История проектирования Новосибирского театра оперы и балета

Mar 02, 2012 08:57

Оригинал взят у gelio_nsk в История проектирования Новосибирского театра оперы и балета


Новосибирский театр оперы и балета - крупнейшее в России театральное здание. Его история начинается в конце 20-х годов когда появилась потребность в постройке в Новосибирске Большого театра Сибири в составе комплекса Дома культуры и науки на основе создания театра нового типа. Изначально проектировать здание поручили московскому архитектору А.З.Гринбергу...




Дом Науки и Культуры (ДКиН), по выполненному весной 1930 г. первоначальному проекту А.З. Гринберга и И.В. Киренского, состоял из шести соединенных переходами корпусов, в которых размещались: театр на 3000 мест, концертный зал на 750 человек, музей, библиотека, выставочное здание и научно-исследовательский институт.



В ходе строительства была реализована только театральная часть задуманного комплекса.
В те годы театр представлялся «наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма».



Авторы проекта ДНиК А.З. Гринберг, М.И.Курилко, Т.Я.Бардт

В 1930 г к проектированию театра в Новосибирске подключились Т.Я. Бардт и М.И. Курилко,



Они разработали для него специальную систему "Теомасс": Театр, зал собраний, демонстрации, спортивные мероприятия, механизация сцены, разрез с кинопроектором)



Макет зальной части театра

Здание должно было стать "театром техники и реальной обстановки. Перед зрителем могли появляться с улицы колонны демонстрантов, автомобили, тракторы или экипажи, проходящие на всей скорости, при этом предполагалось, что круговые платформы (фурки) могли двигаться с той же скоростью в противоположном направлении.



Проектировался "сверхмеханизированный театр ланетарного типа" при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий или бассейн для водных пантомим.



На внутреннюю поверхность купола с помощью специального киноаппарата, дающего проекцию в 360°, во время театрального действия можно было проектировать киноленты.



Ультрановаторские идеи Т.Я. Бардта и М.И. Курилко в области сценографии выразились в устройстве трансформирующегося зала, который мог превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и особых театральных действий.



Планировалось устройство подвижного транспортера- галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала, что должно было обеспечить быструю смену декораций и перенесение действия в различные точки зрительного зала.



В 1931 г. было начато строительство здания по новому эскизному проекту, составленному А.З. Гринбергом и М.Т. Смуровым по наброскам схемы театра, выполненным Т.Я. Бардтом и М.И. Курилко.



Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра был для того времени выдающейся конструкцией.
Его проект выполнили профессор П.Л. Пастернак и инженер Б.Ф. Матери. Была создана уникальная конструкция
- «наиболее совершенный и грандиозный по своим размерам железобетонный купол».



При размерах 60,0 м и высоте 25,0 м толщина рабочей оболочки купола равна всего 8 см, что составляет всего 1/750 часть диаметра, т.е. достигнут почти наивысший предел рационального использования железобетона как материала.





План второго этажа. Архитектор Рошин





Зрительный зал. Фотография с макета на постоянной строительной выставке в Москве



Интерьер вестибюля



Интерьер кулуаров



Интерьер фойе-буфета



Рекреация на кровле вестибюльной части



Продольный разрез



Совмещенный план 1 и 2 этажей

В 1933 г. конструктивистские формы Дома Культуры и Науки подвергли критике (в связи , но А.З. Гринберг отказался радикально "обогатить" архитектуру здания. И тогда комитет содействия строительству ДНиК объявил открытый конкурс на "составление проекта обработки фасадов строящегося в Новосибирске театра".



Конкурс был объявлен через газету «Советская Сибирь», где были опубликованы и его условия. Преамбула условий гласила: «Идея театра, возникшая на основе социальной революции и социальных сдвигов в народных массах, должна быть заключена в наружные формы, отражающие характерные черты этой эпохи... разрешить поставленную таким образом задачу голым техницизмом нельзя».



Группа проектировщиков в работе над конкурсным проектом реконструкции ДНиК.
Конкурс состоял из двух туров, в которых участвовали архитекторы Новосибирска, Томска и Москвы.



Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.И. Дмитриев



Архитектор: Масленников В.С.



Архитектор: Брюханов



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Бурлаков И.А.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Тейтель В.М.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Якубовский П.Г.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.



Архитектор: Парыгин С.И.







Архитектор: Воронов И.Т.



Архитектор: Гольц Г.П.





Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Крячков А.Д.



Архитектор: Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



Гордеев Б.А.



После проведения конкурсов архитектор Б.А. Гордеев, проект которого победил во втором туре второго конкурса, для дальнейшей разработки проекта в 1934 г. был направлен во Вторую мастерскую Моссовета академика А.В. Щусева, где при участии сначала А.Б. Куровского, а затем - B.C. Биркенберга, по технологической схеме Г.М. Данкмана была выполнена окончательная редакция проекта.



Технической проект перепланировки новосибирского дома науки и культуры
В августе 1935 года Наркомпрос принимает решение отказаться от системы «панорамно-планетарного театра» и строить ДНиК как обычный оперный театр.









1937 Год План 4 этажа зрительной части



Интерьер зала по проекту Лансере Е.Е. до принятия варианта реконструкции Г.М.Данкмана



Интерьер фойе-буфета 2 этажа





Интерьр зала по проекту Е.Е. Лансере до принятие реконструкции Г.М.Данкмана



Развертки стен фойе-буфета 2 этажа



Интерьер зала. Окончательный вариант

Для улучшения акустики к железобетонному своду был подвешен деревянный потолок.
Вместимость зала была сокращена с 2500 до 1900 человек.



Люстра кольцевого фойе 2 этажа
Проект. Б. И. Дмитриев. 1939 г.



Кресло зрительного зала



Люстра зрительного зала



Фрагмент фасада



Совмещенный план 1 и 2 этажей





Разрез здание по продолной оси (Новосибирсгражданпроект для капитального ремонта)

В результате многочисленных переделок здание театра имеет такое большое количество лишних помещений, что в них можно было бы разместить еще несколько зрительных залов.



В 1937 году был репрессирован главный инженер строительства театра С.А. Полыгалин.
Вв 1938 г. арестован создатель системы «Теомасс» Т.Я. Бардт.



Здание театра было названо "самым большим и неудачным детищем конструктивизма".
При строительстве в несколько раз была превышена заявленная смета, поэтому власти пришли к выводу, что строительство Новосибирского театра оперы и балета было «начато в 1931г. с явно вредительскими целями - заморозить государственные средства на объекте, ...отвлечь государственные средства от более необходимых мероприятий социально-бытового строительства, тем самым вызвать недовольство
трудящихся и антисоветскую агитацию...".



Благоустройство площади Ленина



Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды - Гран‑при.
В 1938 г. макет демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.

Продолжение следует...

При создании поста был использован материал из журнала "Проект Сибирь" за что выражаю его редакции и в частности alexander_loz большую благодарность!

Навигация по блогу


интересно, фото

Previous post Next post
Up