Что объединяет таких известных авангардных художников как Марк Шагал, Василий Кандинский, Оскар Кокошка, Отто Дикс, Эрнст Барлах, Жорж Грос и плеяду иже подобных? Все они, по мнению нацистской пропаганды, были дегенератами от искусства, вырождающимся явлением, которому не место в Третьей Рейхе. В 1937 году, чтобы подчеркнуть ущербность и высмеять творчество авангардистов, в Мюнхене была организована выставка т.н. "Дегенеративного искусства" (с немецкого Entartete Kunst).
Министерство пропаганды Геббельса определяло под термином "Дегенеративного искусства" практически все авангардные течения и жанры, которые считались модернистскими, квазиклассическими, большевистскими и разлагающими дух арийской нации.
Во время гитлеровского режима осуществлялся культурный террор. Многие авангардисты очутились под идеологическим запретом, испытали на себе репрессии и гнёт нацистской системы ценностей над свободой самовыражения. Показательное уничтожение образцов "вырождающегося искусства" и дискредитация творчества известных художников продолжалась в течение всего существования Третьего Рейха. К счастью, он не так долго простоял и последствия культурно-идеологической тирании быстро сошли на нет.
Отто Дикс - портрет Франца Радзивилля, 1928 год
Несмотря на идеологическую дискредитацию "вырождающегося искусства", выставка пользовалась огромной популярностью. За четыре неполных года странствия по Германии экспозиция из 650 картин объехала двенадцать городов, а общее количество посетителей перевалило за три миллиона человека. Людям не только было в диковинку посмотреть на т.н. "дегенеративные направления и жанры", чтобы посмеяться или ужаснуться фантазии авторов; многим действительно приглянулись импрессионизм, кубизм, дадаизм, фовизм и прочие "вырождающиеся" течения в искусстве. Таким образом, нацисты сами того не желая, сделали знаменитыми многих авангардистов того времени. Запретный плод всегда сладок.