Барбикан: King&Country. Ричард II.

Jun 16, 2016 00:42

1. Спектакль за рубежом

Барбикан - это такое волшебное место, которое исполняет мечты) Сначала "Гамлет" с КамберЛордом, а следом за ним возвращение на сцену "Ричарда II" с Дэвидом Теннантом.
Этот спектакль шёл в Страдфорте-на-Эвоне и в лондонском Барбикане в конце 2013 - начале 2014 года. В кинотеатрах по всему миру показывали его запись в рамках проекта "National Theatre Live". Но тогда всё это прошло мимо меня, потому что прекраснейшего актёра Дэвида Теннанта я открыла для себя лишь летом 2015-го. После этого как раз был Гамлет и, будучи в Барбикане, я неожиданно для себя обнаружила в планах театра на январь 2016 этот спектакль... Всего только девять представлений. Было очень сложно удержаться от того, чтобы не купить себе билет, пусть даже и на последние деньги) И я-таки не смогла себе отказать)) И в день отлёта сорвалась и поехала за ним в Барбикан. И как же здорово, что я тогда на это решилась! Все-таки иногда стоит совершать отчаянные поступки))) А такая незапланированная поездка в UK всего через несколько месяцев после возвращения оттуда была для меня именно таким поступком.
К слову, билеты на отдельные показы Ричарда на тот момент были уже давно раскуплены, оставались только сразу на целый цикл спектаклей, посвященных Британским королям, да и тех считанные единицы. Но зато я в результате посмотрела не один, а целых четыре чудеснейших спектакля.




Возвращение на сцену спектаклей прошлых лет, равно как и сам цикл "King&Country", приурочены к 400-летию со дня смерти Шекспира. Это четыре его исторические пьесы: "Ричард II", "Генрих IV. Часть 1", "Генрих IV. Часть 2", "Генрих V". Все они блестяще поставлены Грегори Дораном.
Актёрские составы отличаются от тех, что были раньше (обе части Генриха IV тоже шли в театре в 2014 году). Поэтому, если вдруг когда-нибудь спектакли вернут в кинотеатры (ну вдруг случится такое чудо?)), или же будет возможность еще где-то найти запись (их выпускали на DVD), они будут отличаться от того, что видела я. Особенно изменения коснулись как раз Ричарда II. Но, тем не менее, я крайне рекомендую посмотреть записи, если будет такая возможность.

image Click to view



Итак, Ричард II

Эту пьесу я прочитала буквально за несколько дней до просмотра спектакля во время долгих часов ожидания Дэвида у Stage Door (как же ж без этого)). Поэтому с пониманием Шекспира на слух в оригинале тут всё было более менее (в отличие от последующих трех спектаклей).




На этот раз на сцене занавеса не было совсем. Едва заходишь в зрительный зал и сразу видишь печальные, мрачные и совершенно удивительные декорации. Правду говорят, что всё гениальное - просто. Множество тонких цепей и свет создают невероятную иллюзию готических сводов Вестминстерского аббатства. А посреди сцены стоит закрытый гроб, покрытый черной тканью. Еще до начала спектакля на сцену выходит седовласая герцогиня Глостерская и оплакивает своего убитого мужа. И столь печальное начало является лишь предвестником еще куда более трагических событий...




На протяжении спектакля моё внимание конечно же в первую очередь было приковано к герою Дэвида Теннанта. Для меня такой его образ был несколько неожиданным и с первых секунд появления Ричарда на сцене сердце буквально замирало, главное было - все-таки не забывать дышать))) Что уж говорить, он действительно великолепен)




Ричард, несомненно, выделяется среди прочих персонажей, и даже без короны - он Король. Прекрасный, величественный и гордый, с благородными чертами, утонченный и изящный... Словно этакий эльфийский владыка посреди простого люда вышагивает он в своих длиннополых одеждах в начале... Но и потом, во втором действии, уже будучи низложенным, сломленным и закованным в цепи в грязной рваной робе в темнице, он остается... выше, сильнее, значительнее новоявленных королей. Недаром в самом финале его дух появляется над сценой, на помосте с троном, где и подобает быть Королю, и смотрит свысока как Генрих Болингброк где-то внизу перепуган тем, что навсегда прослывет цареубийцей.










