Испанцы победили немцев - 1:0, теперь им предстоит сразиться за главный приз с голандцами. И это не первое сражение этих двух монархий. По иронии судьбы примерно в эти дни закончилась обретением свободы 43-летняя война Нидерландов за независимость от Испании (1566-1609 годы).
Война имела религиозную подоплеку. В Нидерландах большой популярностью пользовались реформаты-кальвинисты. Нидерландское дворянство требовало от католических королей Испании большей веротерпимости, восстановления "бургундских вольностей" (прав, дарованных городам и дворянству в период владычества в Нидерландах герцогов Бургундии), вывода из страны испанских войск, ослабления налогового гнета и отставки кардинала Антония Гранвеллы, главного советника наместницы и фактического правителя Нидерландов. Гранвелла, несмотря на свой сан, в славе покорителя женских сердец соперничал с будущим наместником Нидерландов доном Хуаном Австрийским, чье имя стало нарицательным. Кардинал, будучи уроженцем Франш-Контэ, утверждал: "Я довольствуюсь тем, что живу с моим повелителем в добрых отношениях. Я настолько же не фламандец, как и не итальянец: я космополит, и мой символ веры состоит в том, чтобы заботиться о преуспеянии моих собственных дел и заниматься делами моего повелителя и народа в той мере, в какой это требуется, но не более". Подобное отношение к делам государственного управления лишь усугубило тяжелое положение Нидерландов, на которых сказался переживаемый Испанией финансовый кризис. Война с Францией требовала средств, которые брали в долг прежде всего у нидерландских банкиров. В июне 1557 года испанское государство вынуждено было опять искать денежные средства в Нидерландах - самой богатой и экономически развитой части королевства. Нидерландское дворянство и бюргерство готово было помочь Филиппу, но требовало взамен большей политической роли и восстановления прежних вольностей. Недовольства вызывали и бесчинства испанских войск, расквартированных в Нидерландах в период воины с Францией и вызывавших неприязнь у местного населения.
В 1565 году под руководством принца Вильгельма Оранского, графа Эгмонта и адмирала Горна дворяне составили "Союз Соглашения" и обратились с петицией к королю Филиппу II. Делегатов, которые вручали петицию наместнице Нидерландов Маргарите Пармской, один из испанцев обозвал "гезами" (нищими). Впоследствии так стали называть себя сторонники нидерландской независимости. В 1566 году в стране вспыхнуло восстание радикальной части кальвинистов, подавленное испанцами при содействии как дворянства, так и кальвинистских консисторий, объединявших городское среднее сословие. Но Мадрид не желал никакого компромисса, который как будто наметился в союзе испанской власти, дворянства, бюргерства и торговой буржуазии Нидерландов против радикального крыла кальвинистов. Король Филипп надеялся подавить всякую оппозицию, даже умеренную.
В 1567 году в Нидерландах высадилась 10-тысячная испанская армия во главе с герцогом Альбой. Она начала террор против кальвинистов. Эгмонт и Горн были казнены по обвинению в мятеже, Вильгельму Оранскому удалось бежать. В стране началась партизанская война лесных и морских гезов, против которых испанцы действовали с большой жестокостью. Вильгельм Оранский, навербовав наемников в германских протестантских княжествах и среди французских гугенотов, несколько раз вторгался в Нидерланды со своей армией, но терпел поражения от Альбы. В 1568 году Вильгельм и его брат граф Людовик Нассауский с 20-тысячным войском вошли в северные провинции. 24 мая отряд Людовика нанес поражение неприятелю у Гейлигерлейя, но 21 июля испанцы взяли здесь же убедительный реванш, наголову разбив принца Нассауского. Вильгельм же с главными силами так и не смог вынудить герцога Альбу принять сражение. Не имея средств на выплату жалованья, голландский полководец распустил свою армию и отбыл во Францию.
Однако восстания в северных провинциях, самой крупной из которых была Голландия, продолжались. Летом 1572 года Оранский решил опять попытать счастья. С помощью французских гугенотов Людовик Нассауский взял крепость Монс на юге Нидерландов, однако испанцы после длительной осады вернули Монс. Альба вторгся в Голландию и Зеландию и осадил Алькмар, Гарлем и Лейден. При обороне последнего голландцы открыли шлюзы и затопили большую территорию, заставив испанцев отступить. Но Альба не снял осаду, и Лейден находился в блокаде два года. Впрочем, гезы разбили испанский флот и могли доставлять припасы осажденным по морю.
