В этой главе расказывается о награде Пинхасу за убийство Зимри (главы колена Шимона) - право его потомков на священничество (Бемидбар 25:10-15). Обозначается на веки, что мидьяниты - враги сыновей Израиля (25:16-18). Вновь рассказывается о переписи еврейского народа, проведенной в степях Моава перед вступлением в Святую землю (26:1-65). Разбирается эпизод с дочерьми Цлафхада, что создает прецендент законов о наследовании (27:1-11). И проводятся превые в цивилизации выборы президента- назначается Йеошуа на роль руководителя, который примет бразды правления после смерти Моше (27:12-23). В этой же главе рассказывается о законы общественных жертвоприношений в Храме (главы 28 и 29) и о всех праздниках Торы.
И вот некто из сыновей Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами всей общины сыновей Израиля, а они плакали у входа шатра собрания. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою, и вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их... И прекратился мор среди сыновей Израиля. И было умерших от мора 24 тысячи. И сказал Б-г Моше, говоря: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил гнев Мой от сыновей Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сыновей Израиля в ревности Моей. Посему скажи: «Вот Я даю ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом коэнства за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сыновей Израиля»
(Бемидбар, 25:6-13)
Кажется, что поступок Пинхаса был жестоким актом насилия над свободой личности. Но, желая выставить в неприглядном свете защитника еврейского народа, они умышленно искажают эпизод нашей истории. Моавитяне и мидьянитяне не просто привели своих дочерей и жен к шатрам евреев на веселый праздник - они воспользовались тем приемом, который часто применяли в древнем мире: лишить войско противника дисциплины и организованности, подослав развратных женщин. И когда в стане противника начиналось безудержное веселье и солдаты забывали об осторожности, небольшой отряд мог привести в смятение целую армию. Можно представить, что стало бы с войском Израиля, только что разгромившим царей Сихона и Ога, если бы поступок Пинхаса не заставил людей очнуться. Вооруженные отряды моавитян ворвались бы в стан евреев и не оставили бы в живых ни одного человека. Вместо того, чтобы учиться у Пинхаса личному мужеству и способности брать на себя ответственность в критической ситуации, многие превращают его в символ нетерпимости, непонимания ближнего и разжигания братоубийственной войны.
"И говорил Вс-вышний Моше, и сказал: "Пинхас, сын Элазара, сын Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля тем, что он возревновал Моей ревностью в среде их. И не уничтожил Я сыновей Израиля Своей ревностью. Поэтому скажи: "Вот Я даю ему Мой союз мира и будет ему и потомству его после него союзом коэнов вечным за то, что ревновал за Б-га его и искупил сынов Израиля". В момент, когда Пинхас поражает Зимри, к нему спускаются две души, которые становятся его вечными спутницами, стражами и помощниками: это души сыновей Аарона Надава и Авиу, двух величайших праведников, которым нет равных среди сыновей Израиля, совершивших ошибку в день, когда был установлен Мишкан и погибших в тот момент, когда они поспешили принести воскурения. Они сопровождают его повсюду и реализуют союз, дарованный Пинхасу Вс-вышним, сообщая ему все те необыкновенные качества, которыми он обладал. Ведь союз - связь со Вс-вышним. Дополнительный личный союз, которого, кроме общего союза, заключенного со всем народом, удостоились Пинхас и Давид (каждый по-своему), указывает на возникновение особой, дополнительной связи со Вс-вышним, которая как сильный луч света пронизывает и напрямую соединяет Источник всех сил и сосуд, оказавшийся настолько чистым, что он в состоянии вместить этот мощный луч света. Прямая связь усиливается. Нить связи - это душа. Она является тем лучом света, который напрямую связан с Источником и устремлен к сосуду. Было бы странно, если бы луч, несущий жизнь из мира вечной и абсолютной жизни, не был бы сам живым. Поэтому вся связь проходит через живые души, каждая из которых является выражением жизни и сообщает жизнь. Поэтому говорится, что в субботу, которая называется союзом еврейского народа с Тв-рцом, у каждого, кто только имеет знак союза на теле и соблюдает субботние ограничения, появляется дополнительная душа, как более прямая и непосредственная связь (союз), проявляющаяся в этот день. Душа эта неабстрактна - это душа конкретного праведника, того, кто когда-то жил, озаряя мир светом и продвигая к лучшему, оставил его и теперь возвращается для того, чтобы продолжать помогать другим так же, как он