Наконец-таки дошли руки записать это детское воспоминание о жизни в Болгарии. Ну и немного мыслей о том о сём. Буду рада прочесть какие-либо комментарии и просто интересу к нижеизложенному! :)
Моё детство прошло в стране Болгарии. Там, в городе Петриче, я пошла в первый класс местной школы, практически ничего по-болгарски не понимая. Но, как и подобает детям, быстро освоилась, так никто потом уже и не вспоминал, что «рускиня». А на родительских собраниях в пример ставили по успеваемости. Уехала моя мама в эту солнечную страну в начале девяностых за женским счастьем. Дала объявление «познакомлюсь с болгарином для серьёзных отношений» в какой-то журнал, и нам стали приходить по несколько писем в неделю. Я, малая, очень любила, когда они при мне вскрывались, и мама что-то оттуда зачитывала, а ещё лучше, если там оказывались поздравительные открытки к какому-нибудь празднику. Тогда я могла долго мечтательно разглядывать новогодние натюрморты с блестящими часиками и еловыми веточками, уложенными поверх ярких салфеток в национальном стиле. А когда весной в распухших конвертах прилетали красно-белые шерстяные мартеницы, восторгу моему не было предела. Из доболгарского периода моего детства помню мало, и всё какое-то неприятное: детский сад с ехидными девочками и крикливыми воспитательницами, больницы какие-то вечные, очереди, врачи, уколы, мама с бабкой регулярно громко выясняют, кто кому жизнь испортил...
Но вот наступил тот день, когда мы с мамой и собачкой запросто так сидели в купе, от скуки что-то жевали, как и полагается в поездах, в окно смотрели. Незаметно равнинные пейзажи средней полосы России сменились на что-то несусветное; такое в кино показывают, да на открытках печатают, но здесь круче, потому что ярче и в натуральную величину. В одно окошко посмотришь, над тобой нависает причудливой формы слюдянисто поблёскивающая скала, а, выбежав в коридор, в противоположном увидишь пропасть с речушкой на дне, а в небе над ней парит крупная хищная птица. И поезд тоже как будто парит. Мы едем в деревню Чуковец под Софией. Мама допереписывалась с неплохо владеющим русским, ну разве что иногда смешно коверкающим слова за счёт неправильности ударения и путавшим падежи интеллигентным дядькой под шестьдесят. Он даже в гости в Брянск приезжал, и ей понравился и меня расположил, хоть я поначалу огорчалась, что новый папа выглядит не как папа, а как «дядо». Он оформил приглашение, мы прибыли... Впоследствии жить у этого человека мы не остались, хотя дружеские отношения они с мамой сохранили надолго. А не остались, потому, что, по сути, негде бло оставаться. Маме он слал и показывал свои чертежи и рисунки живописного домика, строительство которого планировал вот-вот начать на доставшемся от дедушки участке, куда пока что ходил лишь за водой да на поливку плодовых деревьев. Как же, помню! Место красивейшее. Он брал тележку с бидонами, я гордо на эти бидоны вскарабкивалась, и мы отправлялись в путь через деревню, а потом сворачивали к подножию Коняковской горы, к лесу. В деревне жили приветливые люди, которые уважали Василя за его идейность и «золотые руки». Это вдохновляло маму сносить те бытовые условия, в которых мы проживали в чуть благоустроенном бывшем домике для скота. Без удобств, только электричество проведено и печь есть. Просто, когда он ушёл от жены, оставив ей и сыну квартиру в городе Пернике, менять что-то не было мотивации, вот и зажил, где есть. Как потом рассказывала мама, она, впервые ступив на порог его жилища и завидев горы хлама, наваленного на кровати, и двух худых замызганных кошек, греющихся у электрокамина, засомневалась, а в себе ли пригласивший её сюда с маленьким ребёнком человек, но когда увидела солидную библиотеку в дальней комнатке, немного успокоилась; мужчина просто жил один, много ли ему надо, а весной начнёт строиться. Люди - существа такие, многое стерпеть могут, если осознают, что это лишь временная мера и с надеждами на будущее. А потому она засучила рукава и принялась за уборку. Что до меня, то я воспринимала происходящее как должное, горшок-то при мне! Васил очень стремился показать нам Болгарию, а потому зимой и осенью мы периодически выезжали в разные города, собственно, таким вот образом и решая проблему, «где же помыться». Мылись в гостиницах. Напуганная воспитательницами, врачами и роднёй, часто болеющая и подолгу тихо просиживающая в углу в своих фантазиях, здесь я осмелела, с наступлением тепла много времени проводила на улице, кушала всё, что росло на деревьях, вечерами каталась, восседая на канистрах, «на Бутыр за водой». Собака тоже развлекала себя, как могла и порой с довольным видом заявлялась домой, вывалявшись в дохлом аисте. Мама охала, возмущалась, но бежала греть воду, и мы устраивали животине купание.
