Страсти по Андерсу Брейвику и двойному теракту в Норвегии стихают и это естественно. Такова природа новостей, ведь даже самая скандальная и трагическая держится в топе не больше пару недель. Людям свойственно забывать и переключаться на другие свежие новости. И пусть для Норвегии этот теракт станет черным днем в истории, но в других странах через год-два о нём мало, кто вспомнит.
К счастью или к несчастью, я никогда не забуду 22 июля 2011 года. Не потому что в терактах пострадали мои близкие или знакомые, а потому что это дата является отголоском "собачьей философии" нацизма, которая потерпела сокрушительное поражение в середине прошлого века и вдруг ни с того ни с сего снова оскалилась, забрав 76 человек с собой в Небытие.
Когда в СМИ просочилась информация о том, что одним из самых любимых фильмов Брейвика является "Догвилль" Ларса Фон Триера, для меня всё встало на свои места. До этого я безуспешно пытался понять этого убийцу, но его кинематографическое пристрастие расставило все точки над "i".
Если Вы не смотрели этот замечательный фильм Ларса фон Триера, я вкратце расскажу суть. У отца-мафиози есть прекрасная дочка (Николь Кидман), которая противится его воли и не хочет идти по его стопам. Она сбегает от него и попадает в захолустный городок Dogwill, где проживает всего 15 душ. Женщина полна решимости начать новую жизнь. Жизнь нравственную, высоко моральную и человеческих идеалов. Однако, жители этого городка, казавшиеся сперва такими милыми и добрыми, оказываются настоящими уродами и используют девушку в качестве рабыни - насилуя, заставляют работать целый день и постоянно унижая. В конце концов, отец-мафиози по наводке одного из жителей находит свою дочку... на ошейнике и цепи.. как собаку. Девушка меняет свои взгляды на жизнь и убивает всех жителей городка, даже детей, и становится "собакой", такой какой её хотел видеть отец-мафиози. Конец.
Фильм полон символов и "подводных смыслов". На то оно и авторское кино, и очевидно, что Брейвик всё разгадал. Dogwill - название городка - переводится по кальке с английского "собака будет". Таким образом, Ларс фон Триер хотел показать, что единственное предназначение этого городка в том, чтобы на свет появилась очередная "собака" в лице Николь Кидман. И своё "собачье будущее" жители Догвилля подтверждают на протяжении всего фильма поступками. Тотальное лицемерие, моральное уродство, хроническая слабость, недоразвитость, порочность... Перечислять "достоинства" этого городка можно очень долго, но смысл автора таится в том, что "если есть на свете городок без которого мир станет лучше и добрее, то это Догвилль..."
Click to view
Что перенял для себя из этого фильма Брейвик? Да, буквально, всё. На место "цепной собаки", главной героини, он ставит себя и решает, что норвежское общество представляет собой "Догвилль". Это субъективное восприятие действительности смешалось в один взрывной коктейль с идеями нацизма и крестовых походов, что и привело к разорвавшейся бомбе. Бешеный пёс Брейвика сорвался с цепи... но кто его отец? Кто его хозяин?
Ларс фон Триер лукавит, говоря, что сожалеет о том, что его лучший фильм "мог послужить для Брейвика своеобразным сценарием". В глубине души этот нацист, который выразил свои симпатии к Гитлеру на Каннском кинофестивале, ликует и радуется. Вот она разрушительная сила искусства. Вот оно "собачье будущее", которое так драматично и тонко описал режиссер. Разве может быть большим признанием его заслуг, чем воплощение придуманного ада в реальной жизни???