помогал при жизни. Появляясь в субботу, эта душа расширяет возможности еврея, наделяет его большими способностями при изучении Торы и обостряет его чувствительность, расширяя весь спектр восприятия мира, позволяя осознать и почувствовать то, что находится за пределами его границ. Такая помощь душ не является подавлением личности: напротив, союз со Вс-вышним заключается в том, чтобы, озаряясь Его душой-светом-союзом и помощником, имеющими свое конкретное выражение, человек оставался бы сам собой: неповторимым, единственным, уникальным и в то же время открытым для всего мира и не замкнутым на себе. Помощь дополнительной души заключается в том, что она способствует раскрытию собственного потенциала. И когда потенциал раскрывается настолько, что человек и сам превращается в чистый луч, те, кто помогал ему, становятся помощниками для других, а вместе с ними и сама возвысившаяся душа, ранее нуждавшаяся в помощи, становится лучом помощи для других. Так, Пинхас, достигнув совершенства на высочайшем уровне, передает эти души своему ученику Элише. Элиша - ученик Элияу а-Нави, который появляется и действует во времена правления царя северного царства Ахава. События происходят через 530 лет после того, как Пинхас своим подвигом остановил надвигавшуюся гибель всего народа. Элияу а-Нави - это и есть Пинхас, получивший союз мира от Вс-вышнего, а следовательно, бессмертие, ибо то, что даровано Вс-вышним, - абсолютно и распространяется на все аспекты существующего: мир, дарованный Вс-вышним, прекратил борьбу тела и души Пинхаса, постоянное желание души отделиться и желание тела забыть о душе и сделал их совместное существование вечным. Элияу а-Нави не умер. Все, что его душа отбросила, - это талит, который подобрал Элиша. "И было, когда поднял (перед тем как поднял) Вс-вышний Элияу в буре на небо, пошли Элиша и Элияу из Гилгаля... Элияу сказал Элише: "Проси, что сделать мне для тебя, прежде чем я буду взят от тебя". И сказал Элиша: "Пусть двойное, что в духе твоем, будет на мне". И сказал он: "Трудного ты попросил". Элиша попросил, чтобы души Надава и Авиу, которые всегда неразлучны и неразделимы, перешли бы к нему и стали бы помогать ему. Не так просто иметь такую помощь! Малейшая оплошность - и эти души оставят человека, так как они не выносят никакой испорченности, отклонения от идеала. "Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то сбудется для тебя это, а если нет - не сбудется". И было когда они шли и в дороге разговаривали - колесница огненная и кони огненные и отделили они одного от другого, и вознесли Элияу в небо. Элиша же, увидев это, вскричал: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и воины его..." И поднял он плащ Элияу, который упал с него". Элиша получил эти удивительные души в постоянную помощь и поддержку, потому что оказался готов к восприятию мира на таком уровне, когда тело - как колесница, несущая воина, и душа - как воин, управляющий ею, слиты в единое целое: он смог увидеть и воспринять в пророческом видении, что происходило с душой и телом Элияу, носителя союза мира, в момент, когда он достиг уровня, который не может восприниматься большинством живущих людей, и, тем не менее, не ушел из мира живых. Тело осталось вместе с душой. Его переход в другое состояние не носил характер прекращения предыдущего состояния, окончания какого-то этапа и начала совершенно иного времени бытия. Поскольку не было разрыва двух состояний и не было необходимости переходить границу, которая называется смерть, то Элияу а-Нави легко переходит из одного мира в другой и предстает перед глазами людей в разных обличиях: душа в гармонии с материей делает материю средством самовыражения, и в зависимости оттого, зачем раскрывается Элияу а-Нави, он раскрывается в том обличии, которое более всего способствует тому, чтобы было понято послание, с которым он пришел. Он пронизал все поколения и установил между ними связь, приходя, помогая и спасая тех, кто хранит союз Авраама со Вс-вышним. Он поддерживает и союз Торы, в каждом поколении помогая Мудрецам постигать ее тайны. Упоминанием о его будущем раскрытии заканчиваются книги пророков: "Вот Я посылаю вам Элияу а-Нави перед тем, как наступит день великий и страшный, и вернет он сердце отцов к сыновьям, а сердце сыновей - к отцам". Кто установит мир, взаимопонимание и любовь, когда начнется воскрешение из мертвых и поднимутся из праха сыны Израиля всех поколений? Кто соединит сердца, бившиеся в разные исторические эпохи? Тот, кто жил во всех поколениях - от выхода из Египта и до конца времен. Но почему души именно Надава и Авиу стали лучом, реализующим союз мира, который Вс-вышний заключил с Пинхасом?
