На майских выходных мы предприняли интересную поездочку в соседнюю область. До города добирались ночным поездом дальнего следования, так что рано по утру, частов в 5 где-то были уже на месте... Хорошо утром в тёплое время года. До места добрались благополучно. Забавный момент: водила-бомбила, который довёз нас от автостанции до центра, где-то там круги наматывал, ну а мы к военному городку путь держали, он очень удивился, завидев нас идущими вдоль шоссе, воскликнул "О, вы ещё здесь", предлагал ещё довезти. Ну а мы ехать прямо до военного городка что-то забоялись.
Что хорошоего могу сказать про объект? По существу ди конкретно, увы, не много. Сложилось впетчатление, что это ЗКП примерно того же назначения, что и брянский, о посещениях которого у меня есть такой вот рассказ
http://felis-infernus.livejournal.com/2369.html. Главное отличие - огромные операционные залы, в Брянске они есть, тут - нет. Так что хрен его знает. Оба - брошенные недострои высокой степени готовности, то есть, не эксплуатировались по назначению, оба - трёхэтажные. Но если рядом с брянским есть ещё одно брошенное заглубленное сооружение, где валяется много разной документации, из которой понятно, что объект относился к ПВО, то здесь - голяк. Если живёшь рядом, есть шансы у кого-то что-то уточнить, просто же во время единичного торопливого визита вряд ли повезёт нарваться на местного знатока.
А впрочем, имеет ли это значение. Для нас, случайных посетителей, это всего лишь зловеще холодное бетонное подземельице. Спустились мы туда через наклонный ходок как на первой фотке, тоже без ступенек, я, естественно, от усердия жопу глиной измазала. Нормальный выход обнаружили уже потом. Хотелось ведь как можно меньше мелькать на поверхности.
Спустившись, оказались на минус втором этаже.
Вот так там. Даже фальш-полы, под которыми должно прятаться разным кабелям, не проложили. А это привходовой тамбур, который бы отсекал сооружение от поверхности аж пятью гермодверками. Жаль, дверки сами либо попилили, либо так и не установили.
Верхние этажи не так интересны, недострой и недострой: бетон, арматура, коридоры, пустые комнатки.
Хотя вот любопытное местечко с гермолюками. Прям космический корабль!
Это, вроде бы, на том же этаже, только где-то с другой стороны. Здесь живописно ржавеют сохранившиеся дверочки запасного выхода. Красота!
Где-то в середине есть вот такая технологическая шахта, она идёт через все этажи.
Ходили мы ходили и пришли к остаткам лесенки. Сперва мы поднялись на самый верхний, минус первый этаж, собсно, фото сделано оттуда, с самого верхнего пролёта. Спуск же на минус третий нас весьма озадачил, там даже этих металических штук, куда помещается бетонная плита, нет, только "уголки", к которым их должны приваривать. Как же мы, думаем, будем два пролёта-то спускаться, созерцая под собой эдакую пустоту, страшно же! Я пыталась спускаться и сидя, по одной стороне, но побоялась не удержать равновесие, и деревяхи какие-то туда ложили - тоже не понравилось.
В итоге Дима спустился в распорку, я какое-то время топталась-боялась, да и вообще, не была уверенна, что мне позволит так раскорячиться мой рост, но в конце-концов, сделала то же самое. У меня это с детства: если меня торопить-кошмарить, я просто откажусь, сдамся, а если не трогать, то подумаю-подумаю, да и решусь...
Преодолев зачаточную лестницу, оказались вот в такой комнатке. Вроде бы это насосная. Насосов нет, только "постаментики" под них успели сделать. Нет насосов, есть водичка. Потому одеваем бахилы от озк и дальше шлёпаем уже в них.
Это в комнатке где-то рядом...Симпатичная цистеренка для очистки воды, какие попадаются и в просто обычных бомбоубежищах.
Вода придаёт своего рода очарование этим пустым бетонным пространствам. В живую здесь мегакрасиво. Стеночку недозалили бетоном, остался только зловеще ржавеющий арматурный каркас
Под водою стоит толстый слой льда, мы осторожно скользим по нему от одного помещения к другому...
