Украинский человек мира

Sep 09, 2010 17:14


Талантливый человек талантлив во всем. Яркий тому пример - Сергей Михальчук, фотограф и путешественник, один из лучших украинских кинооператоров. Именно этот человек снимал «Любовника» и «Моего сводного брата Франкенштейна» Валерия Тодоровского, «Мамай» Леся Санина, «Менины» Игоря Подольчака. Талант кинооператора Михальчука был отмечен призами на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в номинации «Лучший оператор» за фильм «Любовник» (2002) и на открытом фестивале Стран СНГ и Балтии «Киношок» в номинации «Лучший оператор» за фильм «Мамай» (2003).

Но операторская деятельность - всего лишь одна сторона этого человека. Глядя на его фотографии, кажется, что Михальчук увлечен фотографией и путешествиями гораздо больше.

В силу того, что Сергей повидал самые разные страны и увидел разные судьбы, интересно узнать его мнение о путешествиях, глобализации, разрушающей культурную самобытность, и о месте Украины в мире.
Непал, 2004


С детства Сергей хотел путешествовать, даже мечтал поступить в мореходное училище и начал изучать водолазное дело. В 7-летнем возрасте к нему в руки попал фотоаппарат, и тогда впервые появилась идея путешествовать, снимая разные страны. В советское время такая идея казалась странной. Поначалу он хотел стать фотожурналистом-международником, но в результате поступил на операторское отделение кинофакультета Киевского театрального института. Поначалу Сергей не особо интересовался операторским делом, но со временем кино достаточно сильно увлекло его.

Предложения из Голливуда Михальчук отклоняет - все-таки на Фабрике Грез необходимо работать много, а его, кроме кино, очень сильно захватывает фотография и путешествия. Жить в Голливуде и снимать кино там не представляется Сергею возможным, поскольку для иностранца снять в Америке картину класса «А» означает пройти другой путь развития в других условиях. Поэтому оператор соглашается периодически приезжать туда, снимать фильм, а потом уезжать, сохраняя за собой привычный стиль жизни.

Карьера Михальчука на сегодняшний день - один из очень редких удачных случаев для украинского кинематографиста, когда есть множество предложений, и он сам может выбирать с кем и где работать. Есть люди, которые хотят попасть к нему в ассистенты, но постоянно учить кого-то киноделу Сергей не хочет, времени не хватает. А загруженности у него в любом случае достаточно - снимает рекламу, клипы, игровое кино, документалистику, спецсъемку.

В последнее время Сергею интересно снимать то, что он не снимал прежде, поэтому все его последние работы разные. Принцип выбора проектов достаточно прост: для того, чтобы начать работать Михальчуку должен нравиться режиссер как человек, команда, с которой он снимает, да тема проекта должна зацепить. Из последних снятых работ - «Детям до 16» (нечто большее, чем обычная прокатная история, по словам оператора) и казахская картина «Нереальная любовь», которая получилась похожей на какое-то модное кино Гонгконга. Это первый в СНГ фильм, снятый на цифровую камеру «Арифлекс», и Сергей говорит, что в дальнейшем фильмы будут снимать только этими камерами, поскольку пленка уже изживает свое.

Как человек, которого угнетают крупнобюджетные съемки, Сергей часто занимается собственными фотопроектами. Когда он только начал путешествовать, то понял, что занимается не банальной тревел-фотографией. Сергея-фотографа интересует не география, а эмоции, передача настроения в тот момент, когда он находится в той или иной стране. Места и страны, которые он посетил, отражают детские пристрастия Михальчука. В детстве он, как и многие советские мальчуганы, зачитывался книжками о Лингвистоне и Папанине, уважал и серию приключений от Фенимора Купера. Посещенные места в Африке - это те же места, куда добрался Лингвистон, те же народы, только в нашем времени. По прошествии 18 лет путешествий у Сергея родилась идея сделать книгу. Он не ставит перед собой цели выпускать обширные путеводители, а хочет сделать одну книгу, но по-честному. Путешествуя 18 лет по миру, фотограф наблюдал, как же меняется этот самый мир, и заметил, что человечество платит за прогресс цивилизации исчезновением целых культур.

