Музей техники Богуслаева

Jan 31, 2013 23:16

Оригинал взят у pan_baklazhan в Музей техники Богуслаева
Originally posted by xapakternik at Музей техники Богуслаева

На днях побывал я вместе с наследником в недавно открывшемся "Музее техники". Появление нового музея для нашего провинциально-промышленного недомегаполиса - большое событие. Фактически музей посвящён не истории техники вообще, а истории авиапрома, и в основном - завода по производству авиадвигателей "Мотор Сич".
В советские времена это было крупное производственное объединение с филиалами за пределами Запорожья, а сегодня это - можно сказать, финансово-промышленная империя, включающая в себя завод, конструкторское бюро, учебные заведения, банк, пассажирскую авиакомпанию, страховую компанию, телевидение и газету, больницу, огромный спорткомплекс с бассейном олимпийского типа, базы отдыха на Днепре и двух морях, православный кафедральный собор с колокольней, и т.д. и т.п., вплоть до собственных охотугодий и питомника по выращиванию немецких овчарок.
Держится всё это на единственном человеке - "красном директоре" и олигархе, входящем в первые десятки богатейших людей Украины - В.А.Богуслаеве. На днях его в который уже раз местные жители снова избрали в украинский парламент.
При всём моём личном неоднозначном отношении к этому влиятельному человеку не могу не отметить, что он давно занял место в истории нашего края. Скорее всего, он и сам это понимает. О желании построить технический музей В.А.Б. говорил давно. И вот - музей создан.





Музей видно издалека. Построенное "с нуля" здание и красноречивая инсталляция







Название - без ложной скромности. Так оно и есть.




Я с первых секунд не догадался, что это за скульптура на площади перед входом, но мой начитанный наследник моментально определил, что это - солнечные часы. Правда, было пасмурно, и время они не показывали.
Жёлтое здание на заднем плане - Дворец культуры "Мотор Сич".



Ещё ракурс с вертолётом




Внутри - лётчики, всё как положено




Монеты, выпущенные в честь предприятия




Нормально сфотографировать под стеклом их не получилось, поэтому покажу фото из другого источника




Понятно, что культ личности в корпоративном музее присутствует. Как говорится, "есть культ - но есть и личность".






История авиационного производства на территории нынешней Украины началась 105 лет назад. Подробно об этом написаны целые книги, поэтому "простыни" я тут постить не буду - приведу только короткую цитату:

История предприятия началась в 1907 году. До декабря 1915 года завод выпускал сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнял различные виды механической обработки, отливал изделия из чугуна и меди.
В декабре 1915 года акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило профиль его производственной деятельности. Завод начал освоение производства авиационных двигателей, и в ноябре 1916 года был изготовлен первый 6-цилиндровый мотор водяного охлаждения «Дека» М-100.

А дальше - просто походим по музею, посмотрим экспонаты. Что примечательно - музей бесплатный, и даже нет речи о запрете какой-либо съёмки.







Тетрадь дореволюционного авиаконструктора Гаккеля




Лётчик напоминает персонажа времён Ивана Грозного. "Мы его на бочку с порохом посадили - пущай полетает!"




Новодел?




С этого начинался авиадвигателестроительный завод в Александровске (нынешнее Запорожье)




Гражданская продукция того времени







Наждачный станок




С какой любовью к деталям раньше всё делали! Сейчас бы максимум резинку на гладкую стальную педаль прилепили







Я так понимаю, это первый советский директор?
Некоторый недостаток музея - отсутствие в зале человека, у которого можно было бы что-то уточнить по экспозиции. Понятно, что для важной делегации экскурсовода найдут. Но одиночным посетителям остаётся развивать смекалку.




Бросилась в глаза стерильная чистота в музее. Понятно: он новенький, с иголочки, отделан очень богато и, по всему видно - качественно. В штате - специально обученные девушки, которые ежеминутно что-то протирают. Здесь, наверное, чище, чем в моей квартире :)







Естественно, центральная тема - авиадвигатели. Их здесь... не просто много, а очень много. Думаю, нет смысла показывать абсолютно все моторы. Посмотрим несколько из них.