Пинхас возглавляет военную экспедицию против Мидьяна, он воин лишь по необходимости, а его истинное устремление - устанавливать мир. Именно Пинхас, обвиняемый в создании напряженной обстановки, которая могла кончиться междоусобной войной, впоследствии предотвращает войну между коленами Израиля. В книге Йеошуа рассказывается: «Когда дошли до окрестности Ярдена, что в окрестности земли Кнааан, сыновья Реувена, сыновья Гада и половина колена Менаше соорудили там жертвенник возле Ярдена, жертвенник большой, который виден издалека... И когда услышали это сыновья Израиля, собралась вся община Израиля в Шило, чтобы выступить против них войной. И послали сыновья Израиля к сыновьям Реувена, сыновьям Гада и половине колена Менаше в землю Гилад Пинхаса, сына Элазара коэна... И отозвались сыновья Реувена и сыновья Гада и половина колена Менаше, и говорили: «Б-г - Б-г Всесильный. Он знает, и Израиль знает. Если мы восстанем и изменим Б-гу, то не помоги Ты нам в этот день...»
Почему именно Пинхас был избран возглавить дипломатическую делегацию?
Вне всякого сомнения, причина его избрания в том, что он обладал талантом мирить поссорившиеся стороны так же, как и его дед Аарон. Любовь к Всевышнему и к своему народу слились для Пинхаса в единое целое. Он знал, что наглое попрание законов Творца всегда влечет за собой гибель сыновей Израиля, а вражда между братьями является осквернением имени Всевышнего. Что же касается человеческих качеств, то он сочетал в себе решительность с выдержкой и стал примером для последующих поколений.
Истории Торы повторяются, но каждый раз повествование выходит на новый уровень. Любой из эпизодов загадочен, но он служит расшифровкой кода другого рассказа и сам становится понятен, когда уже правильно прочитан текст, ключом к пониманию которого он являлся. Вс-вышний бескомпромиссно ведет творение к совершенству через непрекращающееся исправление. Но иногда мир падает вертикально вниз, чтобы затем долго выбираться на прежний уровень по спирали. Основа всех заслуг человека - стремление ко Вс-вышнему, а все преступления являются выражением желания скрыться от Него и остаться одному. Отдаление человека от Всевышнего отражается в характере его детей, их склонностях и способностях, чтобы найти исправление в их жизни. А иначе как можно объяснить: " ...и родила (Хава) Каина и сказала: "Приобрела я человека с Б-гом и еще родила брата его Эвеля. И был Эвель пастухом, а Каин - земледельцем". Каин и Эвель родились взрослыми и сформировавшимися. Почему же от самого рождения один - пастух, а другой - земледелец? Только потому, что что-то вложено в каждого из них от рождения. Но дети не всегда справляются с той задачей, ради выполнения которой они появились на свет, и их души возвращаются в мир вновь и вновь. Душу, как нечто совершенно чистое и прекрасное, как свет, наполняющий сосуд, Вс-вышний дает Сам. Душа всегда чиста, но сила опускающейся в мир души, ее уровень и "размеры" зависят от того, насколько родители научились использовать свои чувства для восприятия духовного мира, наполняться восторгом и радостью от раскрывающейся духовности, а не возбуждать нервные окончания для того, чтобы получать материальные удовольствия. Недостатки наследуются и должны быть исправлены. Сильная душа быстро переворачивает недостатки в способности для изучения Торы, силу восприятия духовной составляющей. Дети, отражая сущностную сторону родителей, являются в основном выражением их мыслительной деятельности и умения управлять своими чувствами. Недаром говорят, что капля выходит из "окончания" мозга человека и несет в себе облик будущего ребенка. Адам, совершив преступление, 