Я наслышана, что Ричард зачастую считается и, соответственно, играется в спектаклях как «слабый» король. Здесь это совсем не так. Если в начале он и напоминает капризного избалованного ребенка, то потом, когда он получает от судьбы и всех, кому доверял, удар за ударом, проявляется его внутренняя сила… Внутренне это очень сильный человек. Такой вот театральный парадокс - пьеса у всех одна и та же, те же самые слова, монологи… А какое разное восприятие героя и как чудесно оно передается зрителям талантливой актерской игрой… В этом и заключено волшебство театра)







Конечно же, нельзя не упомянуть и главного антагониста - Болингброка. Его как раз играл другой актер, не тот, что запечатлен на записи 2013 года, играет он иначе и отсюда вырастают все отличия и в игре Ричарда. Такая замена вполне объяснима тем, что этот актер играл Генриха IV в обеих частях одноименной постановки. И вполне логично, что одного и того же персонажа в едином цикле возвращенных на сцену спектаклей должен был играть один и тот же человек.
Болингброк Джаспера Бриттона сыгран прекрасно, он полная противоположность Ричарду, и он получился хитрым и лицемерным. И как бы ни был он прав насчет своей "обиды" за отобранные владения, мной Генрих Болингброк воспринимался исключительно как отрицательный персонаж, поэтому я без какого-либо зазрения совести и называю его антагонистом.




Постановки Грегори Дорана, насколько я поняла, не считаются классическими, но на мой взгляд всё было так, как и подобает исторической пьесе.

Костюмы в постановке вызвали мое особое восхищение своей правдоподобностью. И если уж рыцари готовятся биться на мечах, то они по-настоящему звенят металлом своих панцирей и кольчуг при каждом шаге.

Декораций на протяжении всего спектакля здесь минимум. В основном это те же цепи, что и в начале, да спускающийся сверху помост с троном. Всё решают свет и звук. Волшебным образом мы перемещаемся на побережье Уэльса или в сад, по которому гуляет королева, снова в аббатство или в темницу, где заточен низвергнутый Король.







Музыка, сопровождающая спектакль, печальная и прекрасная, соответствует эпохе. Начало каждого нового акта ознаменовано выходом певчих на балкончики с двух сторон от сцены. Я назвала их певчими не случайно - это очень напоминает церковное хоровое пение.

В трагическое повествование вплетено довольно много юмора и это дает своеобразные передышки зрителям. Это вообще свойственно англичанам - смешно иронизировать. Но мне даже не всегда было понятно, как может, например, зал смеяться над горькими усмешками Ричарда, заключенного в темницу, когда я пытаюсь хоть что-нибудь разглядеть сквозь слёзы?

(А вот сейчас будет очень большой СПОЙЛЕР))
Есть в спектакле и один провокационный момент, который невозможно не упомянуть) Это сцена с весьма неожиданным поцелуем (хотя именно в тот момент он прямо-таки напрашивался, несмотря на всю странность такого действия), который возможно не все смогут адекватно воспринять. Ага, это сцена не для слабонервных)) Но, говорят, в записи 2013 года все выглядит намного невиннее, чем было в возрожденной постановке 2016 года))) Однако в контексте происходящих событий и диалогов Ричарда с последним оставшимся с ним соратником и другом Омерлем, единственным кто не предал и не отвернулся... я все-таки не увидела в нем каких-то сомнительных подтекстов) и приняла этот момент как данность. Скорее как внезапный порыв, желание почувствовать, что ты не один на всём белом свете, желание в последний раз ощутить человеческую теплоту, отчаянный порыв прочувствовать близость единственного преданного тебе человека в тот страшный момент, когда решаешься обречь себя на смерть, решаешься сдаться без боя, чтобы не проливать напрасно кровь своих подданных-солдат...