Когда потеплело, вечерами, на закате я выходила со двора на поляну и оттуда с возвышения наблюдала, как по непривычно ровной (для российских деревень) асфальтовой дороге через село брели стада коров, коз, овечек. У ворот их либо ждали хозяева, либо те были просто открыты и, поравнявшись со своим домом, животные резво отделялись от общего потока и с мычанием торопились во двор. У каждого животного висел на шее колокольчик со своим неповторимым звоном, мне более всего казалось приятным низкое грюканье крупных овечьих колоколец. Поток скотины постепенно разрежался и иссякал, вечерело. Тёплая, нагретая за день земля отдавала воздуху разные запахи: чернозёма, навоза, полевых трав, сена, лекарственных растений. А вот и в нашу сторону свернули три соседские козочки...
«Как станем жить в новом доме, тоже заведём козу, - мечтала мама. - Только породистую, безрогую, очень трёхцветную хочется».
«И Санечка будет её пасти,- добавлял Васил, - мы её замуж за моего Николайчо выдадим».
А Санечка как заревёт! Ясное дело, взрослые сразу беспокоиться, спрашивать, в чём дело.
«Не хочу замуж за Николайчо! Он ракию пьёт! Вообще замуж не хочу! И козу пасти не хочу, сами пасите!»
Дожили так до середины лета, но для будущей стройки ничего не предпринималось. Мы с мамой хаживали за домашней консервацией к обеду в подвал неких кирпичных развалин в заросшем некошеном саду. Мне очень нравилось туда ходить, ведь внутри, несмотря на проводку, было зловеще, и напоминало мне это строение остатки старинной усадьбы. Как оказалось, то был фундамент с подвалом давно начатого и заброшенного строительства. А однажды с Бутыра мы возвращались не деревней, а по лесной тропе, чтобы успеть домой до грозы, и Васил нам указал на ещё один земельный участок, ему принадлежащий. Там тоже имелся задел под стройку, лежали поросшие мхом и уже порядком попорченные временем кирпичи... Мама на Василя понаезжала, потом психанула, и мы снова оказались в России. Но вскоре вернулись. Почему-то на этот раз она накупила и привезла много стройинструментов и хозяйственной утвари для будущего дома. Прожили мы так ещё около года и поехали по каким-то другим мужчинам из тех, с кем мама переписывалась. И на неадекват нарывались, и на вокзале по неделе ночевали. А к одному заехали, так оказалось, что тот при смерти. Осели в южном городке Петриче на границе с Грецией. У некоего Стояна. У него с жильём проблем не было, ему принадлежал целый этаж-квартира со всеми удобствами в добротном, современном частном доме. На других этажах (ну, как соседи по подъезду) жили семьи родни, а внизу - пожилые родители. Для Болгарии такое расселение не роскошь, а довольно частое явление. Родня - приветливая, практически и не слышно их, не видно, живут себе, повседневными делами занимаются. Стоян меня балует, по первому требованию покупает игрушки и шоколадки. Я капризничаю. Разъезжаю по его апартаментом на пуфике, позабыв о российской скученности, когда всё те же братья-сёстры с семьями да родители живут в одной с тобой тесной квартирке и спасибо ещё скажи, если в разных комнатах. Живём и живём. Дискомфорта не испытываем, строим хорошие земные планы на будущее. Казалось бы, чего ещё надо...
