Корах - символ популизма, бунтарства и революции

Jun 11, 2010 21:01

Недельная глава Корах.
Этих двоих живьем проглотила земля за бунт и за фразу, обращенную к братьям Моше и Аарону: «А вы кто такие»?


Для начала кто такой Корах. Один из, ка бы сейчас сказли, принцев крови. Человек из колена Леви, Корах, именем которого названа глава, был двоюродным братом Моше и Аарона. Он печально прославился тем, что возглавил бунт с целью удалить Моше с поста предводителя еврейского народа и верховного судьи и лишить Аарона звания первосвященника.
Бунт Кораха был направлен против того как еврейский народ получил Тору. Корах бросил вызов авторитету Моше. Не просто как личиности, которая ему не нравилась, а как лидеру, вождю еврейского народа. Но не собственные амбиции двигали этим одним из первых диссидентов и революционеров, а идеология. То как евреи получили Учение. Именно поэтому Моше, которому были безразличны понятия влияние и власть(не случайно он назван в Торе «самым скромным из людей на земле), увидел в этом прямой бунт против Торы и Создателя. Он мыслил категорией народ, нации, единстов. Корах же ставил во главу угла конкретную личность.

Вот эти слова «И отделился Корах, сын Ицхака, сына Кехата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета из колена Реувена. И предстали перед Моше и с ними двести пятьдесят мужей из сынов Израилевых, предводители общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь! Отчего же возноситесь вы над собранием Г-сподним?»

Понятней станет нам Корах, когда мы прочтем то, что рассказывается о нем в Мидраше. Вот как, например, доказывал Корах нелогичность Моисеева Учения. «Дом, полный книг, - спросил Корах Моше, - должен ли иметь мезузу на двери?» «Подумать только! - рассмеялся Корах, услышав ответ. - Вся Тора с ее 275 главами не может освободить дом от необходимости в мезузе, содержащей только две главы?! - и резюмировал: - Никто не заповедовал тебе этих законов, ты сам их выдумал».

А вот, например, какую притчу рассказал Корах, выступая на организованном им многолюдном собрании:

«Жила у меня по соседству одна вдова, а с нею - две девочки - сиротки. И было у нее одно-единственное поле. Стала она вспахивать его, - пришел Моше и заявил: «Нельзя пахать с волом и ослом в одной упряжке». Начала она сеять, - сказал он ей: «Не засевай поле разнородными растениями». Стала она жать и вязать снопы, - говорит он: «Оставь упавшие колоски, забытый сноп и несжатый конец поля для бедных». Пришла она молотить, - говорит он ей: «Отдели для жертвы первую десятину и вторую десятину». Покорилась она своей участи и отделила, как он сказал. Взяла она и продала свое поле и купила двух овечек, чтобы прикрываться их шерстью и питаться их приплодом. Но как только принесли они приплод, - пришел Аарон и сказал: «Отдай мне первенцев». Покорилась она своей участи и отдала ему ягнят. Пришло время стрижки. Она постригла овец, но тут пришел Аарон и заявил: «Первую стрижку отдай мне». Сказала она: «Нет у меня сил устоять перед этим человеком! Лучше я зарежу овец, и мы их съедим». Но, когда она зарезала овец, он сказал ей: «Отдай мне овечью ногу и некоторые другие части». «И зарезав овец, я не спаслась от него! - воскликнула вдова. - Так пусть же они будут посвящены Б-гу!» «Тогда все мое, - сказал Аарон, - потому что так сказал Вс-вышний: «Все посвященное Б-гу в Израиле да будет твоим». Взял он и ушел и оставил ее, плачущую, с двумя сиротками».

