Исаак Ильич Левитан (1860-1900) - один из моих любимых пейзажистов
Творчество Исаака Ильича Левитана развивалось в период высокого расцвета русской художественной культуры. Его современниками были Репин и Суриков, Нестеров и Серов, Чехов и Горький, Шаляпин и Ермолова. За короткую творческую жизнь Левитан создал около тысячи полотен. Пастелей, рисунков.
Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью. Современники Левитана верно подметили, что он любит передавать в пейзаже печальное настроение. Вспоминали и слова Стендаля: "Тот не художник, кому недоступно чувство печали". И сам Левитан не раз говорил, что ощущает особую грусть, разлитую в природе, и стремится "поймать" ее, выразить на полотне.
Родился 30 августа 1860 в местечке Кибарты (Ковенская губерния, Литва) в бедной, но образованной еврейской семье. Его отец, сын раввина, закончил иешиву и занимался самообразованием. Первоначальное образование Левитан получил дома у отца, дававшего уроки иностранных языков. В Ковно отец преподавал французский и немецкий, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.
В начале 1870-х семья переехала в Москву, и в 1873 (окончил в 1885г.), будучи тринадцатилетним, Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда ранее (в 1871) поступил его старший брат Авель, и где его учителями были в числе прочих Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.
В 1875 г. умерла мать Левитана и серьезно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Потеряв родителей, Левитан вел почти нищенское существование. Для него, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвертом «натурном» классе у Перова. Друг Перова, Саврасов, обращает внимание на Левитана и берет его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия». Уже в уч-ще Левитан не только обнаружил выдающиеся способности, но и сумел сказать свое слово в изображении рус. пейзажа ("Вечер", "Осень. Дорога в деревне".). Работу Левитана "Осенний день. Сокольники" в 1879 приобрел П.М. Третьяков.
"Осенний день"
В 1885 году в имении Киселевых в Бабкине Левитан знакомится с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь. "Я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен ну словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней", - писал в эти годы художник А. П. Чехову.
После окончания училища писал декорации для Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, с 1886 преподавал в классах изящных искусств в Москве. В 1889-1890 Левитан ездил в Париж, где знакомился с современным искусством, писал пейзажи в Италии. Активно участвуя в художественной жизни, Левитан в 1891 был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
В начале 1890-х художник вместе с товарищами путешествует по Волге, где на него особенно сильное впечатление произвели староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск. Начиная работу над композицией «Над вечным покоем», Левитан обращается к этюдам заброшенного погоста. Ему удалось сохранить реальный ландшафт и придать ему величественность и глубину, постигаемые лишь в откровении. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба. Художнику удается передать ощущение простора, воздушной легкости, радости созерцания природы одними красками пейзажа
"Над вечным покоем"
Левитан - один из самых больших поэтов Волги. Волжская природа с ее бесконечными просторами, чередованием лесов, равнин, полей, больших городов и маленьких деревень вдохновила художника на новые пейзажные сюжеты.
"Вечер на Волге"
В 1892 Левитану было предложено, как "некрещеному еврею", покинуть Москву, и ему пришлось долго жить в Тверской и Владимирской губ., пока хлопоты влиятельных друзей позволили ему вернуться. Важное значение для его творчества имело пребывание в волжском городе Плес. Всю жизнь будучи верующим иудеем, Левитан пунктально соблюдал все предписания еврейской религии, и, в том числе, запрет на изображение человека. Лишь на одной его картине присутсвует женский силуэт (на картине «Осенний день. Сокольники» женскую фигуру, согласно ряду свидетельств, написал для Левитана Николай Чехов, брат знаменитого писателя).
"Вечерний звон"
Приезд Левитана в марте 1894 года в Тверскую губернию, в Островно, а затем в Горки открывает последний период творчества художника. В солнечные мартовские дни пробуждается природа ("Март", 1895, ГТГ), по-весеннему поет и звенит ручей ("Весна. Последний снег", 1895, ГРМ), нежно благоухают цветущие яблони ("Цветущие яблони", 1896, частное собрание); в хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеют реки, пустеют рощи ("Золотая осень", 1895, ГТГ) и наступает "пышное природы увяданье" ("Осень", 1895, частное собрание; "Большая дорога. Осенний солнечный день", 1897, частное собрание).
"Март"
С 1898 Левитан преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества вместе с В.А. Серовым и К.А. Коровиным. В 1899 Левитан было присвоено звание академика Академии художеств. С 1899 он принимал участие в работе журн. и выставках "Мира искусства". "Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи" (А.А. Федоров-Давыдов). В последние годы жизни пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной. Они отражают стремление художника "изощрить" свое искусство так, чтобы "слышать трав прозябанье". Он все чаще обращается к воплощению неуловимых моментов в природе, стремится к предельному лаконизму изображения. Таковы его "Март", "Золотая осень", "Свежий ветер", "Волга", "Сумерки", "Стога" и др. Стремление философски осмыслить жизнь привело Левитан к созданию "Владимирки", "У омута", "Над вечным покоем". А.П. Чехов писал: "До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после".
"Стога. Сумерки"
В 1898 году Левитану присваивают звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его пейзажи появляются на Всероссийских выставках, на выставках в Мюнхене и с успехом экспонируются на Всемирной выставке в Париже. Приходит всеобщее признание, известность. Однако здоровье художника резко ухудшается, болезнь сердца неумолимо прогрессирует. Лечение за границей помогает на короткий срок.
"Левитан, по-видимому, умрет", - пишет Чехов... Тяжкая болезнь и "страшная жажда" жизни ведут борьбу.
Лето в Москве выдалось жарким и душным. Последнее лето в его жизни. Он скончался 22 июля 1900 года. Через месяц ему исполнилось бы 40 лет. На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую он хотел назвать "Озеро. Русь". Картина "Озеро" (1899-1900, ГРМ) стала лебединой песней художника. Левитан полагал назвать свое произведение "Русью"; ему хотелось дать в нем как бы некоторый синтез своих многочисленных исканий. "Озеро" - обобщенный образ прекрасной и светлой русской природы. Русь, Родина - последние мысли и чувства художника. Он не сумел закончить картину, как хотел. 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Левитана не стало.
Когда думаешь о судьбе И.И.Левитана, вспоминаются стихи А.Фета:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя...
"Озеро"
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Сайты:
http://gallery.alldesign.org/Levitan/http://www.hronos.km.ru/biograf/levitan.htmlhttp://smallbay.ru/levitan.htmlЗдесь огромная статья о жизни художника:
http://www.levitan.org.ru/index3.html