Не знаю почему, но складывается впечатление, что любит наш человек создавать себе проблемы, а если всё гладко, то метаться начинает. Мама моя, видать, затосковала без общения с Родиной, несмотря на весь тамошний негатив. И, не обращая внимания на недовольство Стояна, в разгар осенней консервации выписала себе в гости подругу Людку. С ней-то они и засобирались к живущей совсем рядом Ванге. Помню эту улочку недалеко от рынка и на ней - самый обычный болгарский домик. Все знали, что рядом с ними живёт «феномен», известная на весь мир женщина, но вместе с тем относились к ней как к просто соседке бабе Ванге. Не помню, жила ли она там на тот момент, но принимала в Рупите. Рупите - долина у подножия невысокой горы Кожух, известная своими термальными источниками. Загадочное местечко; некогда здесь случилось мощное извержение вулкана, похоронившее под собой фракийский город. Вот как написано об этом в книге племянницы Ванги, Красимиры Стояновой:
«Ежегодно, 15 октября, когда на церковном календаре значится Петров день, Ванга собирает у себя гостей. За скромной трапезой сидят соседи, друзья, знакомые. Трапеза тихая, без возлияний и торжественных речей. Так что же, Ванга отмечает именно Петров день? Вовсе нет. Повод для скромного застолья иной - никому не догадаться. Прочитаю свои записи, датированные 1985 годом. Вот что рассказывала Ванга: «В этот же день, тысячу лет тому назад, здесь произошло сильное извержение вулкана. Потоки лавы залили большой и богатый город, в огне погибли тысячи людей. А люди, которые жили здесь, были высокими и статными, очень красивыми, одевались в белые одежды, отливающие металлическим блеском. В городе были театры и библиотеки, более других благ его граждане ценили просвещённость, глубоко чтили мудрость, чувствовали себя на равных даже с царями. Через город протекала голубая река, она несла свои воды по дну, устланному золотым песком. В этой реке крестили новорожденных, и дети росли здоровыми, постепенно превращались в молодых людей, крепких телом и здоровых духом… Главные городские врата были украшены златокрылыми грифонами - покровителями города. Неподалеку высились три больших храма: Святой Петки, Святой Богородицы и Святого Пантелеймона. Земные раскаленные бездны дышат и сейчас, их дыханием согрета минеральная вода. Прислушайтесь, вы непременно услышите вздохи давно погибших людей. И вот я смею просить вас, моих гостей: пока будем живы, станем поминать тихой молитвой всех, погибших так внезапно, во цвете и величии радостной земной жизни. Им ли следовало умереть? И не скрыт ли здесь глубокий провидческий смысл?
***
Мой брат Димитр тоже готов вставить словечко, коли заходит речь о тетке. Он говорит, и лицо его из простоватого, ничем не выделяющегося среди таких же лиц наших соседей, становится важным: Димитр напускает на себя «профессорский вид». Еще немного, и он начнет «вещать». Впрочем, толкует он вполне здраво.
- Я не историк и не археолог, а между тем люблю копаться в старых книгах. О происхождении некоторых исторических памятников даже создал свои версии. Скажу честно, что бываю рад, если мои скромные предположения подтверждаются археологическими раскопками.
