Click to view
Такого еще не было в истории российской юриспруденции. Арт-группа "Война" в знак поддержки организаторов выставки "Запретное искусство - 2006" (см.
http://felbert.livejournal.com/457032.html и
http://felbert.livejournal.com/402631.html) раскидала тараканов в Таганском суде Москвы. Активисты "Войны" пронесли в здание суда, где оглашается приговор организаторам выставки, более 3,5 тысячи крупных тараканов и раскидали их в коридоре. В результате после акции был задержан участник арт-группы "Война" Петр Верзилов, а также активистка движения "Солидарность" Анастасия Рыбаченко. Сейчас они доставлены в Таганское ОВД.
Противоположная сторона угрожала скормить художников и их покровителей крысам и распевала псалмы...
Вот так, крысы против тараканов.
Художник Артем Лоскутов, находящийся на месте событий рассказал, что на оглашение приговора пришли более ста человек, однако в зал удалось попасть только некоторым журналистам. Самих обвиняемых в зал пока также не пустили. Представителей российских информагентств пустили внутрь только после вмешательства руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой. Желающих попасть на процесс было так много, что всех не пустили даже во двор суда. Когда сотрудники суда сочли, что место в зале закончилось, то двери в здание закрыли. Журналистам пришлось брать суд штурмом. Тех, кто прорывался, приставы довольно жестко выталкивали. Не пустили в суд и главу центра "Мемориал" Олега Орлова, который показал удостоверение члена аппарата уполномоченного по правам человека. Затруднения возникли даже у Олега Кассина, по заявлению которого было возбуждено дело.
Проблем проникнуть в зал суда не было только у тараканов. "Тараканы разбежались по всему зданию. Тараканов пронесли, чтобы выразить протест против "тараканьего суда", - поведал пожелавший остаться неизвестным судебный пристав. Он не уточнил, что случилось с насекомыми дальше. Каким образом, в суде планируют справиться с этим тоже пока не ясно. Ловили тараканов уборщицы, которые словно даже жалели несчастных членистоногих. К середине оглашения решения суда журналисты заметили в коридоре несколько насекомых и бросились снимать их на камеры. "Не мучайте животных, зачем вам это?" - призывала уборщица, которая в перчатках отлавливала насекомых.
Отметим, что художники-провокаторы из арт-группа "Война" уже не первый месяц находятся в центре внимания СМИ. В мае активист группы Леонид Николаев по прозвище "Леня Ё...тый" (зачастую СМИ передают его прозвище как "Чокнутый", чтобы не шокировать читателей) устроил забег по машине с "мигалкой" у стен Кремля. Снятая на видео акция произвела фурор в Рунете. В июне активисты "Войны" шокировали жителей Петербурга, нарисовав огромный фаллос на разводном мосту в центре города. Когда мост развели, фаллос высотой 65 метров оказался прямо напротив здания Управления ФСБ Петербурга, расположенного на Литейном проспекте.
Отличились и стронники обвиняющей стороны. Во время оглашения приговора суда православными активистами во дворе здания было организовано пение псалмов. Его было слышно в зале на третьем этаже, где проходит заседание. Акция, по словам организаторов, была направлена "на защиту православной веры", сообщает "Интерфакс".
В зале суда тем временем стало невыносимо душно. Председательствующей на процессе в какой-то момент на стол поставили вентилятор. Временами судья прерывалась, чтобы подрегулировать его. Вентилятор раздувал бумаги. Их шелест почти заглушал выступления обвинителей. Слушания приобрели воистину фантасмагорический характер. С улицы раздовались псалмы, в зале клекочущий шелест бумаг, прерываемый криками тех, кому в обувь заползли тараканы, и гнетущая духота с жесткими ароматами несвежих и взбудораженных тел... Ужассссссссс.
Тем временем , прокуратура попросила для фигурантов дела реальных сроков заключения. Каждому подсудимому, по мнению гособвинителя, нужно назначить по три года лишения свободы в колонии-поселении. Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров своей вины в инкриминируемых деяниях не признали, защита фигурантов просила их оправдать.
