Что общего у разбитого окна и предвыборной кампании

Oct 05, 2015 09:00

Классическая «Притча о разбитом окне» звучит так: Мальчик выбил стекло в пекарне и убежал. Пекарь пытается оценить потери и определяет, что новое стекло будет стоить ему 3000 условных денежных единиц. Но кто-то в толпе отмечает, что, вообще говоря, не всё так плохо, поскольку эти средства создадут прибыль для стекольщика. Стекольщик же, в свою ( Read more... )

человечество, экономика, общество

Leave a comment

Comments 33

sapsalev October 5 2015, 06:25:02 UTC
Хорошая статья. Резонирует с моими размышлениями. Только я рассматриваю эту тему не просто с точки зрения диалектических противоречий микро и макроэкономик, а с точки зрения противоречий эгоизма и альтруизма.
Давно уже сам подумываю написать статью на тему социально-экономической обоснованности, рентабельности, если хочешь, альтруизма. Вот только всё руки не доходят…

Reply

feldgendler October 5 2015, 08:49:06 UTC
Такое иногда бывает, когда задумываешь какой-то слишком грандиозный проект. Чем больше о нём думаешь, тем более масштабной затеей он представляется, и, соответственно, руки не доходят никогда. Тут помогает разбить на меньшие части. Не можешь взяться за мегастатью - напиши её грубый план из 3-5 пунктов, а потом преврати первый из них в самостоятельную статью.

Reply

sapsalev October 5 2015, 09:20:39 UTC
Спасибо за совет. Попробую.

Reply


еще пара шагов в том же русле размышлений vsatman888 October 5 2015, 07:28:06 UTC
и мы придем к порочности конкуренции/рыночной экономики, ибо при ней имеются незагруженные производственые мощности, выпускаются товары, которые никогда не найдут сбыт, в том числе продукты, которые вечером придется утилизировать...

Решить бы эту проблему мог бы некий МегаГОсплан и нейропрограммирование отдельных индивидуумов, которые сначала сообщают, что им вечером хочется 237 грамм докторской колбасы и синие трусы с розочкой, а Мега Госплан размещает данный Заказ в МегаФабрике, а если МегаФабрика ему сообщает, что нету синих трусов с розочкой, перепрограммирует мозг индивидума и он начинает хотеть розовые трусы с васильками..

но думаю, на эту тему уже много написано более талантливыми людьми, чем я...

Reply

Re: еще пара шагов в том же русле размышлений feldgendler October 5 2015, 08:51:21 UTC
Если можно перепрограммировать мозги, то можно просто сделать, чтобы все хотели атомы водорода, потому что вокруг много легко доступных атомов водорода. Прежде чем Вы скажете, что это одно, а то - другое, - подумайте, как объяснить разницу между тем и другим Мегагосплану.

Reply

Re: еще пара шагов в том же русле размышлений vsatman888 October 5 2015, 09:22:21 UTC
возможность "перепрограммировать мозги" это тот самый водораздел/граница между нынешним хомо сапиенс нерациональный и неким homo racionalis , у которого все будет в меру, по порядку, плану и тд..
никаких войн, самоубийств, сумасшествий и неразделенной любви, непочищенных утром зубов и мятых рубашек.....

другой вариант цивилизации...

Reply

Re: еще пара шагов в том же русле размышлений feldgendler October 5 2015, 11:42:44 UTC
Ну вот допустим, есть возможность перепрограммировать мозги. Как она поможет достигнуть описанного?

Reply


grau October 5 2015, 08:29:15 UTC
Это не "потери", а нормальная избыточность, снижающая общие риски.
В конечном итоге, Госплан тоже стоил прилично и еще больше стоили потери в силу его запоздалой или неверной реакции.
Бюджеты пепси-колы это не потери для общества, а как минимум налог, обеспечивающий занятость и востребованность огромных масс людей. Кроме непосредственной рекламы они создает среду для развития технологии и производит своим побочным эффектом всякие симпатичные ништяки. Производили бы эти люди что-то более полезное без пепси-колы? Сохраняющаяся безработица говорит, что скорее всего - нет, не производили бы.