Мне приходилось читать, что в долине Рупите действительно существовали древние святилища. Не только археологи, но и простые жители находят здесь множество обломков культовых предметов. Мне кажется, что гончарное производство, ремесла, зодчество достигли в долине замечательно высокого уровня. Необязательно иметь богатое воображение, чтобы угадать среди каменных глыб ступени богатых фракийских храмов, а если не пожалеть штанов и хорошенько полазить на коленях среди обломков, то можно найти позеленевшую от времени римскую монету. Да и не только римскую. Жизнь в долине кипела. Сюда спешили паломники из близких и дальних мест, чтобы помолиться в светлых, торжественных храмах, а также, чтобы исцелить телесные язвы в теплых минеральных источниках.
Старики любят рассказывать истории, слышанные в детстве, о том, как происходил ритуал исцеления водой. Еще с вечера каждый страждущий рыл, сколько хватало сил, ямку в песке. К утру там накапливалась теплая минеральная вода. На восходе солнца, обязательно на восходе, когда первые лучи освещали кудрявую вершину горы Кожух, зачерпывали воду сосудом, выдолбленным из тыквы, - кратункой - и обливались. Снова и снова зачерпывали и обливались. Смотрели на неяркое утреннее солнце и молились Богу, испрашивая себе здоровья и сил духовных. Молились мысленно… По ритуалу, во все время, пока длилось «омовение на восходе солнца» - так оно называлось, - следовало хранить полное молчание. Считалось также, что каждому, кто совершил ритуал с искренней и глубокой верой, лечение шло на пользу. Эффект достигался быстро, излечивались и застарелые недуги.
- Есть и другое поверье, - продолжает «вещать» мой брат, - и оно очень сильно действует на мою психику, заставляя пускаться в путь по лабиринту самых странных предположений, строить догадки, одна невероятнее другой. Так вот, считается, что на городской площади стояла большая статуя всадника. Всадник не кто иной, как сам Святой Константин. Статую сняли с пьедестала, когда в эти благословенные края пришли янычары. Лично я считаю, что это могла быть и статуя фракийского бога Героса, так как именно здесь археологи обнаружили плиты с его изображением. Понимаю, что вопрос во многом чисто схоластический, когда-нибудь на него будет дан наукой точный ответ. Дело в ином. Потолкую о том, что связано с моей теткой - Вангой. Странность заключена в том, что первые ее прозрения связаны именно с всадником. Они «встречались» у колодца, когда Ванга приходила по воду. Всадник предупреждал ее о надвигающихся испытаниях, о том, когда надо ждать войну, именно он сообщал Ванге, что ей предстоит стать ясновидящей - «предсказывать живым судьбу, слышать и понимать глас усопших». Первые их «встречи» происходили давненько, 30 лет тому назад, когда Ванга и поселилась в долине. В другое место перебираться она не собирается.
Мы, болгары, вообще неравнодушны к легендам, действующее лицо которых всадник. Ведь ученые до сих пор не знают, кем и когда высечен на скале «портрет», историческое наименование которого «Мадарский всадник». Специалисты предполагают, что на той скале изображен хан Тервел или же иной воин времен первого Болгарского государства. Но я думаю, не тот ли это всадник, который когда-то стоял посреди площади прекрасного города, а после, сотни и сотни лет спустя, стал являться нашей Ванге, являться обычно лишь в преддверии каких либо судьбоносных событий.
Кажется мне, что не случайно тетушка выбрала долину Рупите: поблизости, знаю точно, полно мест, куда более живописных. Ванга говорит, что черпает здесь космическую энергию полной мерой. Энергетический поток «притягивается» к пересохшему руслу Струмы, поскольку там, в глубинах земли, похоронена была великая тайна, разгадка тайны - ключ к прочтению древней истории болгарского народа. Что это за энергия, которая привлекла в долину пилигримов седых времен, которая и сейчас питает пророческий дар Ванги, - я судить не берусь. Но хочется мне взойти на высокую трибуну и с нее обратиться к нашим академикам и докторам наук: идите сюда, друзья, копайте песок, дробите камни, вникайте также в суть шифра, начертанного Всевышним на высоком небе - таинственные и вечные звездные письмена, напрягайте мысль, летите на крыльях фантазии, питаемой фактами, и вам откроется - должна открыться! - древняя тайна. Идите, вас ждет слава, и не только среди коллег-ученых, мировая слава».