В конце февраля 1574 года Людовик Нассауский во главе 3 тысяч конницы и 6 тысяч пехоты направился к Маастрихту, имея целью в дальнейшем идти на север для соединения с войском Оранского. Последний сосредоточил 6 тысяч пехотинцев на острове Боммель. В последующем братья собирались деблокировать Лейден. Но переправа через Маас оказалась невозможной из-за ледохода. Испанцы напали на лагерь Людовика на берегу Мааса и вынудили его отступить. Потери армии голландского принца составили 700 убитых, а многие наемники дезертировали. Сменивший Альбу в качестве наместника Нидерландов дон Луи Рекезенс смог навербовать в Германии 8 тысяч наемников, командование которыми принял дон Санчо д'Авила. Это войско должно было помешать соединению отрядов Людовика Нассауского и Вильгельма Оранского и не допустить вторжения войск Людовика в Брабант. Были усилены испанские гарнизоны в Антверпене, Генте, Нимвегене и Валансьене. 13 апреля Людовик, двигаясь правым берегом Мааса, вышел к деревне Моок в 10 км к югу от Нимвегена. Войска давно не получали жалованья и роптали. Граф Нассауский располагал 6 тысячами пехоты и 2 тысячами конницы, но не надеялся на их боевой дух и старался избежать сражения. У Авилы было 4 тысячи пехотинцев и несколько сот всадников. В день боя, 14 апреля, к нему подошел отряд в тысячу человек, а 15-го числа ожидалось еще 5 тысяч человек подкрепления. Однако Авила решил атаковать как можно скорее, чтобы противник не уклонился от боя. Утром 14 апреля испанцы атаковали левое крыло армии Людовика, прикрытой траншеей от Моока до Мааса. Здесь десяти ротам немецкой пехоты противостояли шесть рот испанских копейщиков и аркебузиров. Траншея дважды переходила из рук в руки. Затем Авила ввел в дело главные силы и оттеснил неприятеля от траншеи. Тогда Людовик во главе своих всадников атаковал и отбросил слабую испанскую конницу. Однако, пока его кавалеристы перезаряжали карабины, для чего им пришлось развернуть лошадей, испанские конные копейщики, подкрепленные только что прибывшими немецкими кавалеристами, контратаковали и опрокинули неприятеля. Людовик повел остатки кавалерии в последнюю атаку, в которой погиб вместе с большинством ее участников. Также и почти вся пехота графа Нассауского была перебита или пленена. Только убитыми голландская сторона потеряла более 4 тысяч человек. Победа Авилы была обусловлена превосходством испанской пехоты над наемной немецкой и швейцарской пехотой, составлявшей основу войска Людовика. После разгрома и гибели брата принц Оранский вынужден был покинуть Нидерланды. Однако и Авила не смог воспользоваться результатами победы, ибо уже 15 мая в его войске начался мятеж. Испанская казна была пуста, и жалованье солдатам не выплачивалось. Взбунтовавшиеся солдаты пошли на Антверпен, где наместник обещал им погасить долги. "Денег, а не речей", - требовали солдаты. Но денег не было, и от преследования Оранского пришлось отказаться.
Вскоре голландский флот одержал победу над испанским у Антверпена, после чего испанцам пришлось снять, наконец, осаду Лейдена. В 1576 году после смерти Рекезенса наместником Нидерландов стал дон Хуан Австрийский. К тому времени партизанская война охватила и южную часть страны. В городах Брабанта и Фландрии возникли "комитеты восемнадцати" - не подчинявшиеся испанской власти органы самоуправления. На помощь оранжистам (так называли сторонников Вильгельма Оранского) были переброшены 6 тысяч английских солдат. Однако почти все они в составе нидерландского войска были уничтожены армией дона Хуана, которой руководил герцог Пармский Александр Фарнезе, в январе 1578 года в битве при Жемблу. У испанцев было 18 тысяч пехоты, 2 тысячи всадников и сильная артиллерия. Голландская армия насчитывала 20 тысяч пехоты со слабой артиллерией и совсем не имела кавалерии. Испанская конница внезапно атаковала голландский арьергард, а затем обрушилась и на главные силы.
