ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, или День Святого Духа или ПЯТИДЕСЯТНИЦА празднуется через семь недель после Пасхи (в 50-ый день), в воскресенье. Точно также, как и еврейский Шавуот
http://felbert.livejournal.com/301357.html. Только его не преносят, а празднуют точно на 50-й день.
В праздник Пятидесятницы вспоминается сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось именно во время празднования Шавуот, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день.
Шавуот-Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.
В третьем часу (по нашему - в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов - ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов. До сих пор этот ритуал продолжается Схождением Благодатного Огня, но происходит это в первый день Пасхи.
http://felbert.livejournal.com/187418.html День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, а Б-жественной волей. По мнению богословов именно этим праздник оформляется христианская доктрина триединства Б-жественной сущности. Именно сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и христианское учение о Триедином Б-ге и участии Трех Лиц Б-жества в спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.
На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Шавуот иудеи; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло иметь влияние и явление Бога в виде трех странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатер) патриарха.
Христианство сохранило этот обычай, придав ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.
Праздник Троицы можно с полным правом отнести к самым большим и в то же время самым загадочным праздником на Руси. Удивительным образом языческие традиции переплелись в нем с христианскими идеями. Этнографы считают, что это прздник обозначает один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю.
В Украине есть очсобенные традиции Троицы. Так украинцы праздник Троицы отмечают 3 дня - Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.
На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.
В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.
Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.
Символом Троицы стала молодая березка. Считалось, что молодое деревце, вобравшее в себя силу пробуждающейся земли, поможет новому урожаю, даст людям и животным здоровье и благополучие.
В постную среду на троицкой неделе деревенские девчонки семи - двенадцати лет собирались вместе и ходили заламывать березку. Березовыми ветвями украшали дом внутри и снаружи, втыкали их за иконы, зеркала, за оконные наличники. И начинали готовиться к четвергу-Семику: на длинные льняные нити нанизывали соломинки, фантики, лоскутки (между прочим, отличное упражнение для развития мелкой моторики!), запасали новый наряд. В четверг с утра детям жарили яичницу (это традиционное обрядовое блюдо символизировало жаркое летнее солнышко), давали с собой крашеные желтые яйца, и ребятня отправлялась в лес или на ополицу (край поля) “завивать” березку. Выбиралось красивое деревце, и его ветви завивались гнездышком, связывались попарно, заплетались косичкой, скручивались венком. На березку вешали приготовленные бусы, ленты, платки, украшали полевыми цветами. Вокруг березки водили хороводы с песнями, под ней устраивали трапезу, не забывая оставить птицам то, что не доели.
Суббота накануне Троицына дня была у славян одним из главных поминальных дней. Поэтому нередко ее называли родительской или задушной субботой, троицкими дедами.
В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев.
Очень увлекательное действо троицкой недели - гадание по венкам, которые обычно бросали в реку вместе с березкой. Чей венок пристанет к берегу - та останется в девках, чей уплывет или пристанет к другому венку - та выйдет замуж, чей потонет - та умрет. Однако в разных местах одно и то же “поведение” венков понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви, а мог символизировать и то, что милый помнит и тоскует. Так что, если вы решитесь погадать на венках, не воспринимайте “пророчества” слишком серьезно!
Был и такой девичий обычай. В Троицын день девушки спрашивают у кукушки, долго ли еще быть им в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. Образ кукушки как вещей птицы был очень тесно связан с культом цветущей природы, почитания растительности и поминовения предков.
За Троицей шла русальная неделя. По народным поверьям, именно в это время русалки, обитательницы рек и озер, странствуют по земле, гуляют по лесам, избирая себе приютом старые деревья, особенно, дубы. Они качаются на древесных сучьях или разматывают пряжу, похищенную у тех хозяек, которые ложатся спать без молитвы. Да и в славянской традиции русалки совсем не похожи на своих западноевропейских сестер, которых обычно представляют в виде девушки с рыбьим хвостом. Русалки (их еще называют купалки, водяницы, ласкатухи) ведут свое происхождение с весьма древних, языческих времен. Можно предположить, что в те времена они были кем-то вроде местных речных богинь, подобных греческим наядам. По представлениям наших предков-язычников, это были души умерших родственников: тогда принято было хоронить умерших не только в курганах, но и на распутье дорог, в лесах, а также спускать в воду. Существуют и другие версии происхождения русалок: это могли быть грудные девочки, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, или утопленницы-самоубийцы. Считалось, что девушка или женщина может превратиться в русалку даже в том случае, если купается без нательного креста. Одним словом, это были некие потусторонние существа, которых нужно было задобрить. Поэтому, начиная с Троицы, наши предки в лесу устраивали пиры-тризны, принося жертвы душам-русалкам.
Русалки не случайно появлялись из воды именно тогда, когда поля особенно нуждались во влаге. С этим были связаны обряды русальной недели. Ряженых русалок (в венках, масках, закутанных в простыни или почти обнаженных) с шумом и криком “провожали”: загоняли в жито. Иногда делали и чучело русалки, которое в конце русальной недели положено было сжечь, утопить в реке или оставить на хлебном поле.
И немного мистики. Троица один из самых мистичных дней. Маги и колдуны именно сегодня подтвержадают древний союз веры, земли, воды и всех тварей земных и небесных.