестовоздвиженскую церковь по улице Степана Разина, отмечаем, что она заброшена и доступна к посещению. Решаем визит в оную оставить на вечер...



Бодро шагаем по мосту через реку Тверцу в сторону Борисоглебского монастыря. Хотим там побродить до двух часов дня, а потом пойти заселяться в хостел. Мы на этот раз приехали с ночёвкой, и это хорошо: не надо торопиться на обратную электричку, можно до вечера тут неспешно функционировать, ни о чём не парясь. Впереди в лесах это еще не монастырь, это Спасо-Преображенский собор.



Мы стоим на автомобильном мосту, и вот он Борисоглебский монастырь в кадре красуется; по центру - Спасская надвратная церковь, выкрашенная и отреставрированная, нарядная, будто не местная. А еще изба эта зеленая у самой воды очень к себе привлекает внимание. Думаешь, неужели речная вода в период разлива ни разу не подходила к её порогу? На брянщние вон Десна примерно такая же по ширине и водонаполненности, так в её окрестностях есть дачи, они все на высоком фундаменте, и те, кто ими владеет, вооружены лодками на случай паводка, и в особо урожайные на дожди и снег вёсны вполне себе уподобляются жителям болот Луизианы.



Ну вот, мы перешли мост. Оглядываемся на него и видим Тверецкую набережную.



Идём вдоль Тверцы дальше, просто по тропам, не поднимаясь ни на какую асфальтированную улочку.



Тропы вполне себе уверенные. А впереди у нас Свечная башня Борисоглебского монастыря. На неё можно подняться, там обустроена обзорная площадка.



Что мы обязательно и сделаем.



Внутри, на территории монастыря, всё несколько руинистое. Впрочем, это для меня не повод гундеть «куда катится мир». Потому что, во-первых, Борисоглебский монастырь стал служить по своему прямому назначению сравнительно недавно, а до того, после его закрытия при советской власти, чего здесь только не было, и тюрьма тут располагалась и лечебница для алкоголиков. Монахи и верующие сюда вернулись лишь в 90-е. И вот, стех пор потихонечку... А во-вторых, лично мне так даже кайфовее, я не люблю коммерческий лоск, как во всяких известных местах подобного толка. Люди понакупят дорогущих свечей с елду толщиной, благостную рожицу на лице своём вылепят и ходят все такие деловые, а в духовном плане воз и ныне там, не сдвигается. Когда же свечи просты да стройны, а стены слегка подопшарпаны, оно сразу всё какое-то более настоящее. Я неоднократно замечала, что лицемеры боятся созерцать разруху, клеймя её как «мрачную». Сразу начинают вякать, что дескать «ой негатив-негатив, уберите, не хотим видеть, мы ведь все из себя такие утю-тю-тю, светлые и позитивные».

В Рождественско-Богородицком монастыре Липецкой области живет монахиня Арсения, которой приходится чуть ли не в промышленных масштабах пристраивать котят. «Добрые люди» подкидыкают, стерилизовать денег жалко. В эпоху интеренета, конечно, есть те, кто ей в этом помогает информационно и финансово, но проблема ещё и в том, что руководство монастыря против обустройства приюта на его территории. То есть, до пристройства котики не могут там свободно гулять, хотя, казалось бы, территория самая подходящая, можно и вольер какой сделать. Но нет, животные сидят запертые в клетках в бытовке у сочувствующего ей монастырского дворника, и еще часть находится в отдельной, снимаемой для этих целей квартире. А монастырь-то не бедный, там лежат мощи Тихона Задонского. На мощи народ валом валит, но...