Теперь там поверх застывшей лавы растёт сухая пустынная растительность, от горячих озёр поднимается клубящийся пар. Здесь хорошо снимать ландшафт другой планеты для фантастических фильмов. А если подняться на гору и приложить ухо к земле, можно и сейчас услышать, как гудит спящий вулкан. Вот куда мы, предварительно выспавшись на мешочках с сахаром, и отправились ранним утром втроём: я, мама, тёть Люда. Я опять-таки, всё воспринимала как должное; у нас тут живёт баба Ванга, мы собрались и пошли к бабе Ванге. Возможно, меня даже не хотели брать, боясь, что закапризничаю, а я затребовала - интересно ведь! Теперь же я пытаюсь извлечь из памяти как можно бережнее кусочки того свежего, росистого, ещё без осенней промозглости, утра, когда мы стояли в очереди людей у маленького одинокого домика. Стояли долго, даже перекусить успели. Вообще, будь я тогда человеком взрослым, несмотря на своё любопытство, ни за что не пошла бы к Ванге просто так, пусть, мол, она мне чего-нибудь предскажет. Кто все мы такие, чтобы требовать чего-то для себя от этой пожилой женщины, в жизни которой были и потери и лишения, с которыми она как-то смирилась и живёт, а нам чего-то там должна рассказывать, будто наши проблемы важнее тех, что выпали на её долю: бедность, голод, потеря родных, слепота, постоянное и порою недоброе внимание к своей личности из-за необычных способностей. Такое право имеют, пожалуй, лишь те, кто в отчаянии. Кому больше некуда идти. Вот, к примеру, слышала историю про семейство из Брянска, откуда и я сама. У них пропала девочка младшего школьного возраста. Милиция не могла найти. Несчастные родители обратились к Ванге, и она сказала, что девочка мертва, что её скоро обнаружат голенькую, завёрнутую в шубку в снегу. Так и случилось. Насильника тоже вроде поймали. А моя мама с тёть Людой, по сути, от нефиг делать припёрлись, про свою судьбу узнать.
Есть ли она, судьба эта? Сами ли мы выбираем её в каждое конкретное мгновение своего существования, и если это так, тогда что же видит болгарская пророчица? Тот самый ли вариант, про который откуда-то знает, что мы выберем? И есть ли здесь место выбору, если кому-то может быть известно конечное? К Ванге так же приходят люди болящие, кому-то она прямо говорит, что скоро человек умрёт. Других отправляет в больницу, обращает внимание на что-то, упущенное врачами, даёт ещё какие-то рекомендации относительно лечения, кому-то советует попить определённую травку. И больные поправляются. Получается, что если бы человек к ней не пришёл, возможно, так бы и мучился со своим недугом, а то и умер. Значит, в ряде случаев изменить что-то возможно? Или исцеление после визита к Ванге уже часть того самого предопределённо выбранного варианта? Нам пока не к кому обратиться с этими вопросами. Есть лишь свидетельства её феномена, а так же факт: единовременно с нами жил человек, по отношению к которому законы природы повели себя немного иначе, позволяя видеть будущее и прошлое, ясно слышать невысказанное.