Напомним, в связи с организацией и проведением в марте 2007 года в Общественном центре имени А. Сахарова выставки "Запретное искусство - 2006" было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ - "Возбуждение ненависти либо вражды". В ходе расследования обвинения предъявили Юрию Самодурову, который на тот момент был директором центра, и куратору выставки, занимавшему тогда должность завотделом новейших течений Третьяковской галереи, Андрею Ерофееву. Согласно обвинительному заключению, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев организовали выставку "Запретное искусство - 2006", проходившую с 7 по 31 марта 2007 года в общественном центре им. Сахарова, "где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих". В пресс-службе прокуратуры Москвы также сообщили, что Юрий Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение такого же преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 году по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК РФ к штрафу в размере 100 тыс. рублей. Сейчас эта судимость погашена.
Негативное отношение к уголовному преследованию Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева высказали ранее российские и международные правозащитники. В поддержку организаторов выставки "Запретное искусство" выступило музейное сообщество России. "Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас", - заявила агентству "Интерфакс" Ирина Лебедева - гендиректор Третьяковской галереи, в которой ранее работал Андрей Ерофеев. "Мое твердое убеждение: то, что возможно в частных галереях, на экспериментальных площадках, того не должно быть в государственных музеях. У всех институций, которые работают в современном искусстве, есть свои задачи и свой формат, но эксперимент есть всегда", - подчеркнула Ирина Лебедева. Она уверена, что творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве. "То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах. Я не говорю, что в публичном пространстве позволено все, конечно, нет. Вседозволенность - это не свобода, в любом обществе есть свои ограничения, но все-таки не уголовные, не применительно к искусству", - считает она. По ее словам, современное искусство концептуально, и зачастую главным является не само изображение, а то, что за ним стоит, подразумевается.
Генеральный директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин считает, что кураторы выставки ни в чем не виноваты и не должны быть наказаны. "Самодуров и Ерофеев показывали то, что не может быть прокомментировано как оскорбление религиозных чувств, так как эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены", - сказал Михаил Миндлин "Интерфаксу". "Если человек придет в Колонный зал Дома союзов в нижнем белье, это воспримут как оскорбление, а если он в том же виде находится в больнице, то есть в специализированном месте, это не вызывает никаких претензий. Самодуров и Ерофеев не выходили за пределы специализированного пространства", - подчеркнул он. Миндлин отметил, что выставка была воспринята как оскорбление религиозных чувств людьми ортодоксальных, консервативных взглядов, "но ведь это не все общество, а лишь его часть". "Современное искусство по определению провокативно. Оно рождает новые идеи, течения, опровергая канонические, традиционные представления об искусстве. Преследуя людей, которые занимаются развитием искусства, мы ставим крест на эстетическом развитии общества", - уверен гендиректор ГЦСИ. По словам Миндлина, он знаком с людьми из религиозной, православной среды, которые не нашли в этой выставке ничего оскорбительного, а увидели в ней совершенно иные смыслы. Он также заметил, что люди, которые были привлечены к процессу для проведения экспертизы произведений, представленных на выставке, не являются специалистами в области современного искусства и не могут судить об этих экспонатах с профессиональной точки зрения. "Ведь, если человек сломает ногу, его никто не поведет к психиатру. Так же и здесь. Один из этих экспертов сказал, что лишь однажды побывал на выставке современного искусства и ему запомнилось то, что там штукатурка падала с потолка. С тех пор он не ходит на выставки современного искусства", - рассказал гендиректор ГЦСИ. Миндлин напомнил, что многие люди искусства были не поняты современниками и даже подвергались гонениям, однако сегодня являются общепризнанными гениями. "Общество когда-то не воспринимало Рембрандта, импрессионистов считали салоном отверженных, авангардистов преследовали и предавали анафеме, а сейчас ими восхищается весь мир", - заключил он.
Обвинительный приговор по делу об организации в 2006 году выставки "Запретное искусство" может убить в России гласность, является "поверхностным" и доказывает, что презумпция невиновности в российских судах не работает. Так считают известные адвокаты, опрошенные корреспондентами Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ), передает РИА "Новости". Глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник считает не только приговор, но и само обвинение против Ерофеева и Самодурова незаконными. "У искусства есть свой язык. Художники и писатели творят в разных жанрах, и недопустимо, чтобы им предписывали, в каком жанре творить", - считает Резник. По его мнению, обвинительный приговор нарушает конституционное право каждого гражданина на свободное выражение своего мнения. "Я думаю, что очень хорошая будет перспектива у этого дела в Европейском суде по правам человека. Согласно мировым стандартам, наказывать за разжигание какой-либо розни можно только в случае, если доказан прямой умысел обвиняемых, доказано, что была определенная заведомая цель рознь разжигать", - напомнил глава Адвокатской палаты Москвы. "Это дело является еще одним ярким примером того, что презумпция невиновности в российских судах не работает", - сказал Резник.
