Сплин - Сигнал из космоса

Oct 02, 2009 06:55

01:22 02.10.2009

Сплин - Сигнал из космоса


Пока всё цивилизованное человечество ждёт презентации альбома в "сарае" "Олимпийского", журналисты вместо рецензий выкладывают интервью Саши (об этом позже пойдёт речь), один скромный и невероятно удачливый поклонник группы снова взглянет на диск, лежащий перед ним на столе, выключит беспрерывно играющие пару дней Ramones и приступит к рецензии...

"Сплин" - группа, с которой для меня начинался рок вообще. Первая песня, которую я точно помню, как слушал из роковых - их "Orbit без сахара" в 1996-ом. Первая песня, которую я слушал запоем - их "Моё сердце" по "Нашему" осенью то ли 2001-го, то ли 2002-го. Первая приобретённая кассета - их "Акустика в театре Станиславского" и сборник Gold Collection. Первый приобретённый диск, о котором нестыдно рассказать, - их "Новые люди". Поэтому и отношение особое.

Первый раз я увидел Васильева живьём спустя год после своего первого похода на концерт, это был концерт в "Апельсине" первого марта 2008-го года (вот тут вот досутпен фантастического качества бутлег, рекомендую "Выхода нет" и гениально исполненную Мещеряковым "Всего хорошего"). Мне более, чем понравилось и нового альбома группы я ждал с огромным нетерпением. Допустив при этом одну, может быть, роковую ошибку - скачивая лайвы всех новых песен.

C одной стороны, о том, что альбом выходит прекрасным, я знал уже в марте этого года. Всю весну я заслушивался песнями, перечисленными тут. Под впечатлением, в первую очередь, от "Письма", конечно, я отдал невероятную сумму в 1800 рублей за апрельский концерт группы в Б1 - и остался, в целом, разочарован. В этот момент стоило бы насторожиться и сделать выводы - но "не выдержала душа поэта" и, заставив себя пропустить порцию новинок с концерта в "Капелле", студийки с презентации альбома на "Нашем" я скачал. В итоге к дате непосредственной презентации альбома лишь 4 песни из 18 оставались для меня настоящими новинками.

Сразу оговорюсь, песни "Сплина" тем и хороши, что оставляют место для огромного диапазона чувств и впечатлений, поэтому написанное ниже - сугубо имхо, очень хотелось бы соотнести свои впечатления с вашими...

1. Настройка звука

Песня, которой, как казалось после "Нашествия", так и суждено было остаться концертным приколом, открывает альбом нехарактерным для группы звучанием и задаёт пластинке мажорный тон, что Васильев объяснил на презентации ребёнком и своим настроением. Об этом - ниже.

2. Дыши легко

"Дыши, насколько можешь глубоко.

Мерцает свет за черной пеленой,

Луна обходит Землю стороной,

Ты навсегда останешься со мной..."

Саша описывал в этой песне переход от "отсутствия воздуха" к "дыши легко". Я этого совсем не почувствовал... Для меня - песня про рамки и про необходимость в них существовать. Достаточно близкая тема...

Для меня осталось неочевидным, почему эта песня находится на альбоме в это месте. Никакой логики не вижу, но тут на помощь после второго прослушивания пришёл Бог Шаффл.

3. Добро пожаловать

"Добро пожаловать

На этот край Земли,

Здесь все свои!"

Песня, необходимая с точки зрения композиции-концепции-логики альбома, но какая же она нудная. Скучное и совершенно неуместное двухминутное вступление (ладно бы, она писалась, как первая в альбоме! - Нет же, ещё весной, без "Настройки...", её играли третьей на концертах).

4. Больше никакого рок-н-ролла

"Остаётся только под электротоком

Наблюдать событий порванные нити.

Видеть пух и перья рухнувших империй

В голове зависли медленные мысли

Сын растет так быстро"

Это ВЕЩЬ, конечно! Прекрасная подача, напор и целый пласт...даже не идей, а ощущений. Редкая песня, которая однозначно выиграла относительно себя в лайве или себя в демо-версии. Очень нравится акустическая гитара в глубине и избавление от слишком агрессивного выпячивания скрипки.

