"Око за око" или о магической силе слов

Apr 30, 2010 18:23



Сегодня евреи начинают читать главу ЭМОР (Вайикра [Левит], 21-24). Эмор означает "скажи", "говори". И сказал Единый Моше: скажи коэнам, сынам Аарона... (21,1).
Это одна из самых важных глав. Начинается глава "Эмор" законами о коэнах (священниках), их правах и ограничениях. Интересно, что в этой же главе проводится параллель между коэнами и жертвенными животными. Так коэн с физическим изъяном не может служить в Храме, также и увечное животное не может быть принесено в жертву. На метафизическом уровне это означает, что коэн жертвует себя служению Всевышнему, и должен отринуть бренный мир. В этой же главе заложены основы первичного гуманизма, так новорожденный теленок, ягненок или козленок должен оставаться с матерью как минимум семь дней. Запрещено приносить в жертву животное и его детеныша в один и тот же день. Во второй части главы перечисляются Дни Священного Собрания. Праздники еврейского календаря: еженедельный Шаббат; день принесения пасхальной жертвы - 14-е Нисана; семидневный праздник Песах, начинающийся 15-го Нисана; приношение Омера - меры ячменя нового урожая - на второй день Песаха и начинающийся с этого отсчет 49-ти дней, завершающийся на 50-й день праздником Шавуот; день "памяти трубления в шофар 1-го Тишрея; день поста 10-го Тишрея; семидневный праздник Суккот, начинающийся 15-го Тишрея, в течение которого предписывается жить в "шалашах" и каждый день брать вместе "четыре вида растений"; наступающий на 8-й день после начала Суккот праздник Шмини-Ацерет. Затем говорится о зажигании храмовой Меноры и о "личном" хлебе, каждую неделю раскладываемом на золотом столе в Святилище. В заключение главы рассказывается об инциденте с наказанием человека за богохульство, а также о законах наказания за убийство, причинение увечья и нанесения ущерба имуществу. Мудрецы говорят, что именно это и является «солью» этой главы. Именно отсюда пошла одна из самых известных максим - «око за око». Вообще эта глава буквально наполнена мудростью веков.

Коэны появились во грехе… Поясню. До того как еврейский народ совершил грех поклонения золотому тельцу, роль священнослужителей выполняли первородные сыновья. Тяжкий грех, совершенный всего лишь через сорок дней после принятия Торы, лишил сынов Израиля права выполнять службу в Храме. Оно было отдано лишь колену Леви, сохранившему верность Единому Б-гу. Потомки Аарона стали священнослужителями, а остальным левитам было поручено выполнять второстепенные храмовые службы. С тех пор потомки Аарона стали называться «коэны», что значит - священнослужители. Святость рода коэнов подчеркивается многочисленными предписаниями, которым в главе «Эмор» уделено много места... Но подобно тому как на потомках Аарона лежит обязанность выполнять роль священнослужителей среди евреев, на весь еврейский народ возложена священническая миссия среди человечества. В этом заключается идея избранности еврейского народа.
Если все народы мира (в талмудической литературе они называются детьми Ноя) обязаны соблюдать лишь семь заповедей. То евреям Он дал особые предписания, «чтобы облагородить ими людей». Шестьсот тринадцать заповедей, данных евреям в Торе, а также множество дополнительных ограничений и предписаний, введенных мудрецами, охватывают все стороны жизни и деятельности, утончают и возвышают все деяния, речи и мысли народа-священнослужителя.
Особо подчеркнута идея священнической миссии еврейского народа в одной заповеди, содержащейся в этой главе:
«И не бесчестите святого имени Моего, дабы Я был святым среди сынов Израилевых...»
В этих словах содержится не только запрет «хилул ашем» (осквернения Имени Б-га), но и предписание освящения Его имени - «кидуш ашем». Особенно сложным является именно предписание о «кидуш ашем». Оно предъявляет значительно более высокие требования, чем любое другое предписание Торы. Во имя «кидуш ашем» еврей должен быть готов отдать все, вплоть до своей жизни. Это чувство выше разума и поэтому живет в еврее независимо от его убеждений. До тех пор пока человеку удается усыпить это чувство, он может отвергать Тору и заповеди. Но вот наступает момент, когда отрыв от еврейства очевиден и никакой самообман более невозможен. И тогда это чувство восстает во всей мощи. И перед ним не могут устоять никакие соображения: ни материальные, ни моральные, и даже инстинкт самосохранения перед ним бессилен...
Еврейский народ был основан, как рыцарский орден, для уникальной миссии: быть энергоносителем человечества (ор ла-гойим, букв. "свет народам"); собирать и возгонять в высшие миры энергию, собранную человечеством, и принимать и распространять энергию, полученную свыше. Эта "избранность" не дает евреям никаких привилегий, зато накладывает дополнительные обязанности и требования. И в центре этой системы - Храм, центр переработки энергии.

