Иногда произведения искусства могут вызывать смешанные чувства - от восторга до отвращения. В этой подборке наиболее противоречивых произведений искусства совершенно различные инсталляции и картины, от грязной кровати до Саддам Хусейна в витрине...
«Моя кровать» Трейси Эмин, 1998
Инсталляция неубранной кровати, которую британская художница Трейси Эмин представила на выставке премии Тернера в 1998 году, вызвала чрезвычайное недовольство публики. Защитники «Кровати» удивлялись, что почти через 80 лет после знаменитого писсуара Дюшана грязная кровать могла вызвать такой шквал возмущения. Они также предположили, что очевидно публика свирепствует из-за того, что в чисто мужское художественное пространство нагло ворвалась женщина.
«Акула» Давид Черны, 2005
Связанная по рукам и ногам фигура иракского диктатора Саддама Хусейна в огромной стеклянной витрине, безусловно, перекликается с известной установкой акулы в растворе формальдегида Дэмиена Херста под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Но это произведение раскритиковали за то, что Хусейна представляют в роли жертвы. Других обеспокоила жуткая натуралистичность.
«Я сам» Марк Куинн, 1991
Пять месяцев каждые пять лет британский художник Марк Куинн откачивал в себя пять литров крови и заливал ее в полупрозрачный охлажденный слепок своей головы. В результате получилась серия автопортретов, которая позволяет художнику вполне справедливо утверждать, что он вложил себя в свое творчество больше, чем любой другой художник.
«Дерьмо художника» Пьеро Манзони, 1961
Если произведением искусства может стать сосуд для человеческих испражнений, то рано или поздно и сами экскременты могут превратиться в объект эстетических экспериментов. Именно это и сделал 1961 итальянский авангардный художник Пьеро Манзони, законсервировав в 90 банок 2700 граммов собственных фекалий. Говорят, что отец художника, владелец консервного завода, однажды презрительно прокомментировал творчество своего сына, сравнив его с экскрементами. Манзони-младший ответил знаменитыми банками, одна из которых прошлым летом ушла с аукциона за 275 тысяч евро.