Хоть пьеса и описывает столь глобальные исторические и политические события в прошлом Соединенного Королевства, тем не менее, в первую очередь это личная трагедия одного человека. Являющийся помазанником Божьим, уверенный в том, что власть дарована ему свыше, по праву рождения, вместе с жизнью, что его жизнь и корона неотделимы... Ричард вдруг осознает всю тяжесть своей ноши - наследственной власти, которую в равной степени можно назвать его проклятьем. И мы видим его уже не небожителем, а несчастным, сломленным и, не смотря на это, опять-таки, обладающим огромной внутренней силой человеком, переживающим крушение своей жизни... Одинокий и отвергнутый всеми, затравленный своими бывшими "друзьями" и подданными, словно сворой собак... Ему ничего не остается кроме как принять этот крест на себя.




Но даже если какие-то его решения, приведшие к восстанию, и были несправедливыми, это все кажется мелким и незначительным, по сравнению с несправедливостью и предательствами, совершёнными впоследствии в отношении Короля.




Невозможно не сочувствовать Ричарду, когда он страдает в ожидании своей дальнейшей судьбы, уже зная ее наперед. Невозможно не плакать во время его проникновенных монологов, когда все и всё обернулось против него... Невозможно не чувствовать его душевную боль, прорывающуюся сквозь колкости и горькую иронию его слов... Невозможно не восхищаются, глядя на это сквозь пелену собственных слез, с каким Королевским благородством Ричард несёт свой "крест" до конца, превращаясь в мученика даже в глазах своих врагов.







По ходу спектакля накал эмоций и сострадание Ричарду возрастают с каждым новым предательством, но финальный аккорд превосходит их все. Сцена убийства Короля в данной постановке немного изменена. (И тут тоже будет важный СПОЙЛЕР) Есть предположения, что и у Шекспира изначально был описан именно такой ход событий, потому как он действительно логичен, но позже по каким-то причинам имя убийцы было изменено на совершенно непонятно откуда взявшегося персонажа.
У Шекспира Болингброк всей сценой с герцогом Йоркским и его женой, умоляющей пощадить сына-изменника, всем своим показным гневом и снисходительным помилованием буквально вкладывает нож в руки помилованного Омерля… И в постановке Грегори Дорана свой последний взгляд умирающий Ричард направляет в глаза того самого единственного остававшегося верным ему человека, пытающегося теперь выслужиться и доказать таким чудовищным образом преданность новому королю...

Что ж, пожалуй, по способности выворачивать душу этот спектакль теперь у меня на равных с незабвенным РАМТовским "Приглашением на казнь" (являющимся для меня эталоном в выворачивании душ))

Но как бы ни был горек финал, на поклонах чувствуешь себя абсолютно счастливым человеком от пережитого катарсиса)

image Click to view


(моё видео с поклонов 12.01.2016)

Еще я очень хочу поделиться нежно любимыми мною и совершенно невероятными по энергетике фотографиями с поклонов авторства Юлии Расковой (фотографа из Красноярска, по совместительству, поклонницы Дэвида, официально приглашённой Барбиканом поснимать театр!)

Этот взгляд невозможно описать словами, но совершенно невозможно не прочувствовать!..













Ну и немножко безумия от Stage Door напоследок)

image Click to view


(моё видео от stage door 12.01.2016)

И тот самый незабвенный момент у служебки, который запечатлели какие-то замечательные люди))


P.S.: еще я как-то вдруг обнаружила, что внезапно Барбикан, похоже, оказался моим вторым родным театром после РАМТа)) До любимого Молодежного, с которым я в полной мере вместе и в радости, и в горе, разумеется уже никому не угнаться, хотя бы даже по количеству посещений... но по сравнению со всеми прочими театрами их лондонский сотоварищ, как это ни странно, бьет все рекорды)) Особенно, если считать не только просмотры спектаклей (коих там было в общей сложности 8 за полгода), но еще и всяческие ожидания у stage door, заезды за билетами и т.п. Так что дорога к театру стала уже привычной, его стены практически родными, а отношение к нему невероятно тёплым... <3

Лондон, Дэвид Теннант, театральный вызов, театр, впечатления

Previous post Next post
Up