Интересный пассаж. Похож на те слова, которые говорят социалисты. Кораха как будто очень волнует «социальная несправедливость». Из сострадания к несчастной вдове он выступает против жизненного уклада, сложившегося на основании религиозного законодательства. В чем же цель Кораха. Уж не популизм это? Так в последние десятилетия социальная группировка, называемая «элитой», усиленно пропагандировала в самых разных странах идею о том, что в центре всех общественных интересов и забот должен стоять индивидуум. Любые религиозные, этнические и национальные проблемы рассматриваются в качестве второстепенных. Права индивидуума, согласно этой теории, превыше обязанностей по отношению к обществу. Уникальность каждого человека не рассматривается как часть общего. Напротив, индивидуальность понимается в духе "мира, который был создан для меня одного".
Мозаика лучшая метофаро в этом ключе. Так один элемент мозаики ничего не значит, но вместе мозаика складывается в прекрасную картину. Но и выпавший элемент мозаики делает все полотно ущербным. В этом смысл еврейской ценности каждого человека. Но всегда находятся люди, для которых каждый элемент дороже целого, особенно, когда они не могут окинуть своим взглядом всего...
В такой атмосфере политическое или духовное единомыслие попросту невозможно. Недельная глава Корах не является первым эпизодом Торы, в котором власть и авторитет Моше были поставлены под сомнение. Незадолго до этого Эльдад и Мейдад (в главе Бэаалотха), ослушавшись Моше и оставшись в стане, когда остальные лидеры народа собрались у шатра Моше, начали пророчествовать публично, вызвав возмущение Йеошуа бин Нуна: И отозвался Йеhошуа, сын Нуна, служитель Моше с дней юности своей, и сказал: Господин мой, Моше, вели отдать их под стражу! И сказал ему Моше: Ревнуешь ли ты за меня? О, если бы весь народ Господа был пророками, чтобы возложил Господь дух Свой на них! Бемидбар 11:28-29). Как мы видим, в истории с пророчеством Моше полагал, что чем больше пророков - тем лучше. В связи с этим вызывает недоумение настолько резкая реакция Моше на идею такого важного человека, как Корах (согласно Мидрашу Бемидбар Рабба 18:3, Корах был одним из мудрецов и лидеров народа). Ведь идея Кораха заключалась именно в том, что власть необходимо делить с большим количеством представителей народа! И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним? И услышал Моше, и пал на лицо свое, и сказал Кораху и всем сообщникам его, говоря: завтра утром Г-сподь известит, кто Его и кто свят, того да приблизит к Себе; и кого изберет, того и приблизит к Себе (Бемидбар 6:3-5).
Согласно Мидрашу в бунте Кораха важную роль сыграли женщины.

«Умная женщина строит свой дом, а глупая - своими руками его разрушает» («Притчи» 14, 1). «Умная женщина строит свой дом» - это жена Она, сына Пелета (из колена Реувена), «а глупая своими руками разрушает его» - это жена Кораха.

Когда проходила церемония освящения левитов, все мужчины рода должны были по велению Б-га сбрить все волосы на теле. Когда Корах пришел домой остриженный, без бороды, жена говорит ему: «Смотри, что делает с вами Моше... велел даже снять волосы». «Но ведь Моше тоже остригся и побрился», - отвечает Корах. - «Это только для того, чтобы остричь вас». Из-за подстрекательства жены и погиб Корах.

«Умная жена строит свой дом» - это жена Она, сына Пелета. Она спасла его. Узнав, что муж собирается присоединиться к бунту Кораха, она стала его отговаривать: «Зачем тебе встревать в споры? Будет ли главным Моше или Корах, - тебе главным не быть». «Но мы договорились и поклялись бороться сообща», - говорит Он. Жена посоветовала ему пока суд да дело прилечь отдохнуть и напоила его вином. А сама помыла голову и села у дверей с распущенными волосами. Пришли люди Кораха поднимать сообщников на восстание. Постучали в дверь Она. Но тот безмятежно спал и не открыл им. Они приоткрыли дверь, но, увидев женщину с непокрытой головой, поспешили уйти. Так вышло, что Корах провалился сквозь землю, а один из главных его соратников Он, сын Пелета, остался жить. Это тоже очень важно. И вот почему...

Необходимо проводить грань между двумя аспектами еврейского лидерства. Изучение Торы очень во многом зависит от беспрекословного признания авторитета первоисточников и традиций, которые передаются от поколения к поколению и от лидера к лидеру. Этот факт дает огромное "преимущество" старшим, особенно - мудрецам. Ученики должны стремиться подчиняться своим учителям, которые стоят выше их в цепочке передачи Торы. Это явление гарантирует жизнеспособность передачи традиции, которая особеннo значима в области галахи - практического закона. Фактически Талмуд утверждает, что ученику нельзя говорить то, чего он не слышал от своего учителя. Подчинение наставнику, конечно, в интеллектуальном плане, - это решающее условие для того, чтобы в однажды получить право принимать решения самому. Пророчество в корне отличается от передачи устной традиции Торы. Во-первых, пророчество - дело индивидуальное. Пророчество не даётся группе. Пророчество - это слово Б-га, которое он решает передать людям через одного, достойного и святого человека. Пророчество - дело настолько индивидуальное, что наши Мудрецы сказали: "Не могут два пророка пророчествовать одинаково". Путь к достижению ступени пророчества - это личный поиск и работа над собой, поиск духовной чистоты, которая приносит святость, а та, в свою очередь, - Божественный дух. Нет никакой гарантии, что тот, кто следует обычаям и путям пророков, достигнет пророчества. Пророчество приносит в мир вещи новые и несущие обновление, а не то знание, которое единожды установлено и статично. Ввиду всего вышесказанного, пророчество Эльдада и Мейдада без одобрения и разрешения Моше не угрожали традиции передачи Торы, которую провозгласил Моше и которая была необходима как стержень существования иудаизма как религии и евреев как народ. Бунт Кораха, напротив, - это бунт против сути Торы.