5. Вниз головой

Песня-сказка, как о ней говорил Васильев. Мне совсем не нравится - просто не моё -  хотя с музыкальной точки зрения детский хор (а особенно то, КАК он подан) - однозначная удача и большй плюс песне относительно скучного лайва.

6. Чердак

"Дай мне знак, если распустился мак

Под грибным дождем, если всё идет путем

И усыпан путь цветами

Дай мне знак, если что-нибудь не так

Если дым столбом в синем небе голубом

И горит чердак над нами..."

Песня совсем не нравилась вплоть до Васильевской фразы перед её исполнением в Б1 про "...есть версия, что облака получаются из-за того, что кто-то много курит...", сказанной с невероятным обаянием. Альбомная версия ничем лайву не проигрывает. Очень нравится последний куплет...

7. Зелёная песня

"Привет!

Привет, зеленый свет,

Зеленый свет, привет,

Привет на много лет.

На много лет привет!"

Первая из четырёх новых для меня песен. Понравилась очень ярким образом цвета и прекрасным исполнением первого куплета и особенно "...ПривЕт!...". Для меня тут веет чем-то Лагутенковским, этакой кошачей хитростью. (Я, к слову, уже купил билет на его концерт в Милке 17 декабря...) Песня в целом напомнила почему-то "Мы сидели и курили"...

8. Камень

"Катится камень,

Мир ощущая вокруг с каждым днем все острей, все живее,

Катится камень, не в силах бороться с земным притяжением,

С камнем на шее,

Катится камень,

Просто не хочет лежать вдоль дорог у людей под ногами,

Катится в воду с моста, и вода разойдется кругами

Над берегами

Ждите цунами..."

Для меня однозначно - песня альбома. Ждал ещё с того самого киевского набора лайвов, заслушивался в Б1, ждал студийки... Минус - лёгкая потеря мощи ударных относительно живого звучания... Но, чёрт побери, она всё равно прекрасна и однозначно облаждает для меня невероятно близким текстом! Песня для меня и про меня (вот тут немного об этом было). Я воспринимаю её очень по-своему, насколько я понял из обсуждений на форумах и вконтакте, её вообще никто так не видит. Для меня - песня про Судьбу, про Цель и про стремление к ней, мощное и неопровержимое, непоколебимое. Катится камень...Катится камень... Где конец очевиден, но не бессмысленнен. Где всегда есть что-то больше. Где можно поднять глаза и почувствовать силу тех, кто раньше, кто выше и кто позже. Великолепна...

9. 3007

"Я умер"

Песня - дичайший боян, конечно, студийку я слышал года полтора назад, наверно, и надо сказать, в наши-то времена поинтереснее она звучала!

10. Без тормозов

Я не автомобилист. Сказка - прикольно, да. Сигнальность из космоса не ощущается, и слушать после пятого раза уже не особо интересно...

11. Корабль ждёт!

"Мы едем в порт, у нас цейтнот, таксист бухой, шансон орет, корабль ждет!"

Великолепно, конечно. И юмор, и подача - а впервую очередь припев. Единственное, в альбомной версии мне совсем не нравится такой...срывающийся-тонкий голос Саши...

12. Человек не спал

"Он закричал

Что не видит света

В конце тоннеля

Что скоро лето

Что он не здесь

Что остался где-то

Что он дошел

Что стоит на грани

Что этой ноты

Нет в этой гамме

И что скорее всего

Он Гамлет

И ненавидит

Людские толпы."

Вторая из вещей-новинок для меня. Нравится абсолютно всё, но, в отличие от "Камня", пока не могу всё это осознать... Что-то моё тут определённо есть...

13. Ковчег

Нудятина. Никогда её не любил. Опять же, студийке уже полтора года, а акустика, баб Мань, куда интереснее звучит.

14. Выпусти меня отсюда и 15. Письмо

"Мне сегодня не найти себе места

Мне сегодня стало на земле тесно

Я ушел в открытый океан, в темень

Только затонувших кораблей тени

Видели как молния вошла в темя"

"Мне жаль, что тебя не застал летний ливень

В июльскую ночь, на балтийском заливе

Не видела ты волшебства этих линий.