...В интервьюхе какой-то матушка Арсения рассказывала, что даже диким котам, кои могли бы там вполне успешно жить самостоятельно и ловить мышей всем на благо, негде укрыться, в подвалы не проникнуть - везде ремонт, стеклопакеты. Это я всё к тому, что не зря порой веет холодом от шибко благоустроенных мест.  Эти же, новоторжские - теплые, уютные, загадочные. Лоск ещё не затёр их живую историю, они ещё многое могут нам поведать, ты только подойди и спроси. Если не нарушишь тишину внутри мирской суетой и не прикроешь сердце, как оно обычно у всех прикрыто, всё услышишь, всё поймёшь и прочувствуешь. Что было, что будет... Почему молодые князья Борис и Глеб не стали враждовать со своим братом Святополком, а предпочли умереть, и почему пристройство котиков - свет, а свеча с елду и благая лицемерная рожица в белой косыночке - тьма да гниль блевотная. А кто не слышит, те просто правду не любят, не на руку она им, потому и блуждают во тьме по собственному выбору.
*     *     *Эт у нас на фото с дорическими колоннами портик главного Борисоглебского собора. Внутри там всё тоже требует ремонта, остатки фресок ждут реставраторов. Собор построен во времена  Екатерины II по проекту всё того же местного архитектора Николая Львова, в усадьбу которого, подивиться на Чёртов Мост, мы ездили осенью. Человек умудрился угодить и Богу и чёртям и вообще много всего за жизнь успел. Видимо, не бухал и по светским приёмам не мотался, а просто занимался по максимуму всем конструктивным, от чего его пёрло, будь то дипломатическая активность, архитектура, инженерия или же садоводство. В общем, не до мыслишек ему было о том, какой он весь из себя лишний Чайльд Гарольд Печоринович. А то как заденет какая дрянь твоё эго, как пойдёшь ты кому чо доказывать, да искать возможность хватануть лишнего, а самому при этом не напрягаться, аль кого перещеголять ну или в чем-то переубедить вздумаешь, так пиши пропало, ни тебя самого как бы и нет уже, ни плодам твоего на Земле пребывания на древе жизни не завязаться. Было дано всё, и погода и почва и полив, да так и увяли те цветики, так и заржавела монета в землю закопанная, не приумножившись.



Ща пойдём на обзорную площадку на колокольню свечнй башни. Справа - Борисоглебский собой, для которого императрица сама заложила первый камень. А в колокольне той некогда архив имелся, документами из которого пользовался Николай Карамзин для «Истории государства российского пользовался». Странно это, да, свечи и тут же, при них, ценные документы, которые в общем-то неплохо горят...



Поднимаемся вверх по добротным деревянным лесенкам внутри, заглядываем в оконца. Колоколов конкретно в этой башне в сейчас нет.



Когда мы выбрались на балкончик и любовались окрестными видами да густыми облаками, по округе разносился колокольный звон. А ещё пели птицы. И вообще, было очень кайфово! Всё, что не смогла передать через текст и фото, есть у меня в ролике на ютуб-канале. Если вдруг кому глянется, буду очень рада подпискам, лайкам и комментариям!



Здесь у нас видать Борисоглебский собор и чуть-чуть слева, если не ошибаюсь, Введенскую церковь - самую старую постройку монастыря. А монастырь он да, весьма древний, его аж в XI веке основал впоследствии ставший святым, боярин Ефрем, служивший конюшим при князьях Борисе и Глебе. Житие оных тоже весьма впечатляет тем, что люди духовные что-то такое знают про непротивление злу, что очень трудно понять, будучи существом насквозь мирским и материалистичным. Но, клянусь, жизнь каждому, не важно, насколько он мал или велик, предоставляет возможности выбора и постижения всех этих штуковин. Одни этого постижения как огня боятся, другие открываются ему навстречу, и дальше по жизни всё становится ещё более интересно, но это уже совсем другая история.



Устремляем взор в ту сторону, откуда прибыли: вот он и автомобильный мост и вантовый пешеходный. Справа между ними - отреставрированные здания на набережной, толстенький пустующий Воскресенский собор, ещё дальше - колокольня и купол Ильинской церкви (и рядом какая-то водонапорная башенка, оставленная нами без близкого внимания), что недалеко от рыночного пятака и автобусной остановки, откуда мы уезжали в Василёво. Потенциальный наш хостел тоже, кажись, где-то там. Но туда нам ещё рано. Время течёт здесь медленно, так что, нам ещё гулять и гулять!



А посему, мы продолжаем путь от центра к окраине.  Дальше монастыря там нет прям таких уверенных тропинок, потому пойдём по улочкам-переулкам, мимо частных домиков. По дороге в одном окне я заметила кошечек. До того, как я нацелила на девчонок фотоаппарат, они были целовашками, но я не успела поймать момент милоты, поэтому на фото они уже разъединились и просто улыбаются. Ещё о забавных моментах не попавших в кадр если говорить, то был подобный и на следующее утро, недалеко от станции, когда мы на ржевскую мотрису спешили. Я там осенью, да и весной тоже, в одном окошке снимала большой толстый кактус, дык об него рано по утру активно, прям об колючки, котейка тёрся. И проблема не в том, что я не успела достать камеру, я просто побоялась, что кто-нибудь выглянет, а я в окно фотоаппаратом тычу, и как рассвирепеет, как выйдет на нас в тельняшке да пузырчатых трениках... и мы из-за него опоздаем... Может, и зря тревожились, конечно...



Дошли до деревянной Тихвинской церкви. Здесь погода нахмурилась, пошёл мелкий дождик.