После разгрома при Жамблу принц Оранский бежал из Брюсселя в Антверпен. В том же году Александр Фарнезе сменил дона Хуана в качестве наместника Нидерландов. Победа под Жамблу обеспечила сохранение контроля Испании над южными Нидерландами, но не могла помешать северным Нидерландам год спустя, в январе 1579-го, подписать Утрехтскую унию, что фактически означало создание независимого государства - Соединенных провинций. К унии присоединился и ряд городов Фландрии и Брабанта. В 1581 году независимость Нидерландов была провозглашена уже формально, и нидерландские Генеральные штаты (парламент) перестали издавать законы от имени испанского короля. В 1582 году в южных Нидерландах с большой испанско-итальянской армией появился Александр Фарнезе, герцог Пармский. Он брал занятые противниками испанской короны города измором, перекрывая навигацию по близлежащим рекам и терпеливо дожидаясь, когда голод заставит осажденных сдаться.
В январе 1583 года Фарнезе осадил Ипр, в мае взял Дист и Сихэм, а 5 июня - замок Вестерлоо. Тем временем испанские войска под командованием Ла Мотта, Монтиньи и Мондрагона изгнали из Дюнкерка союзные голландцам французские войска, которыми командовал герцог Анжуйский, и 16 июля овладели городом. Вильгельм Оранский вместе с Генеральными штатами бежал из Антверпена и укрылся в Голландии. В марте 1584 года испанцам сдался Брюгге, где за 8 месяцев осады 40 тысяч жителей умерло с голоду, а в апреле его примеру последовал Ипр. В сентябре капитулировал Гент, одна из твердынь кальвинистов. За несколько дней до этого от рук подосланного испанцами убийцы погиб Вильгельм Оранский. Генеральные штаты предложили нидерландскую корону французскому королю Генриху III, но тот, опасаясь нападения Испании и войск Католической лиги, в марте 1585 года это предложение отверг. Тогда штатгальтером (правителем) Соединенных провинций стал его сын Мориц. Он вновь обратился за помощью к английской королеве Елизавете. В Нидерланды прибыл 7-тысячный британский экспедиционный корпус во главе с графом Лейстером. Однако тот вскоре поднял мятеж против королевы, который голландские войска подавили лишь с большим трудом. Тем временем испанцам 25 февраля 1585 года сдался Брюссель, а 17 августа - Антверпен. Местные кальвинисты в течение четырех лет должны были принять решение либо о переходе в католичество, либо об эмиграции. Однако испанцы не смогли овладеть Голландией, жители которой отвергали католицизм, а сама страна представляла собой естественную крепость, будучи изрезана устьями рек и каналами. К тому же армия Фарнезе постоянно отвлекалась для действий против протестантов Германии и Франции. Так, осенью 1590 года герцог Пармский с 14 тысячами пехоты и 3 тысячами всадников вторгся во Францию и заставил вождя гугенотов Генриха Наваррского снять осаду Парижа, а затем благополучно вернулся в Нидерланды. Интервенция Англии побудила короля Филиппа отправить флот с десантом к Британским островам, однако гибель "Непобедимой армады" в бурю в 1588 году сорвала операцию. После этого английский и голландский флоты развернули активные действия против испанских коммуникаций. Мориц Оранский во главе большой армии вторгся в южные Нидерланды. Голландцы взяли Нимвеген, Стенвик, Гронинген и некоторые другие. Нидерландской армии, после смерти талантливого полководца Александра Фарнезе, последовавшей в 1592 году, удалось в том же году нанести испанцам поражения при Кевердене, а затем при Торнгуте в 1597 году и при Ньюпорте в 1600 году. Сражению при Ньюпорте предшествовало вторжение 20-тысячной армии Морица Оранского во Фландрию. 