130 лет не мог рождать детей "по образу и подобию своему". Мидраш Раба говорит, что после греха у него рождались духи или обезьяны, и когда на пятидесятый день творения Каин убил Эвеля, Адам устранился от Хавы, через 130 лет он вернулся к ней - и у него родился Шет "по образу и подобию его". Совмещение в себе всех миров, духовного и материального начал являются отличительной чертой человека как творения и определяют его "образ". Рождение духов и человекоподобных тел отражает преступление Адама, отделившего материальный мир от мира духа. Начало преступления Адама заключено в его вопросе "Кто я?" (если повсюду раскрывается воля Вс-вышнего и у меня нет свободы выбора, то существую ли я или только Он существует?). "Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря - и там рука Твоя поведет меня, и сдерживать будет десница Твоя" (Псалом 139).
Когда человеку хорошо и он преисполнен радости, и душа его поет в восторге от всего сотворенного, раскрывающего замысел Тв-рца, у него не возникает вопросов "Кто я?", "Зачем я нужен?". Он доволен своим существованием перед лицом Вс-вышнего. Дети Адама явились разверткой в материальном мире той проблемы, которую носил в себе первый человек. Они представляли собой разум и чувственный мир, отделившиеся друг от друга, потому что только разум, лишенный ощущения Присутствия Вс-вышнего, может задавать вопрос "Кто я? Существую ли я?". Отделенность разума от чувственного мира привела к вопросу, который несли в себе братья и который являлся выражением вопроса Адам а-Ришон (первого человека) на другом уровне - каждый из них спрашивал себя: "А кто такой мой брат - другой человек? Зачем Вс-вышнему нужен второй?" Собственное существование не вызывает вопроса, но отсутствие ощущения ближнего, сопереживание его проблемам и желание помочь породило вопрос "зачем же нужен другой"? Каждый из них не найдя ответа, решает проблему существования второго по-своему: Эвель смотрит в небо и не замечает брата, получая удовольствие от своей большей близости к Тв-рцу, а Каин, деятель и преобразователь, устраняет из мира то, что он не может осознать - своего брата. Моше и Аарон пришли в мир, чтобы исправить грех Каина и Эвеля. Это - два брата, любящих и понимающих друг друга. Один из них приближает весь мир к Источнику путем восприятия Вс-вышнего через разум, а другой - через служение (т.е. исправление чувственного мира человека). Естественно, что дети, которых они должны были привести в мир, должны были исправить следующую, более высокую ступень - грех Адама - и закончить исправление мира. Аарон смог привести в мир души столь высокого уровня, что их называют "две части одного целого". Они были способны восстановить связь чувственного мира и мира мысли человека так, чтобы и то и другое вместе служило для восприятия Присутствия Вс-вышнего. Однако ошибка, допущенная ими в стремлении к мгновенному соединению духовного и материального миров, когда в день начала служения в Мишкане они поторопились принести воскурения, привела их к гибели. Пинхас, вернувший еврейскому народу восприятие Присутствия Вс-вышнего на уровне чувств и ощущений (т.е. сделавший чувства разумными) и приблизивший мир к состоянию совершенства, двигаясь со стороны чувственного, так же как Моше, двигавшийся со стороны разумного, удостоился помощи этих душ, которые способны слить в единое целое все времена и все пространство, и позволить мгновенно перемещаться из одного места в другое, и пройти через все поколения. Души эти никогда не расстаются друг с другом и похожи как две половины одного целого. Они - мысль, заставившая понять чувства и чувства, заставившие разум ощущать.
