Эта запись начинает новую серию, рассказывающую о забавных философских, антропологических, социологических и других принципах. Хотя многие из них с первого взгляда кажутся не более, чем упражнениями в острословии, критерием попадания в эту серию является эмпирическая справедливость «закона» и наличие у него какого-то серьёзного значения. Всевозможные следствия и «законы» по мотивам закона Мёрфи сюда не попали - им не повезло.
Закон По - афоризм, названный по имени его автора Натана По (Nathan Poe): Без смайлика или другого неприкрытого указания на шутку невозможно создать пародию на фундаментализм, которую кто-нибудь не примет за чистую монету. Иными словами, ядрёный экстремизм неотличим от добротной на него пародии, поскольку пародия создаётся путём доведения чего-либо до крайней степени. Не верите? Почитайте
ChristWire (на английском языке).
Закон Конвэя, сформулированный программистом Мелвином Конвэем (Melvin Conway), гласит: Система, разработанная организацией, по своему устройству неизбежно повторяет структуру коммуникаций в этой организации. Хотя на первый взгляд закон шуточный, это, по сути дела, вполне серьёзное социологическое наблюдение, подтверждения которому встречаются на каждом шагу. Первоначальная версия афоризма была сформулирована так: Если разработку компилятора поручить четырём командам, получится четырёхпроходный компилятор.
Принцип Питера сформулирован в одноимённой книге Лоренса Питера (Laurence Peter) и Рэймонда Халла (Raymond Hull): В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности. Система, которая поощряет сотрудников, хорошо справляющихся со своей работой, путём повышения их по службе, будет продвигать каждого работника до тех пор, пока он не станет не в состоянии справляться с новыми обязанностями, что и называется уровнем некомпетентности. При этом многие реальные иерархические системы всё-таки могут выполнять свои функции, поскольку ещё не все сотрудники в них достигли своего уровня некомпетентности - они-то и выполняют полезную работу. Согласно утрированной версии принципа,
изложенной Скоттом Адамсом (Scott Adams) в комиксах «Дилберт», наименее компетентных сотрудников продвигают в среднее звено управления, чтобы свести к минимуму ущерб от их деятельности. «Принцип Дилберта» был позже подробно рассмотрен в одноимённой сатирической книге Адамса, которая входит в учебный план некоторых курсов по управлению.
Закон Шнайера, приписываемый криптографу Брюсу Шнайеру (Bruce Schneier), прозвучал в речи Кори Доктороу (Cory Doctorow). Каждый может изобрести такую совершенную систему безопасности, которую он не сможет придумать, как взломать. Ранее подобный принцип был высказан Дэвидом Канном (David Kahn) в книге «Взломщики кодов» («The Codebreakers»): Немногие ошибочные убеждения крепче засели в умах так многих интеллигентных людей, чем то, что, если бы они попытались, то смогли бы изобрести шифр, которого никто не смог бы вскрыть. Недавний пример: бангладешские экстремисты
пользовались шифром собственной разработки, основанной на построенной в Excel таблице подстановок. Идея этого шифра известна с античности под названием «шифр Цезаря», и его взлом является простейшим упражнением в криптоанализе. Современные шифры, такие, как AES, были отвергнуты экстремистами, поскольку об этих шифрах известно неверным, что, по мнению террористов-неудачников, понижает их защищённость.
Достойным завершением выпуска будет закон Стиглера, гласящий: Ни одно научное открытие не называют именем его первооткрывателя. Поскольку одни и те же идеи часто приходят в голову разным людям независимо, а открытие обычно ассоциируется не с тем, кто был первым, а с тем, кто привлёк к идее внимание, закон Стиглера выполняется удивительно часто. Стивен Стиглер (Stephen Stigler), опубликовавший «Стиглеровский закон эпонимии», приписывает его открытие социологу Роберту Мёртону (Robert Merton), тем самым делая этот закон примером для самого себя.
In English:
Observations with a Straight Face, issue 1