Еще одна заповедь этой главы гласит: «Да будет воля Твоя, наш Б-г и Б-г наших отцов, чтобы устранились из наших душ всякая примесь и порок и чтобы очистить и освятить нас Твоей высочайшей святостью». Для этой цели служит праздничный календарь иудаизма. Все праздники и памятные дни, упоминавшиеся раньше, и другие, о которых раньше не говорилось, сведены здесь воедино. Новый Год (который здесь, правда, называется «первым днем седьмого месяца», так как «первый месяц» - это нисан, месяц Исхода), Йом-Киппур, он же Судный День, Суккот, или праздник Шатров, Симхат-Тора (здесь она называется Праздником Собрания), Песах и Шавуот, а также Отсчет Снопа - повеление считать дни от Песаха до Шавуот, которое мы выполняем и в неделю, когда читается сама глава "Эмор": все перечисляются здесь, и дополнительно говорится о значении субботы, как святейшего из дней недели.
Какую цель преследует Тора, когда повторяет информацию, которая уже давалась раньше? Ведь уже подмечено, что в Торе нету случайных слов, случайных оборотов? Оказывается Тора расставляет приоритеты. Все праздники, перечисленные в нашей главе "Эмор", оказываются распределёнными по уровням - на этот раз начиная с первого. Рассмотрим их по порядку перечисления:

1. Первый уровень: Шаббат. Мы живём в Седьмом Дне Творения, и каждый седьмой день - свидетельство об окружающей нас реальности, сотворённой Единым. Когда мы посвящаем субботу семье, когда направляем свои мысли к Богу - мы создаём прямой канал с первого уровня на седьмой.

2. Второй уровень: Песах. Готовность к Исходу из Египта - лучший пример фильтра, разделяющего (в данном случае евреев) по качественности: те, кто помазали косяки домов жертвенной кровью - вышли, стали частью нового проекта; все прочие - остались в Египте и больше не числились среди детей Авраама. Чувство внутренней свободы, которое дарует Песах - явление второго уровня.

3. Третий уровень: Отсчёт Снопа (Омер). Сорок девять дней - семь раз по семь: каждый день мы считаем, сколько недель и дней прошло с начала отсчёта. Этим самым мы вносим в нашу жизнь чёткий ритм - основной признак третьего уровня. Омер - путь от жертвоприношения до жертвоприношения (а жертвоприношение тоже относится к третьему уровню). По принципу фрактальности (см. главу "Ваякхэль") семь недель Омера пронизывают семь уровней, и семь дней каждой недели - тоже.

4. Четвёртый уровень: Шавуот. День дарования Учения - соприкосновения Верхнего Мира и Нижнего: договор о постоянном взаимодействии. (В Торе Шавуот не назван прямо днём дарования Торы, но хронология событий Исхода показывает, что Синайское стояние происходило именно в Шавуот, и с талмудических времён основной смысл праздника именно в даровании Торы).

5. Пятый уровень: Рош а-Шана (в Торе он называется "зихрон труа" - "день памяти и трубного гласа"). Как мы знаем от мудрецов, это - день суда (суд относится к пятому уровню!), когда судьба каждого человека проходит проверку и корректировку: "все сотворённые проходят перед Всевышним" (Мишна Рош а-Шана 1), и запускается программа (тоже понятие пятого уровня) нового года. (Рекомендую мудрую статью моей матери, Юлии Могилевер, об этом празднике).

6. Шестой уровень: Йом-Киппур, день утверждения приговора. В этот день открываются надмирные хранилища информации ("Книга судеб", она же база данных - шестой уровень!) и приводятся в соответствие с вынесенным в Рош а-Шана приговором. В этот день можно обжаловать и изменить приговор - силой собственного сознания, вступающего с Богом в покаянный диалог.

7. Седьмой уровень: Суккот. Это - праздник отрыва от всего земного, когда евреи переселяются в шалаши; праздник личного участия каждого еврея в судьбе всего мира, причастности к седьмому уровню (см. статью "Дом в середине неба").

8. И восьмой! Восьмой День; это - день, следующий за семидневным праздником Суккот. Дополнительный праздник. Праздник праздников. В более позднее время он приобрёл имя Симхат-Тора - Радость Учения: день, когда начинается новый цикл чтения недельных глав Торы. Учение, данное еврейскому народу, является предвкушением грядущего Восьмого Дня Творения ("восьмой в седьмом"). Поэтому праздник Учения, одновременно являющийся частью Суккот и отдельным праздником - предвкушение будущего этапа развития человечества и мира, когда к семи уровням Вселенной прибавится нечто новое.

