Д. Быков. Орфография.

Apr 07, 2014 18:47



После нового года продолжил своё запоздалое знакомство с современной российской литературой. После книги "Оправдание", рецензию на которую я уже писал, ко мне прилетела "Орфография". Причем прилетела сама, случайно, мне поначалу даже название не совсем приглянулось, однако в процессе чтения (который сопровождался известными событиями в/на Украине) я понял, что не всё так просто - это должно было случиться, и это случилось. Разумеется, метафизическая связь украинских событий с крымской темой в романе, ой, опере сделала своё дело, и роман читался с двойным интересом.
Так вот. Дмитрию Быкову, уж не знаю, на фоне его личной роли в российской оппозиционной реальности или в силу сверхъестественного таланта, удалось в этой опере, как он сам называет Орфографию, выткать многослойный сюжет, где каждый слой, будь то исторический или биографический. существует и в событиях послереволюционной России 17 года, и одновременно в событиях современной России; герои узнаются и в поэтах, писателях, политиках тех лет, и в современных лицах российской интеллигенции.
В романе отчетливо показывается суть того, что происходило в реальности путем описания никогда не происходивших событий, а именно - раскол интеллигенции. Роман демонстрирует, что раскол интеллигенции происходит в любых формациях, когда дело доходит до государственных переворотов, общественных потрясений и прочих катастроф. Высказывает мысль, что интеллигенция рано или поздно начинает, как магниты, тянуться либо к одному полюсу, либо к другому, задерживаясь на секунду посередке, но никогда не оставаясь там. Либо черное, либо белое в конце концов захватывает нашу многострадальную интеллигенцию. И тогда начинается настоящая борьба. Ох, как красиво в романе литератора показана борьба, которую могут вести друг с другом писатели и поэты, критики и художники, настоящие и засланные. Нет, я не буду рассказывать, как в романе собирали их подписи под письмами наркому, под клеветническими доносами или ура-патриотическими памфлетами. Это была бы слишком очевидная параллель с современностью, когда такие письма выходят каждый день, а гневные отповеди на них, тоже с подписями - на следующий. Гораздо тоньше: в воздухе улавливается навязчивая мысль, что все должны определяться, либо они за, либо против, и никогда ничего среднего.
Ну и, разумеется, Крым...Вообще в романе Крым 17 года переходит из рук в руки чуть ли не каждый день: от советов к бандитам, от бандитов к татарам, от татар к белым, а освобождают его в конце концов европейские интервенты. И, разумеется, метафорична цель каждого из самопровозглашенных государей Крыма - всего лишь столетние склады с алкоголем. Наблюдая истеричные события этого года, происходящие в соседнем государстве, поневоле задаешься вопросом: а вообще-то зачем? Зачем всё?!
Все, кто хочет посмотреть, как буйствовал Маяковский, как воспринимали Блока современники, как изменял(ся) Горький, как жила, умирала и бежала прочь петербургская интеллигенция в период лютого голода и холодной зимы, - читайте роман Д.Быкова "Орфография". Станет сразу понятно, чем живет российская интеллигенция в период странных природных колебаний 2014 года. А главное, с последних страниц станет ясно, что её ждет.

Орфография, Быков, литература

Previous post Next post
Up