Может быть поэтому Глава Пинхас - одна из двух глав, в которых содержатся указания обо всех моадим - праздниках и субботах, заповеданных нам Торой. (Вторая такая глава - Эмор в книге Ваикра.) Это волощение дуальности бытия. Праздник и горесть - идут рука об руку. Символическим воплощением этого и является глава Пинхас, чтение котрой, как правило, приходится на одну из трех недель, лежащих между двумя печальными датами - постом 17 тамуза и постом 9 ава. Оба поста посвящены печальным событиям, происшедшим в эти дни года. Вот только некоторые из них:17 тамуза были разбиты первые Скрижали, полученные на горе Синай; римляне, осаждавшие Иерусалим перед сожжением Второго Храма, пробили первые бреши в стенах города; впервые публично был сожжен свиток Торы; в Храме руками отступников был установлен идол. Девятого ава евреи плакали, получив отчет разведчиков о походе в Святую землю, когда народ решил, что им в нее не войти; были разрушены Первый и Второй Храмы; злодеи-римляне распахали землю, где стоял Храм. Три недели между этими датами принято соблюдать обычаи траура в знак скорби о разрушении Храма. И именно в эти скорбные дни нам выпало читать главу, в которой говорится о веселых праздниках Песах, Шавуот и Сукот?
Наши мудрецы отвечают: оказывается, в будущем, когда наш народ удостоится полной и окончательной свободы, день 17 тамуза будет отмечаться как первый день большого праздника. А завершаться он будет 9 ава. Двадцать дней между двумя нынешними постами станут полупраздничными - подобно пасхальной неделе или осенним дням, когда мы живем в сукот, специальных шалашах. Написано у пророка Йирмеяу: «Превращу ваш траур в веселье». Поэтому, когда мы читаем главу Пинхас - со всеми приведенными в ней подробностями праздничных жертвоприношений, что совершались, когда стоял Храм, - в наших сердцах возрождается надежда на скорое освобождение Израиля и Иерусалима от всех врагов, которые не могут нам простить того, что мы все еще существуем.
Так и Пинхас вопрлощал в себе и радость и горе. Евреи говорили о Пинхасе: посмотрите на этого потомка идолопоклонника; отец его матери откармливал быков для приношения идолам, а он поднял руку на одного из наших лидеров! Тем самым они намекали на его происхождение со стороны матери, которая была внучкой Йитро, - того самого, о котором известно, что после многих лет духовных исканий, когда им были перепробованы и отброшены одна за другой все мировоззренческие теории того времени, он пришел в конце концов к осознанию истинности иудаизма и принял еврейство со своими дочерьми (одна из которых, Ципора, стала женой Моше, а другая - женой Элазара, сына Аарона). Но с другой стороны Пинхас по отцу приходится внуком Аарону? Тем, кто поносил Пинхаса, было достаточно, что по матери он происходит от «того, кто откармливал быков».
использованы комментарии рава Зеева Мешкова
Пинхас Бемидбар Тора с комментарием Раши (inline) | Еврейская библиотека Когда евреи размышляли над поступком Пинхаса, они говорили примерно так: разве возможно, чтобы еврей убил другого еврея без суда, по собственной инициативе? Так поступают только дети Эсава (о котором сказано: «Своим мечом будешь жить»)! Не иначе как проявилась в нем кровь его деда, нееврея… Но в жилах Пинхаса течет кровь Аарона, «любившего мир и добивавшегося согласия между людьми». И если Пинхас взял в руки копье, значит, в том была особая необходимость. Он выступил здесь не как потомок Йитро, а как потомок Аарона, стремящийся к миру. Но именно тут возникает великая парадигма - чтобы установить мир, надо взяться и за копье, или как говорят сейчас - "хочешь мира - готовься к войне". А это уже военная доктрина ныненшнего Израиля, и намек на то, когда евреи отказывались защищаться их истребляли. В этом связь траура и праздников. Чтоб праздновать надо преодолеть траур, т.к. сам факт празднование нужно защитить., и тогда траур станет праздником... Придет Машиах и встанут на место разрушенные Храмы!!!