Мне вспоминается довольно обширная территория, поросшая травой, огороженная забором. Людей уже оставалось совсем немного, но тут к калитке вышел какой-то мужчина и сообщил, что сегодня Ванга более не принимает. Визитёры начали постепенно расходиться, а мама с тёть Людой негодовали: «Как же, как же, на сахаре поспали, столько простояли. Ехать снова? Стояну в сезон консервации такие прогулки точно не понравятся». Окликнули мужчину, стали проситься «хотя бы передать подарок», который накануне собрала тёть Люда. Из памяти напрочь вылетело, что там ещё было, запомнились только два предмета: платок с ярким узором и почему-то... кипятильник! Тёть Люда вязала крючком, посему, возможно, там имелись и ажурные салфетки или что-то в этом роде... Все эти штуки помещались в сшитом ею же платяном мешочке. Охранник, или кто это был, велел нам подождать, какое-то время мы взволнованно бродили рядом и, наконец, он нас подозвал. Сказал, что ребёнок может войти и передать подарок. Мне выдали мешочек и запустили в калитку. И почему это мне запомнилось, что путь мой к лавочке у домика пролегал через такую обширную поляну? Она и вправду такая большая? Иду я через неё и вижу, что вдали, рядом с домиком, на лавочке, в пол разворота от столика, как бы глядя перед собой и чуть вверх, как делают люди, когда подставляют лицо солнцу или ветру, сидит крепкая пожилая женщина в чёрном. Я приближаюсь к ней. Вижу, что она слепая, с ввалившимися в глазницы и залепившими их пустыми мятыми веками, седые волосы подстрижены «под каре». Дойдя до неё, я, может быть, поздоровалась, а может, просто стояла. Обычно я к незнакомым людям как бы с вызовом, словно недоброго ожидая, а порой, просто готовая ощериться на банальные поучения, тогда же просто стояла, открытая для всего, что могло последовать. Здесь хочу выделить одно личное обстоятельство: и мама, и родственники, и её подруги и воспитательницы детсадовские сходились на том, что все дети как дети, а я... Они не говорили ничего вразумительного и конкретного по вопросу, что же со мной не так, но что я какая-то не такая, упоминали частенько, хоть я и училась хорошо и с детьми умеренно контактировала. Даже тёть Люда в отсутствие мамы задала Стояну вопрос: «Зачем тебе женщина, у которой ненормальный ребёнок»? И в этом случае срабатывала детская готовность воспринимать всё как должное: раз взрослые говорят не такая, значит не такая, и мне должно быть за это стыдно. И вот стояла я перед Вангой и думала, что, возможно, она сейчас тоже всё про меня поймёт и ругать начнёт. Она же протянула руку, по голове погладила, заулыбалась... И я увидела перед собой обыкновенную добродушную болгарскую старушку. Болгары вообще частенько демонстрируют радость при нахождении детей в поле зрения, совершенно незнакомый человек может денежку дать или конфету. И там, кстати, меня никто не выделял и не говорил, что со мной что-то не то. Вот так, чужестранка, я ощущала себя своей, нормальной именно в Болгарии. Вот и Ванга, подобно многим доброжелательным старикам, просто обрадовалась маленькой девочке. У меня отлегло от сердца, и я решила, что пора отдавать подарок, за который, признаться, было как-то неловко, он даже тогда, в детстве, казался мне дурацким. Я положила его на столик рядом с Вангой, потопталась ещё для вежливости и обратно пошла...
На пол пути, заслышав крики и не сразу поняв, что кричит та самая доброжелательная старушка, я уже хотела скорее бежать к калитке, но охранник и мама с тёть Людой меня развернули, потому, что Ванга требовала забрать «подарочек» обратно. Я забрала, вернула взрослым, и мы пошли на электричку.
«Вот видишь, какая твоя дочь, даже Ванга от неё ничего брать не захотела», - сказала тогда тёть Люда. Иду, виноватая непонятно в чём, ничего ведь плохого не сделала, где же опять себя «не так» повела? Естественно, с меня спросили детальное описание произошедшего. Рассказала.