Холодно. Интересно там бродить, хочется ещё и ещё везде заглядывать, но от холода через резину и ботинки немеют ноги, как будто ты в минус двадцать слишком долго простоял на остановке ожидая редкий автобус.
Один из пустых машинных залов, ну и я для масштаба выглядываю.
Мы много куда заглядывали, в том числе в какие-то бесконечные поворотики вентиляционных отсеков... Заглянув за одну полузаваленную дверь, я поняла, что за ней ещё одна лестница, удивилась, как это мы её не видели с других этажей, протиснулась туда и... скореее назад, потому что местечко там обвалоопасное: неслабо так засыпанное кусками стен и потолка. Так же попадались ещё какие-то потерны запасных входов, по которым можно было сюда попасть с поверхности, минуя чудо- лесенку. Странно было бы, если бы они отсутствовали, один вход для попадания и выхода из военного сооружения - так разве бывает? Меня в своё время удивило, что в угольных шахтах спусков обычно мало: один, вертикальный, с лифтом, плюст какой-нить наклонный транспортёр для породы, вот по сути, и всё. Всегда думала, что их там дофигища, хотя бы из соображений безопасности. Ан нет... Так что, если вдруг чего, придётся рабочим уповать на судьбу. В ГО и военке с этим больше заморачиваются. Ну, может быть, им проще, глубина ж ведь по сравнению с рудниками и шахтами, в большинстве случаев скромная.
Вот здесь, в компресоорной мы и решили поворачивать к выходу. Дима хазотел сфоткать эту штуку, и тут под нами начал трещать лёд. Причём даже не непосредственно рядом с тем местом, где мы стоим, а где-то в отдалении. От того, что треснет лёд, ничего страшного произойти не может, провалишься максимум по колено и всё. Тем не менее
эти резкие хлопки в гулких подземных пространствах звучали весьма устрашающе, а потому захотелось оттуда убраться. Мы ещё немного побродили там, где лёд был устойчив и полезли наверх.
Вот так примерно оно всё и выглядит на поверхности.
Убрав лишние вещи, которыми мы утеплялись внизу, мы направились к недостроенному зданию, чтоб там сесть и пожрать. Несмотря на то, что периодически моросил дождик, погодка нам показалась тёплой и приветливой.
Потом мы немного прогулялись по городку и поехали в Тулу на дизелях с пересадками. Во время одной из пересадок у нас было немного времени и как-раз на той станции имелся заскорузлый завод, который мы хотели проверить на предмет туда попадания, но не смогли этого сделать, потому что, сцуко, не успели обойти окруживший его сплошняком, частный сектор. Завод он вот он, за ним... Обычно на нормальных улицах есть повороты, а здесь - ничего подобного. Нет, рано или поздно мы бы его обошли, но тогда не успели бы на электричку. Короче, отдельно ехать надо. Ну ничго, места живописные, ещё, надеюсь, покатаемся.
Такая вышла поездочка.
Мне нравится возвращаться в подобные местечки, жаль, что это не всегда сподручно. Брянский ЗКП я облазила и так и эдак, он для меня не просто интересное место, посещённое для галочки, типа я тут была... Он для меня часть тамошней местности, которую я охотно и жадно созерцала и в тёплую осеннюю погоду на закате, и поздно ночью, в редких огоньках ближайшего населённого пункта, и с дождём, и просто непонятно когда, доставляясь туда по велению души, посидеть-подумать на куске бетона на холмике. Бывало, идёшь по бетонке и видишь вдали вентшахты, а потом они пропадают, будто и не было, и тебе начинает казаться, что ты свернула не туда. Но там сворачивать особо некуда. Подходишь ближе. Рощица, дохлые фонарные столбы, холмик, они... Ага, значит всё по-прежнему...
Это было лиричесткое отступление. Надо больше писать про военку, потому что есть много по-настоящему любимых местечек.