Удивительно, что она такая сохранилась аж с восемнадцатого века со всеми своими фресками, не правда ли... Вообще, по сёлам тверской области было много деревянных церквей больше характерных для Карелии, чем для наших широт. Сейчас многие из них находятся в музее под открытым небом в деревне Василёво. Когда мы там гуляли, я всё дивилась, почему у нас в средней полосе так точечно распространилась северная архитектура. Оказывается, когда наша страна при Михаиле Фёдоровиче в 1617 году заключила Столбовский мир, и карельские земли отошли шведскому королевству, шведы стали притеснять тамошнее население, и множество людей переселились в тверские земли. Иконопись тверская тоже во многом схожа с карельской по этой же причине.



Где-то здесь, на поваленном дереве мы под мерное журчание Тверцы и шелест дождичка скушали бутерброды, но всё равно ещё не повернули назад, а пошли на самую-самую окраину, в сторону мясокомбината, в поля с трёхметровыми борщевиками.



На другом берегу видать спальный пятиэтажечный район. Интересно, шибко ль там депрессивно, или для подобной атмосферы в Торжке масштабы не совсем те?..



Потом мы вернулись в центр, заселились в хостел, отдохнули, пообедали в недорогой, но вкусной «Столовой №1», что находится на левом берегу набережной у вантового моста. Помнится, порция солянки была просто огроменная, потому мы заказали одну тарелку на двоих и пошли после сытного обеда бродить дальше. Снова на правый берег. Проведали нам знакомую с лета заброшку - Крестознаменский храм, потом просто бродили по правобережью города, дивились на разнообразные домики и неожиданно вырулили на живописный холм, где стоит забинтованная в процессе реставрации Покровская единоверческая церковь. Вечерние облака удачно так сгустились, придав фотографии зловещести.



На утро следующего дня мы попрощались с Торжком, сели в мотрису и поехали во Ржев. Однако я подумала, что нифига это не прощание, я сюда ещё обязательно вренусь, здесь же столько всего необследованного... Да и на душе от нахождения в Торжке приятно. Торжок - место силы!



Мы приехали на станцию Ржев-Белорусский. Особых планов  по части посещения здешних достопримечательностей у нас нет, да и не успели бы. Мы просто хотим пройти через весь город на другой его конец и там, на станции Ржев-Балтийский сесть либо на поезд-кукушку, либо на ещё одну мотрису РА-1 и на ней доехать до станции Шаховская Московской области, и там совершить еще одну пересадочку, уже на московскую электричку. И - домой.



Направляемся к центру. Обожаю весенние лужи, для меня они своего рода микрокосмы!



Идём, идём, идём, почти что по прямой с северного края города на южный. Где-то возле городского парка обнаруживаем «До-до пиццу» ну и, соответственно, питаемся. А потом (это поблизости всё было) идём наслаждаться красотами набережной Волги. Вспоминаем, где мы ещё Волгу-то видели: В Дубне, в Калязине, в Твери и в Самаре. Здесь она не особо облагорожена, но живописна. Если ты местный, хорошо в тёплое время года ближе к закату приходить сюда, сидеть на травке и размышлять о бренности бытия.



Пока мы здесь стояли, где-то на другом берегу начали звенеть колокола. И полилась, несмотря на дорожный шум, по округе их песня. И мы тоже, стал быть, о бренности бытия поразмыслили, уподобившись местным философам-самородкам... Однако пора обратно на мост и дальше.



Кстати, о местных философах. Перед вами, на фоне церкви Смоленской иконы Божией матери при Епархиальном училище, красуется один из оных!



Если на Остапа Бендера в своё время давил атмосферный столб, то на котика давят, судя по всему, религиозные догмы. А больше и ничего на него не давит; мы, тыкающие чуть ли не в нос сначала Дима видеокамерой, потом я фотиком, его совершенно не смутили. Какой-либо ответной реакцией он нас не удостоил. Рядом ещё голуби тусовались, но и они ему тоже были параллельны.



Вот мы и добрались до станции Ржев-Балтийский. Этот вокзал считается в городе основным, внутри там очень уютно, сохранена советская атмосфера: клетчатый пол, большие деревянные лавочки, на стенах картины маслом, огромные цветущие гибискусы в кадках, и при этом чисто, благоустроено. Однако жаль, что приехала не кукушечка, а ещё одна уже привычная нам мотриса. Там не подгадаешь, что приедет, то и приедет. Кто-то двже утверждал, что более и не пускают вовсе кукушечку по этому маршруту, однако нет, редко, но попадается.



Торжок и Ржев - чудесные города. А вот что у меня получилось об этой же поездочке на видео.
Ещё хочу здесь упомянуть, что у меня ВК имеется паблик, где я делюсь своим более, так скыть, художественным фототворчеством.
Заходите, подписывайтесь: https://vk.com/thatswhywearehere

поездочка, заброшенное, весна

Previous post Next post
Up