«Стой-ка, Люд, - оживилась мама, - Ванга Саню по голове погладила, улыбнулась. А закричала, когда подарка твоего коснулась». Тёть Люда как-то понуро согласилась, что дело, скорее всего, не во мне, а в ней, что она «с одной стороны ангел, с другой - дьявол». Да-да, так и сказала. Уж не знаю, как я в детстве могла подобное трактовать, но опять же, как и полагается несмышлёнышу, восприняла как нечто само собой разумеющееся. Тётенька говорит, что она с одной стороны ангел, а с другой - дьявол, значит, такое бывает, ага. А от каких-либо комментариев с позиции себя нынешней вообще воздержусь, поматеримся в другой раз. Расскажу-ка лучше, что случилось потом. Стоян нас выгнал, и приложила к этому руку та самая тёть Люда, впечатлённая его апартаментами, которые для среднестатистического болгарина не роскошь, а нечто само собой разумеющееся, пусть страна не богатая, но как рыбные консервы там люди на квадратные метры не набиваются. Мама утверждает, что, коснувшись подарка, Ванга узнала о корыстных планах её подруженьки, потому так и отреагировала. Ну, этого нам теперь не узнать. Однако я считаю, что если бы она про это что-то поняла, то она сказала б чего, предупредила нас, потому как любила справедливость. Прочтя книгу её племянницы, которую уже цитировала выше, я составила некоторое представление о личности этой необычной болгарской женщины и теперь думаю следующее: просто подарок был дурацким, «не от души». Даже в детстве я уже ощущала, что тёть Люда туда напихала какой-то ерунды, из того, что самой не нужно. Ванге подобное отношение «не от души» страсть как не нравилось, вот она и вернула её хлам. Всё просто. Кипятильник же нам на съёмных квартирах сгодился: съехали от Стояна, года три прожили в Петриче, я ходила в школу, мама работала в оранжереях. Сначала в гос предприятии на огурцах, потом к частнику переметнулась, там выращивали герберы. После переехали в Пловдив, где имела место быть очередная попытка ужиться с болгарином, лётчиком на пенсии по имени Цани. Своеобразный был дядька, он почти сразу решил морить нас голодом: и меня, и маму, и собаку, не понимаю, как мы к нему вообще попали, и зачем он писал? После мы снова оказались на съёмной квартире, мама сначала работала в детдоме, пансионате, как они его называли, имени Княгини Марии Луизы, потом - сборщицей денег за туалет в ночном клубе «Флорида», где какой-то русский бандит в порыве душевности отстегнул ей в долларах сумму, чтоб мы смогли вернуться в Россию, сама она скопить на билет не смогла бы. Я же абсолютно справедливо на родину не стремилась, но это уже другая история.
У нас, человечков, так устроены мозги, что мы можем разбираться в физических явлениях нашего мира и использовать некоторые его законы себе во благо (хотелось бы верить, что только во благо), он познаваем. Есть ещё странные штуки, вроде квантовой механики. Изначально природа и эволюция ваяли нас такими, чтоб мы воспринимали только то, что нам нужно для исправного функционирования (выживать, размножаться, конкурировать друг с другом и прочими видами). А оказывается, сегодняшняя наука вполне в компетенции познать так же и закономерности явлений, что не подвластны глазу, а порой и мозгу, если размышлять о них с точки зрения той же классической механики, явлений порою парадоксальных, на грани чудес и мистики. Ванга хоть и наша современница, но её феномен до сих пор не имеет толковых научных объяснений. Почему-то именно с этой болгарской женщиной физические законы вели себя иначе, давая возможность видеть большинству не доступное. Она распорядилась этими своими способностями достойно, употребив их в помощь людям.