21 июня 1600 года она высадилась в форте Филиппин, а затем совместно с флотом осадила Ньюпорт. Для деблокады города из Антверпена двинулся наместник Нидерландов эрцгерцог Альберт с 10 тысячами пехоты и 1,5 тысячами кавалерии. Мориц двинулся ему навстречу. Обе армии сошлись 2 июля на дороге к Остенде. Мориц выслад к Лессингену 19 рот пехоты и 4 корнета конницы с 2 орудиями, но этот был разбит испанцами и отброшен к форту Альберт. Пока шел бой, Мориц успел переправить через канал Остенде главные силы армии. Корабли голландского флота должны были огнем артиллерии не допустить противника к отлогому морскому берегу, по которому можно было обойти армию Морица. Бой начался с столкновения передовых отрядов конницы, в котором испанцы одержали верх. Испанская пехота попыталась обойти голландцев по прибрежной полосе, но огонь корабельных пушек и начавшийся прилив воспрепятствовали этому. Тогда Альберт приказал осуществлявшему обход отряду вернуться обратно. В это время Мориц атаковал неприятельский авангард, а затем в сражение оказались втянуты главные силы обеих армии. Успех клонился на сторону испанцев, когда Мориц бросил в бой конницу и пехоту арьергарда. Испанцы, которые ввели в сражение уже все свои силы, не выдержали удара и отступили.
Огонь полевой и корабельной артиллерии расстроил ряды испанской пехоты, обратившейся в бегство. Армия Альберта потеряла более 3 тысяч убитыми и ранеными. Потери нидерландской армии составили около двух с половиной тысяч человек. Мориц не воспользовался победой, а погрузился на суда и отплыл в Голландию. После боя при Ньюпорте война продолжалась с переменным успехом. Как попытки голландцев завоевать южные Нидерланды, так и стремление испанцев восстановить контроль над южными Нидерландами окончились безрезультатно.
В сентябре 1604 года испанский полководец Амброзий Спинола после трехлетней осады овладел крепостью Остенде. Однако сил для оккупации Голландии у него не хватило. Испания больше не в состоянии была выплачивать армии в Нидерландах 300 тысяч экю в месяц, а средств одной только Бельгии не хватало на содержание необходимого количества наемных войск.
В ходе кампании 1606 года Спиноле удалось захватить и удержать за собой, несмотря на мятеж двух тысяч оставшихся без жалованья солдат, важные голландские крепости Рейнберг и Гролль. Однако испанский полководец понимал невозможность завоевания Голландии. Его армия находилась на грани разложения из-за невыплаты жалованья. Кроме того, большинство ветеранов, пришедших в Нидерланды еще с Александром Фарнезе, давно уже переженились, так что теперь в полках число женщин даже превышало число мужчин. Не лучше было и положение в голландской армии, целиком зависевшей от получения французских денег. Обе стороны были утомлены тридцатилетней войной и жаждали мира. В апреле 1607 года было заключено 6-месячное перемирие, после чего активные боевые действия больше не возобновлялись.
9 апреля 1609 года в Гааге Испания и республика Соединенных провинций при посредничестве Франции, которая надеялась тем самым избавиться от выплат обременительных субсидий голландцам, заключили перемирие на 12 лет. В июле 1609 испанский король признал независимость северных Нидерландов, но удержал за собой более богатые южные области страны со столицей Брюсселем и крупнейшим портом Антверпеном. Окончательно же Испания признала независимость Нидерландов по Мюнстерскому миру 1648 года.
Независимая Голландия испытывала бурный экономический рост, тогда как почти 30 лет бывшие театром воины южные Нидерланды из-за налогового бремени со стороны Испании приходили в упадок. Потеря половины самой богатой провинций Испанского королевства ознаменовала собой начало крушения гегемонии Испании, окончательно утраченной в XVII веке в ходе Тридцатилетней воины. Голландия же во второй половине XVII века даже вошла в число великих европейских держав, на равных соперничая с Англией на морях. Ресурсов Соединенных провинций оказалось все же недостаточно, чтобы долго противостоять Франции, Англии и Австрийской империи. Так что голландцам и испанцам придется вновь "повоевать" на этот раз на футбольном поле. И слава Б-гу это противостояние ограничится только футбольным полем...