Адвокат Валерий Педченко, защищающий бывшего начальника ОВД "Царицыно" Дениса Евсюкова, убежден, что подобная судебная практика породит в стране цензуру. "Конечно, организаторы выставки могли предполагать, что некоторые произведения являются провокационными и нарушить чье-то спокойствие, задеть какие-то чувства. Но, если следовать такой логике, то можно и запретить картину "Красные маки", как якобы склоняющую к употреблению наркотиков. Любую картину можно расценить как ущемление чьих-то прав", - считает Педченко. Адвокат полагает, что подобные выставки, раз они являются спорными, надо показывать исключительно на закрытых площадках, заранее предупреждая, что данные произведения "не для слабонервных". "Но вводить в какие-то рамки художников нельзя, у нас отменена цензура, картины - это выражение их личного мнения", - сказал Педченко.
Известный адвокат Владимир Энтин, представлявший интересы художника Леонида Шварцмана в споре за права на Чебурашку, сообщил, что он отрицательно относится как к обвинительному приговору, так и к самому процессу.
"Существует позиция, которую разделяют многие правозащитники и которая закреплена постановлениями Страсбургского суда: все имеют право на самовыражение, в том числе средствами искусства. На суд возложена обязанность, чтобы соблюдался баланс интересов, то есть не задеть чувство верующих и дать право на самовыражение. Запреты в данном случае должны применяться только в случае явной необходимости. В данной ситуации, когда решение суда состоялось после закрытия выставки, я полагаю, это нарушает конституционные права. Я отрицательно отношусь к этому процессу и к приговору суда", - заявил Энтин.
В итоге Таганский суд Москвы признал виновными организаторов выставки в Центре имени Сахарова "Запретное искусство - 2006" - экс-директора музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова Юрия Самодурова и бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева - в возбуждении ненависти и вражды по религиозным признакам. Самодуров и Ерофеев приговорены к штрафам в 200 тыс. и 150 тыс. рублей соответственно, сообщает "Интерфакс". Организаторы выставки выразили несогласие с приговором суда. "Будем обжаловать", - сказал журналистам Ерофеев. Самодуров, в свою очередь, также заявил о намерении подать кассационную жалобу на решение суда.
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает неправильным сам факт судебного разбирательства по поводу организации выставки "Запретное искусство - 2006". "Я считаю, что в данном случае вопрос стоит о сочетании дурного вкуса и хорошего вкуса",- заявил в понедельник Лукин "Интерфаксу". По его словам, у него есть "личное мнение о том, каким вкусом является то, что в свое время было организовано" (выставка "Запретное искусство". - Прим. ред.). "Но вопросы о вкусах решаются в цивилизованном обществе где угодно, но только не в суде, и я считаю, что так же должно быть и у нас", - подчеркнул омбудсмен.
Высокий суд посчитал, что выставка "Запретное искусство - 2006" оскорбила чувства всех верующих независимо от того, видели они экспозицию или нет. Как говорится в приговоре, верующие граждане "подверглись психотравматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено". В приговоре указано также, что подсудимые "допустили публичное оскорбление христианства". Судья Светлана Александрова, касаясь одной из картин экспозиции, отметила, что "совмещение образов Христа и Микки-Мауса представляет собой циничные издевательства и оскорбления православных верующих". Схожую оценку она дала и другим экспонатам выставки, которые, по ее мнению, демонстрируют "наплевательское отношение к религиозным чувствам православных верующих". Каким образом были "травмированы" те, кто не даже не догадывается о существовании этих образов судья не пояснила.
Таким образом, Таганский суд признал факт возможности нанесения психотравматического воздействия, обречения на нравственные страдания БЕСКОНТАНКТНЫМ ОБРАЗОМ. Т.е. посредством неовеществленных эманаций.
Замечательный приговор. И грандиозный прецедент. Теперь суды могут быть завалены исками страждущих и перенесших самые разные воздействия, которые раньше невозможно было задокументировать и подтвердить доказательствами. Вперед, сумашедшие!!!