Это свершилось. Это должно было случиться! Наконец-то Нобелевскую премию по литературе дали поистине выдающемуся писателю, который уже своим первым произведением доказал, что у него пороха в пороховницах надолго хватит.
Вчера в Стокгольме объявили лаурета Нобелевской премии по литературе 2010, которым стал прекраснейший перуанский прозаик и драматург Марио Варгас Льоса. Когда-то его работы сжигали, а сегодня весь мир признает его вклад в мировую культуру и присуждает Нобелевскую премию.
Никто не расчитывал, что Льоса наконец получит заветную премию, до церемонии прогнозировали победу американца Кормака Маккарти ("Дорога", "Кони, Кони", "Старикам тут не место"), кенийца Нгуги Ва Тхионго, японца Харуки Мураками ("Охота на овец", "Дэнс, дэнс, дэнс", "Норвежский лес"). Признаться, я бы очень удивился, если бы награду получил Мураками, уж больно не хватает в его творчестве чего-то эдакого, более японского возможно, а не подчеркнутого космополитизма, которым этот автор действительно страдает.
Марио Варгас Льоса - автор многих известных романов («Разговор в «Соборе», «Тетушка Хулия и писака», «Нечестивец, или Праздник козла», «Похождения скверной девчонки», "Похвальное слово мачехе") и пьес («Кэти и гиппопотам», «Одиссей и Пенелопа»). Этот писатель уже стал лауреатом многих престижных литературных наград - премии принца Астурийского, премии Сервантеса, «Гринцане Кавур», «ПЕН/Набоков», но заветный Нобель, которым награждают (или награждали раньше) действительно знаменательных личностей в литературе, никак не доставался этому перуанцу.
Первый же роман "Город и псы", написаный в 1963 году, принес автору литературную известность, а в Перу вызвал серьезный скандал и был удостоен публичного сожжения, что говорит о пронзительности и силе этого произведения. «Город и псы» стал культовым у советской молодежи, а в 1983-м по нему в СССР снят фильм «Ягуар». На русском издавались и «Война конца света», «Рота добрых услуг», «Разговор в «Соборе» и другие. Варгас Льоса не зацикливается только на политических и социальных темах. Проживая в условиях диктатуры и коррупции, которые автор осуждал в своих произведениях, этот перуанец иногда может позволить себе юмор и даже «неожиданно откровенный пряный эротизм».
После романа "Щенки" (1967) Варгаса Льосу стали называть наследником Хемингуэя, а теперь после получения Нобелевской премии это сходство станет еще большим (Хемингуэй стал ее лауреатом в 1954-м году). В «Щенках» Льоса изобразил насилие как неотъемлемую часть латиноамериканского социума и протестовал против тотальной несправедливости - вот и Нобелевку ему присудили «за описание властных структур и глубокие образы личностного сопротивления, бунта и поражения».
Голос Варгаса Льосы слышен не только со страниц его книг, но и с политических рядов. В 1990-м году даже был кандидатом в президенты Перу от партии "Демократический фронт".
талант и любовь к политике не чужда и семье выдающегося писателя: сын Альваро Варгас - публицист и политкомментатор, а племянница Клаудиа - режиссер, в прошлом году получившая приз Берлинского кинофестиваля.