Представьте себе школьника Васю, который целыми днями сидит за компом и играет в «Цивилизацию». Его одноклассница Маша упорно зубрит учебники по обществознанию и древней истории. Вопрос: кто лучше понимает устройство общества? Понятно, что лучшие оценки получит Маша. Но вопрос не в оценках, а именно в понимании. В компьютерной игрушке есть и распределение ресурсов, и внешняя политика, и управление экономикой, и много других важных вещей. Подобная оценка игр - первый шаг к мечте любого школьника об их введении в школьную программу. К этому абзацу я вспомнил как готовился к экзамену по истории Древнего Рима. Помимо чтения учебников я взялся еще раз перепройти Rome: Total War. На самом деле экзамен был нетрудный, мне нужен был повод, чтобы перепройти любимую игру)
Так вот. Хотя порядок императоров династии Клавдиев-Птолемеев и не узнаешь из этой игры (да такой вопрос нормальный преп и не задаст, хотя меня попросил назвать хотя бы три династии), но узнаешь много чего иного. Даты и основные события я знал из учебника, а географию древнего мира прочувствовал через игру. Я знал, где находится Далмация - там стоял мой легион. Я представлял, что до Александрии реально долго плыть, потому как высаживал там десант. Я понимал, что Галлию завоевать трудно - у меня ушел на это целый день.
То, что другие читали (а чаще не читали) о реформе Гая Мария, я ощутил на себе, когда внезапно появилась возможность нанимать новые боевые единицы в свою армию и когда отряды стали подчиняться не абстрактному сенату, а конкретному военачальнику. Я знал расстановку войск в битве при Каннах и как нехалявно пришлось римлянам при Тразименском озере. Я представлял себе боевой порядок когорты, фаланги, даже знал, кто такие гастаты! Это дополнялось пониманием того, что катафрактариев лучше бить копейщиками, большим количеством копейщиков, а ауксиларии хороши для добивания отступающего врага.
Начав позорным квестором, я продвинулся до консула, представляя, чем занимаются на каждой должности (в основном воровали и убивали).
Я бил Югурту в Африке, Ганнибала в Италии, Селевкидов в Малой Азии, голимых Птолемеев в Египте, Сасанидов в Персии и Израиле, а диких галлов мои легионы мяли во Франции и Иберии.
Если бы к какому-то семинару преподаватель попросил пройти RTW, возможно, не я один из курса так круто прошарил бы этот предмет.