До сих пор у меня захватывает дух, когда я думаю про тот давний момент нашей встречи и понимаю, что существовало в жизни такое удивительное мгновение: я стою перед Вангой, и она всё про меня знает! Прошлое, будущее, часть которого теперь уже тоже отошла в прошедшее, а часть ещё на пути к воплощению и то, чем мой путь закончится, ибо все пути конечны. Это странно и удивительно волнующе! Хотела ли бы я сейчас прикоснуться к этим знаниям? Нет! Это, конечно, необоснованная догадка, но есть у меня ощущение, что если мы будем по поводу и без извлекать, теша собственное любопытство, откуда-то, куда природой не было задумано наше допущение, эту информацию о грядущем, будет нарушено некое жизненное равновесие. Только отчаявшиеся, несчастные, вроде той семьи, потерявшей дочку, имеют право просить Вангу заглянуть для них туда. Да, конечно, я была бы благодарна ей за какое-то невидимое мне объяснение того, что люди с самого детства меня как-то выделяют. Не за эксцентричное поведение, не за внешность, а как-то по-особенному. Но это не проблема, не что-то страшное, а посему, повторюсь, мне было бы жутко неудобно спрашивать у такого человека что-то для себя. Но есть ещё и любопытство иного порядка, серьёзное. Ванга говорила: «Придет время, и зёрна отделятся от плевел, ибо будущее принадлежит хорошим людям, и они будут жить в таком прекрасном мире, что мы себе и представить сейчас не можем. Придет время вдохновенного труда, любви и братства всех людей на земле». Так вот. Я бы хотела, нет, мечтала расспросить её, какими будут люди тогда? Как они будут относиться к животным? Найдут ли способы обходиться без эксплуатации и причинения боли другим живым существам? Смогут ли превозмочь сиюминутные хотелки, проснуться от инстинктов и жить осознанно? Будет ли эволюционировать ещё какой-то вид, например, собаки? Полетим ли мы в далёкий космос, открыв технологию, позволяющую преодолеть пространственно-временной барьер? Узнаем ли, зачем всё? И эти сущности, о которых она часто упоминала, с третьей от Земли планеты... Раз они нас посещают, значит, они чего-то хотят. Чего же? Если смерть - это не конец, а лишь расставание с физической оболочкой, то конечна ли душа? Стареет ли она? Если существует повторное физическое перерождение, то каким образом определяется фиксированное число душ, находятся ли они в неизменном круговороте или в любой момент могут родиться души новые? И можно ли увидеть, или скорее понять, из чего они рождаются? А животные? Как воспринимают реальность они? Может быть, тоже видят немного наперёд, но возможности их мозга, отсутствие абстрактного мышления, не позволяют им как-то этим пользоваться, огорчаться или удивляться увиденному, возможно, чьи-то мысли, обрывки прошлого и будущего попадают в, скажем, кошачью черепушку, но мирно дремлющее нахохленное животное не обращает на них внимания, как на нечто перманентно присутствующее, но ненужное, вроде телевизора, радио, отражений в зеркалах и наших разговоров. Безмерно любопытно хоть как-то соприкоснуться с миром, открывающимся человеку, который воспринимает... что-то ещё. Вопросы о душе, о жизни после смерти, о будущем нашего мира и многие-многие другие кажутся уже даже банальными. Примитивно, не прилагая особых усилий для понимания сути, нам порой пытаются давать на них ответы мистика и эзотерика. Науке же они будут открываться по крупице. Ванга - наша современница, но объяснения, что же её дар такое, пока не существует. Те немногие биографические сведения, что доступны о Ванге из книжек и передачек, оставляют о ней по-настоящему хорошее, светлое впечатление. Она много выстрадала, но не отказывала в помощи людям, которые к ней шли, шли и шли, была человеколюбива, срамила тех, кто обращался к ней в корыстных интересах.
Вот так вот. Знаете жаргонное словечко «баг» (с английского «жучок»), обозначающее ошибку в компьютерной программе? Иногда в компьютерной игре могут иметься полезные баги, которыми можно воспользоваться для собственной выгоды (например, проходить через стены). Прибегнув к уже ставшему тривиальным и нещадно растиражированному в кино и книжках сравнению нашей реальности с компьютерной программой, можно назвать Вангу человеком-носителем некоего полезного бага, которым обычные люди пользовались, чтобы заглянуть в будущее.