Размещая праздники по уровням, наша глава превращает еврейский календарь в рабочий инструмент, в способ взаимодействия с миром: само Время становится Храмом.

Еврейская метафизика говорит, что это - не просто свойство человеческой психики, а свойство пространства-времени. Любой поток, в том числе и временной - хéсед, или благодать: текучая субстанция, стремящаяся заполнить всё пространство. Любовь, познание, вдохновение - все это хесед. Хесед, заполняя пространство, растекается и рассеивается в пространстве. Если его не ограничить, он обречен на измельчение. А любые фиксированные рамки суть гвурá, или принцип ограждения. Календарь «надевает» на ось еврейского времени гвуру, пресекая естественное стремление к растеканию. Еврейский путь насыщен хеседом - любовью Творца, и тем важнее ограничить его жесткой гвурой.

Здесь время вспомнить о "ветхозаветной жестокости" - хотя "око за око" не означает, что выбившему чей-то глаз надо выбить глаз. Речь идёт о возмещении ущерба. Человек, который наносит ущерб, должен его возместить. Согласно всем позднейшим толкователям, слова Торы означают, что за каждый телесный ущерб назначалась полновесная цена, и возместить этот ущерб должен тот, кто этот ущерб нанёс. При этом убийца всё равно будет казнён: а убивающий человека будет умерщвлён. Древним судьям было приказано оценивать этот ущерб и требовать компенсацию для пострадавшего и его семьи. Убийца, подлежащий казни, прежде должен был возместить семье убитого колоссальный материальный убыток от потери кормильца, раз уж бесконечный душевный и моральный убыток возместить не в силах никто: вот что означают слова "око за око".

В этой же главе есть еще один эпизод. Некий человек, сын египтянина и еврейки из колена Дан во время драки сказал проклятие (Вайикра 24,11). Вероятно этот человек публично проклял Бога, при этом использовав Его истинное четырёхбуквенное Имя, тогда оно еще не было забыто. Этот поступок стал поводом для нового закона: всякий человек, кто бы он ни был, если проклянёт своего Бога, понесёт груз своего греха. А (тот, кто при этом) называет Имя "Единый" - будет умерщвлён смертью: камнями побьёт его вся община (15-16).
Интересно выражение "понесёт груз своего греха" - я слышал, что именно этим объясняют метафизическую природу онкологических заболеваний. Метафорически это означает, что кара за проклятие Бога это смерть от Божественной руки, а не от руки человека. Другое толкование означает, что жизнь такого человека продлится, как обычно, но это преступление будет рассмотрено в посмертном, Высшем суде намного скорее, чем могло бы быть. Пример есть ив Торе: жена страдальца Иова советует ему прервать свои мучения ранней смертью от Божественной руки: благослови (эвфемизм: имеется в виду "прокляни") Бога, и умри! (Иов 2,9). В любом случае, не человеку дано судить человека, который по той или иной причине проклинает Бога.
Но как мы видим есть разница в проклятии , если человек, проклиная Бога, называет четырёхбуквенное Имя Единого, то «побьёт его вся община». Объясняется это так «Имя Единого - больше, чем обозначение Бога: оно само по себе является формулой, средством воздействия на мир. Публичное использование этого Имени в формуле проклятия - уже не акт отчаяния, а магическая формула». Мы видим контраст: человека, проклявшего Бога, не наказывают (человеческим судом). А человека, проклинаюшего Бога с употреблением Его четырёхбуквенного Имени, казнят публично, при участии всей общины! Проклятье - как инструмент, может быть «смыто кровью», и участвовать в этом должны все, на кого проклятье может пасть. «Око за око».
И в завершение еще одна мудрость. Главе Эмор предшествуют главы "Ахарей мот" и "Кдошим", что метафорически можно представить, как единую фразу ахарей мот - кдошим эмор: "после смерти говори что они святые", или как говорят сейчас «о мервых или хорошо, или никак». Или как говорят на латыни - De mortuis - nihil, nisi bonum ("о мёртвых ничего, кроме хорошего"). Глава Эмор объясняет сущность этого выражения - уходом личности в другой мир ее совершенствование заканчивается, и плохие слова не могут уже помочь ушедшему. Таким образом критика уже помочь ему не может, а значит и не надо возводить хулу, стоит сосредоточиться на хороших его чертах; тем более, что сущность, душа, продолжает своё существование и после смерти, и всякий, кто высказывается о жизни личности, как бы участвует в загробном суде над ней!
Так восхвалим ушедших… И попросим у них заступничества и исправления за все то, что делаем мы.
При подготовке использованы материалы http://imenno.livejournal.com

парашот, иудаизм, глава Торы

Previous post Next post
Up