Волна, до которой приятно коснуться руками

Песок, на котором рассыпаны камни

Пейзаж, не меняющийся здесь веками.

Мне жаль, что мы снова не сядем на поезд,

Который пройдет часовой этот пояс

По стрелке которую тянет на полюс

Что не отразит в том купе вечеринку

Окно, где все время меняют картинку

Что мы не проснемся на утро в обнимку.

Поздно ночью

Через все запятые дошел, наконец, до точки

Адрес, почта

Не волнуйся, я не посвящу тебе больше ни строчки

Тихо звуки

По ночам до меня долетают редко

Пляшут буквы

Я пишу и не жду никогда ответа

Мысли, рифмы

Свет остался, остался звук, остальное стерлось

Гаснут цифры

Я звонил, чтобы просто услышать голос

Всадник замер

Замер всадник, реке стало тесно в русле

Кромки, грани

Я люблю, не нуждаясь в ответном чувстве"

Круче только яйца. Больше вставил только "Камень". Эти две песни - чума, конечно. Первая - про меня нынешнего, вернее, про меня, только пережитого - поэтому близка особенно (такое её положение немного напоминает Таракновскую "То, что не убивает тебя"). и эта актуальность только что окончившегося периода её наполняет неимоверно для меня. "Письмо" делится на две части для меня своершенно однозначно. В первоначальном лайве стиха "Мне жаль" не было, и услышал я его в первый раз живьём в Б1. "Письмо" - про то, каким очень хотелось бы быть и как очень хотелось бы чувствовать... (Ну да, я - Мюллер, а Васильев - Штирлиц. Из песни запоминается последняя строка). "Мне жаль" - переход между этими двумя состояниями меня-пережитого и меня-идеального через близкое мне непосредственно сейчас ощущение... Так что - однозначно эта песня-триптих для меня.

16. Всё так странно.

Не понял.

Саша в интервью говорил пр неё, как продолжение "Письма". опять же, я этого совершенно не чувствую. Единственная песня альбома, которая мне ну совсем ничем не нравится. Даже "Сухари и сушки" были поинтереснее...

17. Вальс

"Спи, дитя моё

Снаряды пролетели мимо

В небе больше

Не скользят лучи прожекторов

Мимо нас проехала пожарная машина"

"Блокадная колыбельная". Страшная песня, причём больше всего пугает не ощущение безысходности (которое могло бы и присутствовать в Васильевской лирике), а наоборот - обыденность ужасов. Васильеву вообще удаются блокадные песни, да. Калечит людей Питер, калечит.

18. До встречи

"До встречи там на небесах,

Всё приготовлено и свет волшебный будет вечен,

Как в наших самых сладких снах -

До встречи..."

Типичное, доброе такое Outro. Эдакое "приём окончил". Разве что строку про "Мы не увидимся опять" при подаче этой песни как перехода к следующему альбому - не понял...

В целом вышел типичный такой Сплиновский альбом поздних нулевых. Саша, к сожалению, после обожаемого мной и любым, наверно, поклонником группы "25-го кадра" так и не записал ровной пластинки. В итоге первые несколько прослушиваний - полный восторг, но спустя пару недель-месяц слуд оставляют лишь несколько песен и вернуться хочется лишь к ним. Так было с "Раздвоением" ("Скажи", "Лепесток", "Бетховен" и "Прочь..."), так же будет и с новым диском... Но слушать и погружаться в какое-то сладостное ощущение покоя изменений (требую патент на неологизм!) - всё равно интересно!

Совсем забыл. Ссылки.

Интересная статья "Русского репортёра" про "Сплин" вообще и про новый альбом

Средненькое интервью Newsweek с Васильевым

Статья и расшифровка конференции с презентации авторства мерзкой крысы Юлии Шершуковой с newsmusic.ru

read more at feldsparta4

rss2lj

Сплин, рецензия

Previous post Next post
Up