Самое интересное, однако, то, что и с социальной точки зрения пример Кораха - не более чем софизм, псевдологический трюк, из-за которого ложный аргумент кажется истинным. Закон о том, чтобы упавшие колосья оставались для бедняка, - одно из самых замечательных социальных достижений древности, и он был известен и практиковался только у евреев.

Как же реагировал на это выступление Моше-рабейну? Великому мудрецу было ясно, что демократические лозунги Кораха являются не более чем оболочкой, которой он пытается прикрыть свои честолюбивые цели. И об этом Моше заявил Кораху открыто: «Вы доискиваетесь священства. Поэтому ты и все сообщники твои собрались против Г-спода».

Ответа не последовало. Корах прекрасно понимал, что в открытом споре ему не устоять. Увидев, что Корах и его сообщники упорствуют в своем стремлении добиться звания священнослужителей, Моше предложил им назавтра совершить вместе с Аароном одно из главных храмовых богослужений - воскурение ароматов, «и тогда, - сказал Моше, - известит Г-сподь, кто свят». Назавтра все совершившие воскурение, кроме Аарона, были поражены сверхъестественной карой.

Но сыновья Кораха, раскаявшиеся в последнюю минуту, избежали участи своего отца и его сообщников. Впоследствии от них произошли известные храмовые певчий, сопровождавшие своим пением богослужение, совершаемое потомками Аарона. Тексты некоторых из их песен вошли в книгу Псалмов. Они начинаются словами: «Песнь сыновей Кораха». От детей Кораха произошли также многие еврейские пророки, самоотверженно проповедовавшие учение Моше, против которого дерзко восстал их пращур.

В истории еврейского народа нередки были случаи, когда человек или группа людей, отвергнув законы Торы, заявляли, что отныне им дано играть роль первосвященника в народе и управлять его духовной и общественной жизнью. Бывало, что им удавалось склонить на свою сторону значительную часть народа. Но неизбежно наставало предсказанное Моше утро: народ прозревал - и эти люди с их идеями неотвратимо исчезали с арены истории.

Странное сопадение, но именно в эту неделю отмечается и христианский Праздник святейшего сердца Иисуса (Feast of the Sacred Heart of Jesus). Он приходится на пятницу, на 19-й день после Пятидесятницы. В основе своей этот праздник посвящен той силе, которая взбунтовала сердце Иисуса. Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым современным толкованием. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6). Сердце человеческое - это источник сознательной личности, мыслящей и свободной, место окончательных решений и неписанного Закона Божия. Таким образом именно Сердце, а не мозг источник бунта. А именно Иисус является духовным приемником Кораха. Знали это мистики-тамплиеры. И перед разгромом передали этиу тайну иезуитам. Поэтому в XVI веке, благодаря Ордену Иезуитов, культ Сердца Иисуса достигает апогея. В 1672 году Иоанн Эд отслужил с разрешения епископа первую святую Мессу о Сердце Господа Иисуса. Иоанн Эд был исповедником Маргариты Марии Алакок, которой в видении открылось желание Иисуса, чтобы люди особым образом почитали Его Сердце.Теперь мы понимаем, что реально это было желание увековечить ту социальную революцию, которую на самом деле задумал Иисус. А он в итоге лишь повторил, то что за сотни лет до этого проповедовал Корах. Так встречаются идеи. Так рука об руку идут лжемессии. Так идеи повторяют друг друга. Из века в век, от пророка к пророку.
Слушайте себя. Ваше сердце не обманет. И в этом смысле Ииисус прав. Откройте свое сердце и внемлите... То что чувствуете, то Ваше. То что нашептано другими, то отриньте. И тогда все будет хорошо и без социальных утопий о братстве, единстве и равенстве!!!

парашот, иудаизм, недельная глава

Previous post Next post
Up