Разведчики не могут быть шпионами

Jun 04, 2010 19:08

Недельная глава "Шлах"


Эта глава о том, как евреи расположились на Южной границе Ханаана. На горизонте "сгущались тучи". Земля была им дарована, но ее надо было захватить. Мужчины уже были призваны в ополчение, и все ждали приказа к выступлению. Но б skj zyj? что ничего не ясно. И в этот момент Моше решается разведать обстановку. В этом было отступление от приянтых им правил слепого повиновения голосоу Всевышнего. Что разведывать? - если Земля даровано твоему народу... Но Моше отправляет разведчиков.
И они доставили недобрые вести, в результате чего завоевание Ханаана было отложено на сорок лет.
Было ли решение Моше послать раведчиков принципиально неверным? Через сорок лет, когда Израиль наконец-то был готов войти в Землю Обетованную, Моше вновь начинает с разведки:
"И ПОСЛАЛ МОШЕ РАЗВЕДАТЬ ЯЗЕР, И ВЗЯЛИ ОНИ ПРИГОРОДЫ ЕГО, И ИЗГНАЛИ ЭМОРЕЕВ, БЫВШИХ ТАМ." (Бемидбар 21:32).
Аналогичным образом поступил впоследствии Иегошуа бин Нун, отправивший лазутчиков в осажденный Иерихон (Иегошуа 2:1 и 7:2).



Отсюда главный закон войны - накануне любой военной кампании, важнее всего знать о врагах как можно больше. Как говорил Талейран - один толковый разведдчик может быть полезней целой армии. Ему вторит Макиавелли- зная тайну врага, ты его уже можешь считать побежденным. Поэтому в любой войне военная разведка играет огромную роль.

В чем же тогда была ошибка Моше? Именно в том, что он их послал. Нерешительность здесь ранялась неверию. Когда вас ведут высшие силы, то надо идти вперед. Не даст вам оступиться Всемогущий...

Хотя кто-то говорит, что никаких разведчиков Моше не посылал! Описывая миссию посланцев Моше, Тора ни разу не называет их лазутчиками ("meraglim"). Их задача сводилась не к военной разведке - "leragel et haaretz" - но "latur et haaretz" - "ОСМОТРЕТЬ СТРАНУ КНААН" (Бемидбар 13:17). Типа они не разведчики, а пионеры... Те кто просто намечают путь и выбирают верную дорогу. Т.е. их миссия была военной лишь в незначительной степени. Моше поручил им разузнать,"КАКОВА СТРАНА, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЕТ, ХОРОША ОНА ИЛИ ПЛОХА, И КАКОВЫ ГОРОДА, В КОТОРЫХ ОН ЖИВЕТ, ОТКРЫТЫЕ ОНИ ИЛИ УКРЕПЛЕННЫЕ; И КАКОВА ЗЕМЛЯ ЭТА, ТУЧНА ОНА ИЛИ ТОЩА, ЕСТЬ ЛИ НА НЕЙ ДЕРЕВЬЯ ИЛИ НЕТ(ibid 19-20). С военной точки зрения от этой информации было мало проку.

Еще один важный аспект, Моше послал в Ханаан 12 лазутчиков, по одному от каждого колена. Почему? Дело в том, что Моше руководствовался не столько военными, сколько политическими соображениями - в этой разведывательной миссии было желание дать возможно ПОВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЭТО ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ ВСЕМ КОЛЕНАМ, В отличие от Иегошуа, который . "ПОСЛАЛ ИЗ ШИТИМА ДВУХ ЧЕЛОВЕК, РАЗВЕДЧИКОВ, ТАЙНО" (Иегошуа 2:1), Моше отправил 12 послов совершенно открыто. Каждый из посланых был одним из "ГЛАВ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ " (Бемидбар 13:2), т.е. важным человеком, но никак не профессиональным шпионом. Не исключено, что их отбытие даже сопровождалось торжественным прощальным пиром.

Но такой большой отряд из 12 человек, тоже был несомненной ошибкой - такая большая группа не могла остаться незамеченой. Но главная ошибка заключалась в том, что миссия была отправлена народом. Впоследствии Моше сам признал этот факт в книге Дварим(1:22-23). Поэтому отчет о результатах разведки был предъявлен не лично Моше, но всему Израилю:
"И ВОЗВРАТИЛИСЬ ОНИ С ОСМОТРА СТРАНЫ ЧЕРЕЗ СОРОК ДНЕЙ. И ПОШЛИ, И ПРИШЛИ К МОШЕ, И К АhАРОНУ, И КО ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ" (Бемидбар 13:25-26).