Самый ранний - образца 1930 года. Устанавливался на 10 видов самолётов: К-5, К-12, И-5, И-16 (знаменитые "Ишаки"), Сталь-3 и другие.




На почётном месте экспозиции - Д18




который поднимает в небо вот этот самолёт:



А между ними - короткая по историческим меркам, но мощнейшая в техническом плане эволюция.




Почти все двигатели - в виде макетов, которые можно посмотреть в разрезе










Двигатель для Як-18 и другой легкомоторной авиации. Выпускался с 1947 года.







Двигатель для знаменитого "кукурузника" АН-2.







14-цилиндровый высотный двигатель, выпускавшийся с 1935 года для ДБ-3Б, АНТ-35, Су-2, Ил-4 и много других самолётов.




А после войны авиамоторостроительный завод 2 года выпускал двигатели для тяжёлых мотоциклов М-72 (1945-1947). Кстати, к мотоциклам в этой теме мы ещё вернёмся.




Говоря о многих знаменитых авиационных рекордах, надо упоминать и о запорожских двигателях. Ведь, как шутят моторостроители, "самолёт - это то, что мешает двигателю летать".




Большую часть экспозиции занимают подарки заводу и его руководителю. В 1951 году узбекские ковроделы подарили запорожским моторостроителям ковёр




Фотографировать что-либо через стекло - это ад!




Хотел поснимать ковёр в деталях, но не получилось: фотомыльница сходила с ума.




В войну завод завод №29 имени Баранова был эвакуирован в Омск.
Заводчане героически трудились для фронта в холоде и голоде, проживая по девять человек на восьми квадратных метрах, работая под открытым небом в лютые морозы. Воевавшей стране нужны были надежные авиадвигатели! Для этого моторостроителям пришлось отправить в августе-сентябре 41-го на восток почти 3 тысячи вагонов с оборудованием завода имени Баранова. Уже прибыв в Омск, наши земляки с помощью местных жителей совершили еще один беспрецедентный трудовой подвиг: за один (!) день по заболоченной местности проложили шестикилометровую железнодорожную ветку - от омской станции до площадки, отведенной под завод.
Однако тема работы в эвакуации почти не раскрыта.







Награды бывших руководителей завода







На стенах музея - огромный массив фото- и текстовой информации на тему авиации, авиадвигателей, авиаличностей.







Да, это меценатство в чистом виде: вложить столько денег, не рассчитывая получить из этой роскоши ни копейки прибыли.




Артефакты советских времён.




Обратите внимание на качество исполнения знака




Отдельная часть экспозиции посвящена сувенирам, подаренным заводу и его гендиректору, а затем владельцу.




Что можно дарить авиамоторостроительному заводу и его представителям? Конечно, модельки самолётов!













Кроме ковров, был актуален и хрусталь




По подаркам можно сразу определить экономические контакты предприятия в постсоветские времена. Это Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Ближний Восток. На Западе нас не ждут, что бы они там не обещали.







Раньше у завода были очень тесные экономические связи с Ливией. Сейчас туда пришли западные корпорации. "Мы", соответственно, ушли.
Сегодня "Мотор Сич" активно торгует с Ираном. Вопрос на засыпку: выгодно ли нам, чтобы Дядя Сэм принёс и туда "демократию"?







Большие надежды завод возлагал на братскую Россию. Не было в наших краях большего лоббиста дружбы с Россией, чем Богуслаев. Причём лоббировал он не только словами, но и звонкой монетой, финансируя соответствующие движения. В пылу "оранжевой революции" В.А. грозился даже перевезти завод в Россию. Это заявление вызвало настоящую бурю эмоций в Украине.
Но Россия на поверку оказалась не такой братской. Там есть своё авиастроение и свои авиа-олигархи. Поэтому контракт на поставку самолётов для армии РФ, на который украинский авиапром возлагал большие надежды, не состоялся.
Какие-то контакты, конечно, у моторовцев с Россией есть: взаимные визиты, выставки, делегации, матрёшки...