Михальчук негативно отзывается о глобализации, ведь именно ей под силу стереть этническую разницу между народами, которая все еще ценится в современном обществе. Естественно, он понимает, что исчезновение культур - обыкновенный порядок вещей, так всегда было, но если раньше культуры исчезали на протяжении столетий, то сейчас это происходит слишком быстро, буквально у нас на глазах.

Сергей также обеспокоен экологической угрозой вставшей перед миром. Сейчас он с командой Equates и ближайшими друзьями планирует совершить последнюю попытку в истории человечества перелететь с Северного полюса на Южный. Последнюю потому, что после них это никому уже не удастся, потому что в 2013 году уже не будет достаточно льда для посадки на Северном полюсе.

Сергей также приводит два по-страшному быстрых примера изменения климата: в Антарктиде он видел очень древний ледник, который появился во времена, когда на Земле еще были динозавры, а всего за 4 года он растаял. Второй пример из мест не столь отдаленных: несколько лет назад он с товарищами шел через Атлантику на яхте, что должно было быть максимально спокойным, увеселительным путешествием. Но был шторм и холод - Гольфстрима как такового на месте не оказалось. Сергей настроженно относится к скорости этих процессов и с грустью задумывается о том, что же мы оставим собственным детям и будущим поколениям.

Среди всех своих многочисленных путешествий больше всего Сергею запомнился интересный и трагический инцидент в Африке в 2002 году - тогда вся экспедиция заболела малярией. На сегодняшний день осталось меньше стран, где Сергей еще не был. Из последних интересов - посетить Папуа - Новая Гвинея, острова Океании. Как активно путешествующий человек Сергей отмечает, что после сорока стран впечатления заметно притупляются.

Фотографу также приходится преодолевать разные трудности, связанные с фотографированием людей на улицах. Сергею приходилось дважды убегать от неудавшихся «фотомоделей» в арабских странах, бывало, что на него поднимали автомат, передергивали затвор, однажды даже замахнулись копьем. По словам Михальчука, фотографироваться любят только в Индии, потому что индусы хотят быть похожими на индийских кинозвезд. Их больше миллиарда и они не понимают, почему их всех не снимают в кино. Они очень любят сниматься. Ты начинаешь снимать, подходит все больше и больше людей. В Тибете по-другому - они буддисты и не могут поднять на тебя руку, даже если им не нравится, когда их фотографируют. Можно снимать очень колоритных персонажей и тебе за это ничего не будет. Труднее всего, по мнению Сергея, снимать индейцев. Они слышат дуновение ветра. Снять индейца, все равно, что подстрелить оленя из засады - очень трудно. Он предугадывает твое движение.

Повидав много разных стран, Сергей считает, что Украина выглядит вполне неплохо по сравнению с другими странами. Для него Украина входит в тридцатку лидеров, нормальная цивилизованная европейская страна, которую он во время путешествий сравнивает с Бельгией, Германией. Михальчук верит, что со временем Украина станет в чем-то похожа на Польшу: можно ведь и дороги отстроить, и систему образования улучшить. Все же у нас неплохо: люди не голодают, а на улицах не стреляют. В мире так много боли и горя, мест, где действительно плохо, где так много людей страдает, что когда Сергей слышит "в Европе и Америке - зашибись, а у нас нет", ему хочется сказать: господа, вы не в тех местах бывали.
При подготовке поста использованы материалы http://life.pravda.com.ua/

Танзания, 2002


Варанаси (Индия), 2004


Люксор (Египет), 2003


Пустыня Атакама, 2005


Гаити, 2009


Куба, 2006


Кольский полуостров (Россия), 2000


Гаити, 2009


Танзания, 2002


Непал, 2004


Архипелаг Огненная Земля, (Аргентина-Чили)


Дели (Индия), 2004


Гаити, 2009


Индия, 2004


Танзания, 2002


Куба, 2006


Крым (на фото режиссер Лесь Санин), 1993


интервью, фотографии, личности, фотографы, путешествия

Previous post Next post
Up