Ульяновск не готов отказаться от маршруток. Причем по причинам не столько экономическим и организационным, сколько философским и мировоззренческим. С экономикой все и так понятно: у власти нет денег на приобретение современных, удобных автобусов, а уж тем более на прокладку новых трамвайных и троллейбусных линий.
Застрявший в глухих 90-х, в дикой рыночной экономике провинциальный город не готов к принятию таких решений по причинам, лежащим в той же части подкорки мозга, из которой включается радио “Шансон” на центральной площади в период народных гуляний. “Шансон” - это стиль и смысл жизни. Это икона и “дорожная карта” в одном флаконе. К такому готовы лишь те, кто на самом деле считает, что с запретом курения в общественных местах, они действительно получили право гонять своих соседей из подъезда. Но в подъезде всегда был прав тот, кто сильнее, и так будет еще долго. Нелепые вопросы наивных интеллигентов “Можно ли тут за вами убрать?” в адрес подвыпивших молодых людей, намеренно промахнувшихся мимо урны, справедливо вызывают бурю возмущения: “Ты чё какой дерзкий?” И глупостью было бы ждать помощи от прохожих в ситуации, когда первому будут на зубах объяснять прописные истины вторые, потому что только кулачный бой испокон веков на Руси выявлял самых правых.
В маршрутке главное что? Причастность! Сидя рядом с водителем, ты поджимаешь неработающий ремень безопасности себе под задницу, имитируя самого водителя, давно поставившего блокиратор на свой ремень. Там же ты вместе с водителем лихо выруливаешь из левого ряда поперёк дороги к обочине, чтоб подсадить ещё трёх человек на полуприседные места. А где, как ни в маршрутке, можно выкрикнуть "Тормозни здесь, командир!" на мосту или посередине дороги и быть уверенным, что твоё пожелание будет немедленно исполнено? К слову, с последним принято бороться глухими оградками вдоль дорог.
Разве в автобусе водитель сможет себе позволить вдруг не ехать оставшуюся половину пути или срезать половину района, высадив всех несогласных с символичной компенсацией стоимости билета? Такой мужественный жест под одобряющий гул другой половины пассажиров может продемонстрировать только маршрутчик с большой буквы Мэ. А сам билет в маршрутке - это только дань традициям, не больше, поскольку ни одна в мире счетная палата не сможет объяснить, откуда берутся и куда деваются маршруточные капиталы.
Настоящий мужик исключительно в забитой маршрутке может продемонстрировать свои достоинства, максимально раздвинув колени. Аналогично, настоящая женщина только в газельке может бросить вызов самцам с помощью специальной тазобедренной техники выхода из салона. Разве такие игры возможны в просторном салоне автобуса? Ведь не в развратной Японии, пристанище всех вуайеристов мира, живём, чесно слово!
Недавно один чиновник признался, что перенос сразу нескольких маршруток с одной улицы на другую не склонил ни одного человека к выбору трамвая. Все предпочли ходить лишние пятьсот метров, лишь бы получить возможность потрястись на задних неработающих амортизаторах и подышать блатным прокуренным воздухом. Такая вот она, любовь.
Сколько ни стараются вытеснить с улиц буржуазные Ситроены и Форды наших отечественных газелей, у них это не получается. Ульяновск - зона, свободная от либеральных предрассудков, занесенных с вражеских покерных серверов тайными агентами, прикрывающимися красивыми словами об урбанистике из книги Вучека. Правильно поступает местное правительство, дозируя населению литературный минимум из школьной программы, расклеенный на стенах домов с модными несколько лет назад квадратиками, qr-кодами, потому что чтением неположенного можно выхолостить всю маршруточную идеологию. А ведь нам, по-видимому, ещё только предстоит пережить новый железный занавес. В большой, Единой маршрутке это сделать будет куда как легче и приятнее.