Ничто так не оживляет затишье в папке «Входящие», как добротный провокационный политический пост. Поэтому будет серия постов о том, почему многие считают, что при советской власти
жилось лучше. По одному посту на причину.
Кое о чём уже
написала zabavakrasava, в частности, о пресловутой колбасе по 3,60. Вкратце: иллюзия о дешёвой колбасе теряет свою убедительность, если подсчитать, сколько колбасы можно было купить на среднюю зарплату тогда, и сколько теперь. (По ссылке расчёт для Украины; для России эффект будет ещё сильнее.) А я сегодня напишу о другой стороне этой иллюзии, а именно о том, сколько в действительности можно было купить этой колбасы.
Колбасы, смартфонов, автомобилей и квартир на всех желающих не хватает. Их производится меньше, чем хотелось бы. Ни при капитализме, ни при социализме, ни при феодальном или первобытно-общинном строе не было иначе. И хотя мы научились делать колбасу и смартфоны гораздо эффективнее, чем раньше, растущие человеческие потребности всегда обеспечивали и в обозримом будущем будут продолжать обеспечивать зазор между желаемым и действительным.
Если общество из 1000 граждан произвело 500 ништяков, то каждому не может достаться по ништяку - независимо от государственного строя. Итак, кому-то достанется, а кому-то нет. В этом месте начинаются различия.
В рыночной экономике ништяки достаются тем, кто может за них заплатить, а платёжеспособность зависит от того, насколько хорошо субъект смог кому-то что-то продать (труд, товар, информацию), то есть удовлетворить чьи-то потребности. Если ништяки стоят слишком дорого, то они не продадутся, и продавцы снизят цену; если же цена слишком низкая, то возникнет дефицит, и цена поднимется. Это в идеале, конечно; понятно, что реальность редко бывает похожа на экономическую теорию, но принцип, по которому работает рыночная экономика, именно такой.
При советском социализме ништяки должны быть доступны всем, поэтому правительство устанавливает на них «справедливую» цену - скажем, 3,60. Все могут заплатить 3,60. Но это не решает той проблемы, что на 1000 человек приходится всего 500 ништяков! Просто вместо рыночного механизма определения 500 счастливчиков начинают действовать внерыночные. Простейший пример: очередь. Если 1000 человек (ведь все платёжеспособны) встанут в очередь за 500 ништяками, то, даже если давать по одному в руки, желаемое получат только 500 покупателей. Остальные точно так же останутся ни с чем, как остаются ни с чем неплатёжеспособные покупатели при рыночной экономике. 3,60 в кармане есть, а ништяка нет.
Какие именно 500 человек станут обладателями ценного товара? В случае очереди - те, кто пришёл раньше других и занял очередь. Вместо рыночной конкуренции (кто больше заработает) получилась внерыночная (кто готов потратить больше времени). Так происходит даже в теории, где стоит идеальная очередь из абстрактных законопослушных покупателей. В действительности все, кто застал советское время, могут вспомнить другие способы получения преимущества во внерыночной конкуренции: отстаивание одной очереди по нескольку раз, получение нормы отпуска на взятых с собой грудных детей, знакомство с товароведом. Не стоит забывать ещё и о таком несколько неочевидном факторе, как место проживания. Как правило, в ответ на такие записи, как эта, приходят комментарии в духе: «А я вот детство провёл в Москве, и у нас всё было». Да, неравномерность распределения ништяков географически - это такая штука, с которой человек мало что может сделать. Хочешь получать ништяки? Надо было родиться в столице.
Есть люди, которые имеют способности и всю жизнь совершенствуются в рыночной конкуренции. Они умеют продавать другим то. что им нужно, поэтому общественный строй, при котором это даёт преимущество при распределении ништяков, для них предпочтителен. А есть люди, которые всю жизнь прокачивают свои способности ко внерыночной конкуренции. Они умеют находить подходы, договариваться, оказываться в нужное время в нужном месте. Ничего удивительного, что они предпочитают систему, которая вознаграждает ништяками именно это. Три четверти века советской власти воспитали не одно поколение людей, которые во внерыночной конкуренции чувствуют себя сильнее и увереннее, чем в рыночной.
Напоследок упомяну ещё одну характерную область, где проявляется различие между двумя подходами: парковку. Как и колбасы,
стояночных мест в центре крупного города на всех желающих никогда не хватит. То есть всё те же 500 ништяков на 1000 желающих. Если парковочные места платные, то ими пользуются те, кто готов за это платить, а те, кто не готов, не пользуются. Если же места бесплатные, то на них встают те, кто раньше приехал, кто дольше колесил по окрестностям в поисках места, а также те, кто наглее или хитрее. Конкуренция присутствует в обоих случаях, но разного типа.
Завтра напишу ещё об одной причине, по которой некоторые тоскуют по советской власти. А пока - жду комментариев о том, как я ничего не понимаю, и в совке было счастливое детство, справедливое равенство и бесплатные путёвки в санаторий.