Сейчас наладилось с Бурятией - на Улан-Удэнский вертолётный завод поставляются запорожские двигатели.




Все подарки бережно хранятся.
Дом Ленина в Симбирске




Какие-то древние часы от "Роллс-Роллса" с явно новодельной начинкой




Модель пулемёта




И сам пулемёт




Что интересно, на "Моторе", кроме авиадвигателей, выпускают и довольно неожиданную для предприятия такого профиля продукцию. Конечно же, музей не мог обойти вниманием эту тему. Все экспонаты, кстати, выпускаются и в настоящее время, их можно купить.




Насколько разностороннее предприятие!




Как-то выбирал я бензопилу. И была у меня мысль купить родную, "моторовскую". Пошёл в заводской сервисный центр, спрашиваю у мастеров: как она по поводу надёжности? Мастер говорит: скажу честно - 50 на 50. Повезёт - будет она работать долго и счастливо. Не повезёт - значит, не повезёт. Такой расклад меня не устроил, и я купил итальянскую Oleo-Mac, о чём за 3 года пользования ни разу не пожалел.




Даже не знаю, хорошо или нет, что в нашу постиндустриальную эпоху у нас что-то производится.




Не Китай!




Смысл этой фразы остался для меня загадкой. Детали отливают в формы из чернозёма?




Двигатель для катера




Ветрогенератор




Всё умеет делать "Мотор Сич"!







Кроме мотоблоков, выпускают ещё мини-тракторы







Не Китай - всё своё, отечественное!




Авиационное качество?




И совсем неожиданная продукция: искусственные суставы. У "Мотора" большой опыт обработки специальных сплавов







Честно говоря, не совсем понял - зачем в техническом музее древние горшки, которым отведён целый зал? Дань истории края? Так она всё равно не раскрыта, да и трипольская культура была западнее наших мест.










Ну а теперь, как говорится, на десерт - "изюминка" музея. Как оказалось, хозяин завода коллекционирует мотоциклы. Эту коллекцию раньше никто не видел, но теперь она "выложена в общий доступ" :)




Лично для меня они были даже интересней, чем двигатели.




"Харлей-Дэвидсон" 1930 года. Огромный, прекрасный монстр! На нём недавно ездили: реставрированная кожаная сидушка немного счёсана сбоку :)




Скольких людей он видел за 80 лет, сколько дорог...







Старичку простительно :)







"Доколе Дэвидсоны будут ездить на наших Харлеях?? :)










Рядом с ним "Москва" 1950-х гг. выглядит игрушкой




Мотороллер "Чизет" с НЕСУЩИМ КУЗОВОМ! Выпускался в ЧССР с 1957 года, экспортировался в СССР. Как я люблю такой аэростиль!







Мотороллер со штатной запаской! "Тула-200М", за основу взята немецкая модель.







Разве тогда красили в "металлик"?




Мотороллер "Вятка" (1957-1966). Скопирована с "итальянца" Vespa. Что-то мне сдаётся, что советские мотороллеры в такие цвета не красили...







Спортивная "Ява" на метаноле! Странное узкое сиденье.







Правительственный "Днепр" из ГОНа (Гараж особого назначения), 1984 год.




Приборная панель у него от ВАЗ 2106







Что это у него за сиденьем? Атомные аккумуляторы, или закись азота? Или шипы, помогающие уйти от погони?




СССР, 40-50 гг.




Германия, 1927 г.







IFA, мотоцикл из ГДР. 1986 г.













Хорошо представлены Германия, Чехословакия - в общем, послевоенный соцлагерь




Это ж кто-то сохранил старую технику!







Мотовелосипед Zundap Sachs. Германия, 1940.







В общем, коллекция солидная.




Пока что на этом всё.
Есть информация, что в скором времени в музее появится ещё одна коллекция владельца "Мотор Сичи" - охотничьи ружья. Как говорится, покажите мне "красного директора", который бы не увлекался охотой.
Спасибо за внимание!

Музей техники Богуслаева, Гараж, Ретроавтомобили, Ретрокабина времени, Автопробег памяти, Автомобильный раздел

Previous post Next post
Up