29 ноября был поистине траурным днем. Практически в один день ушли из жизни кумиры миллинов, великие и любимые. В воскресенье скончался символ спортивной журналистики
Владимир Маслаченко. Сегодня ушла из жизни известная поэтесса Белла Ахмадулина. И вот - новая потеря. Вчера на 85-м году жизни умер от последствий воспаления легких актер Лесли Нильсен. Сыграв сотни серьезных ролей в кино, он запомнился комедиями. Сказать, что на его "Голых пистолетах", "Аэроплане" или "Неистрибимом шпионе" выросло не одно поколение - это не сказать ничего. Он был любимым "прибацанным старичком" всех советских детей и взрослых со времен появления первых видеомагнитофонов. Кто же не помнит, как он "завалил" на стол королеву Англии или энергично блевал в оркестровую яму на церемонии вручения Оскара?
И мало кто знает, что Лесли Нильсен половину своей карьеры играл исключительно серьезные роли. Пока в 55-летнем возрасте он нашел свое призвание. Живое и кривое зеркало Голливуда, он за 30 лет передразнил, кажется, всех звезд, вломился, как очень элегантный слон, в посудную лавку всех жанров. Но его не назовешь простым пересмешником. Он единственный комик конца ХХ века, создавший оригинальное, никому, кроме него, пожалуй, неподвластное амплуа - благородного седовласого идиота, Джеймса Бонда в отменной физической форме, но явно пораженного болезнью Альцгеймера.
Выглядеть на экране таким лопухом мог только человек, в 17 лет ушедший на фронт, в авиацию, красавец-плейбой ростом метр восемьдесят, четырежды женатый. Так потешно падать - только человек, учившийся танцу у великого хореографа Марты Грэхем. Так отчаянно "плохо" играть - только ученик Сэнфорда Мейснера, одного из трех - наряду со Стеллой Адлер и Ли Страсбергом - величайших педагогов Америки.
Как ни трудно в это поверить,
Нильсена пробовали на роль Мессалы в "Бен-Гуре" (1959) Уильям Уайлер и Джека Торренса в "Сиянии" (1980) Стэнли Кубрик. Он щеголял на телеэкране в мундире генерала Кастера, а первую большую роль сыграл в нуаре Алекса Сигала "Выкуп" (Ransom!, 1956). Его капитан космического корабля "Головокружение", захваченного одноглазым и поющим вирусом, в "Голом космосе" (Naked Space, 1981) Брюса Киммена не был бы так смешон, если бы Нильсен не сыграл капитана Адамса в культовой, немыслимо идиотской, но снятой совершенно всерьез "Запретной планете" (Forbidden Planet, 1956) Фреда Маклауда Уилкокса. Дребен не был бы столь убедительной ходячей катастрофой, если бы самоотверженные персонажи Нильсена не боролись со стихиями в фильмах-катастрофах "Приключение "Посейдона"" (The Poseidon Adventure, 1972) Рональда Нима или "Город в огне" (City on Fire, 1979) Элвина Ракоффа. Дракула не был бы таким довольным, если бы в послужном списке Нильсена не числился "Калейдоскоп ужасов" (Creepshow, 1985) Джорджо Ромеро и Стивена Кинга.
Как же, наверное, осточертели ему за первые 30 лет карьеры все эти врачи-спасители, космические первопроходцы с бластерами и офицеры с морщинками у глаз, что на пороге 60-летия Нильсен радикально сменил амплуа и закопал их всех в веселой братской могиле своих пародий. И только тогда обрел собственное лицо, которое весь мир принимал за маску. Мужественный поступок, достойный военного летчика, и - высший актерский пилотаж.
Он мог сыграть всех. Графа Дракулу...
И Джеймса Бонда...
Президента Америки...
И виртуоза-скрипача...
Он играл лучшие роли Леонардо ДиКаприо...
И Тома Круза...
Он взрывал гостиницы...
И заваливал королев...
Его женщины всегда были в опасности...
Впрочем как и он сам...
Он мог быть и Деми Мур...
И Суперменом...
И даже оставшись без трусов он всегда оставался собой...
Суперзвездой!
Памяти Лесли Нильсена
Click to view