Разведка, организованная Моше, провалилась, поскольку он послал в Ханаан не разведчиков, а представителей колен, причем с непонятным заданием, не имеющим отношения к ближайшим целям. Для того, чтобы миссия увенчалась успехом, Моше следовало секретно послать несколько разведчиков-профессионалов. Tак что неудивительно, что в конечном итоге Всевышний возложил ответственность за провал на Моше:
"ТАКЖЕ И НА МЕНЯ ПРОГНЕВАЛСЯ БОГ ИЗ-ЗА ВАС, СКАЗАВ: "ТЫ ТОЖЕ НЕ ВОЙДЕШЬ ТУДА." (Дварим 1:37).

Таким образом главе Шлах приводится история греха разведчиков. Да, они сказали следующее: Земля Израиля прекрасна и желанна, но мы неспособны её завоевать. Однако в Псалмах грех еврейского народа описывается следующим образом: "И презрели они землю желанную, не поверили слову Его" (Псалмы 106:24). В главе Шлах, ниже по тексту, также упоминается, что еврейский народ пренебрег Святой Землей: «Дети же ваши, о которых вы говорили: "добычею станут они", - их введу Я, и они узнают землю, которой вы пренебрегли» (Бемидбар 14:31). И в этом разница разведка - это информация, а шпионаж - вредительство.

Комментарий «Сфат Эмет» (написанный третьим Гурским Ребе) дает блестящий, по-настоящему хасидский ответ на этот вопрос. При создании мира Всевышний поместил свет Торы в материальное творение. Он поручил человечеству, а в особенности избранному народу, который принял Тору, найти и раскрыть этот свет, спрятанный «в земле». Тем самым люди должны исправить то, что было «утеряно» при Творении. Сыны Израиля после Исхода начали привыкать к жизни в пустыне - «земле без земли», где не было необходимости обрабатывать землю ни для того, чтобы прокормить себя, ни для того, чтобы раскрыть спрятанный свет Торы. И пропитание, и Тора спускались непосредственно с Небес - Всевышний обеспечивал евреев всем необходимым как в духовном, так и в материальном плане. Разведчики «учили» народ: не стоить понижать свой духовный уровень физической работой на земле - и тем самым они предали Землю Израиля, предпочтя «пустынный образ жизни». Сфат Эмет объясняет значение трех заповедей, которые еврейский народ получил непосредственно после греха разведчиков. К этим заповедям относятся отделение халы при замешивании теста, принесение возлияний на жертвенник Храма и прикрепление кистей цицит к одежде. Все эти заповеди связаны с тем временем, когда сыны Израиля все же покинут пустыню и начнут обычную жизнь на обещанной им Земле. Именно эти заповеди должны были в будущем послужить утешением за утрату трех подарков, которыми евреи пользовались в пустыне и которые они настолько боялись потерять: мана, колодца с водой (который чудесным образом передвигался за евреями в пустыне) и облаков славы Всевышнего, котрые прятали от палящего солнца.

Творец показал народу, что хлеб даже в обычных условиях можно связать с Небесами - когда от теста отделяется хала. Совершая возлияния на жертвенник, можно увидеть, как Рука Творца проявляется в этом мире посредством воды. А прикрепляя к одежде нити цицит, мы облачаемся в заповедь так же, как облака Славы окутывали еврейский народ во время странствий. Если посмотреть на идею жизни в Эрец Исраэль через призму греха разведчиков и тех заповедей, которые были даны непосредственно после него, мы поймем следующее. Когда мы вступаем в жизнь, каждый человек в отдельности или же весь народ в целом, - нам надо, чтобы нас кормили с ложки. Однако на каком-то этапе надо научиться «питаться самостоятельно». Мы добываем наш хлеб в поте лица - и подносим его в качестве дара Всевышнему. Мы копаем колодцы, чтобы добыть воду, выжимаем оливковое масло - и приносим воду и масло в Храм, чтобы возлить на жертвенник перед Всесильным. Мы шьем себе одежду и надеваем ее, используя как напоминание о нашей связи с Творцом и о тех деяниях, которых Он от нас ожидает… Три заповеди, перечисленные выше (отделение халы, принесение возлияний, цицит), охватывают различные слои еврейского общества. Женщины отделяют халу, мужчины носят цицит, кoэны совершают возлияния в Храме. У каждого человека свой путь для связи со Всевышним - через те заповеди, которые наиболее непосредственно формируют его жизнь. А когда мы становимся единой группой, нацией - наши духовные достижения сливаются вместе и поднимаются ввысь благодаря тому, что каждый исполнил свою часть работы.

парашот, иудаизм, глава Торы

Previous post Next post
Up