В биологическом плане - каждый отдельный организм тоже устроен нелинейно, имеет внутри конкуренцию за ресурсы и прочие нерациональные аспекты.

Reply

feldgendler October 5 2015, 08:46:43 UTC
Ты повторяешь аргумент в пользу битья стёкол, ведь это создаёт рабочие места для стекольщиков.

> Бюджеты пепси-колы это не потери для общества, а как минимум налог, обеспечивающий занятость и востребованность огромных масс людей.

Когда ты покупаешь колу, ты кормишь отрасль, никак не участвующую в производстве напитка.

> Сохраняющаяся безработица говорит, что скорее всего - нет, не производили бы.

Ошибочно рассматривать рабочие места как ресурс. Безработица существует не потому, что выращена все возможные злаки, добыты все минералы, изготовлена вся, которая только можно, колбаса, а потому, что существует временное расхождение в рыночном механизме саморегулирования. Это примерно как когда кондиционер работает, то обычно есть некоторый зазор между целевой и фактической температурами, что не признак неисправности.

Reply

насчет безработицы vsatman888 October 5 2015, 09:30:16 UTC
безработица это явление характерное исключительно для позднего этапа развития человечества, когда общество достигло того уровня производства благ, когда оно может обеспечить отдельных своих членов БЕСПЛАТНО едой..(а иногда и большим).
На Западе есть безработные которыые просто не хотят работать, и общество их содержит..

в 18 век безработных такого пана не было.. они просто умирали с голода..

В 20 веке где то в 30+ годы произошел огромный скачок в развитии нашей цивилизации производство продуктов питания стало достаточным чтобы регулярно кормить все население.. До этого момнта голод был основным мотором развития цивилизации и освоения планеты....

Reply

Re: насчет безработицы feldgendler October 5 2015, 11:43:48 UTC
Всегда можно жить лучше. Если есть свободные руки, то можно производить больше ништяков. Раньше ведь и смартфонов ни у кого не было, правда? А теперь есть возможность обеспечить каждого индивидуальным девайсом.

Reply


dottedmag October 5 2015, 11:22:20 UTC
Реклама (рекламные щиты, баннеры, массовая рассылка почты) - это экстерналия, ты, как индивидуум, не можешь ни сделать opt-in, и получать деньги за каждую единицу рекламы, ни opt-out, и не видеть её (за небольшими исключениями, например, ты можешь отписаться от спама в почтовых ящиках).

Для перебалансирования этой деятельности до разумного уровня необходима либо личная технология защиты/микроплатежей (см. например gevulot из The Quantum Thief, а также баннерорезки), либо, если технологии нет, регулирование (например, отчисления от рекламы в бюджет пропорционально аудитории и виду рекламы).

Reply

feldgendler October 5 2015, 11:41:41 UTC
Если у рекламщика - баннеры, а у меня - баннерорезка, то наши взаимные усилия обогревают атмосферу вместо совершения полезной работы. То же с отчислениями в бюджет: это несколько более справедливо (предположительно) перераспределяет ресурсы, но не меняет того факта, что реклама, которая мне не интересна, просто обогревает атмосферу.

Вообще любое решение макроэкономической проблемы путём перемещения зелёных бумажек между отдельными составными телами человечества никак не меняет того, что некоторые её члены заняты деятельностью с отрицательной тотальной полезностью. Ну просто если я пытаюсь насобирать ягод, а моя левая рука занята тем, что вместо сбора ягод выкидывает ягоды из корзины, то мне не поможет мера «дать левой руке меньше питательных веществ».

Reply

dottedmag October 5 2015, 11:44:51 UTC
Взаимные усилия смещают точку прибыльности. Если у 99% пользователей баннерорезки, то реклама становится либо бесполезной, либо дорогой (налоги делают то же самое), и количество её будет меньше.

Reply

feldgendler October 5 2015, 11:47:05 UTC
Про смещение точки равновесия согласен. То же самое с законами, запрещающими воровство: они создают высокие издержки (угрызения совести, риск наказания), смещающие точку равновесия до приемлемого уровня, хотя никогда не до нулевого уровня воровства.

Reply


Leave a comment

Up