Feb 19, 2014 02:09
Создание спектакля напоминает сбор детской пирамидки. Стержень - идея. Блинчики - способ ее реализации. Насколько ровно сумеет режиссер подобрать и совместить стержень с блинчиками, настолько профессиональным будет спектакль.
Вроде бы все стройно и понятно. Но на этом стройность и понятность заканчивается. Потому что актеры - это не блинчики. Это - живые люди, со своим видением мира, со своими художественными предпочтениями, со своими темпераментами и нравами. Как известно сколько людей - столько и мнений. Но в жар бросает, икота начинается, стоит только себе представить, каким получится спектакль, если он будет основан хотя бы даже на двух мнениях, не говоря уж о двадцати (среднее количество артистов в спектакле). И это даже с учетом того, что этика предписывает решения режиссера не обсуждать, а неукоснительно выполнять. Попробуйте-ка выполнить решение человека, если вся глубина замысла этого решения вам попросту непонятна. Или если печень не тянет его переварить, а не то что выполнить.
Вот и начинается конфликт стержня с блинчиками. То размер не тот, то цвет неподобающий, то дырка слишком мала или велика, а то просто - не хочу принимать предлагаемую концепцию и не буду, хочу на вершину пирамидки, или в ее центр, или в основание и там блистать - и баста.
Можно, конечно, бахнуть кулаком по столу "Кто, б, тут режиссер, молчать, б, вам двести в затылок дышат, зарплаты лишу", или просто задавить своей харизмой - и вроде бы все выстраивается. Но актер при этом из художника очень быстро превращается в тыкву, и спектакль становится пусть и идеальным по форме, но совершенно пустым по содержанию.
Как же разрешить этот конфликт? С одной стороны необходимо подбирать такую идею постановки, которая одновременно величава и проста. Или пусть не очень проста, но режиссер имеет достаточно хорошо подвешенный язык и достаточно хорошо знает психологию и умеет разбираться в людях и общаться с людьми, чтобы суметь донести до каждого из актеров концепцию работы индивидуально. Помочь сделать ее простой, понятной, пусть и трудно, но ясно как выполнимой.
С другой стороны, при выработке предыдущего условия, когда режиссер достаточно спросил с себя, пора спрашивать и с артистов. И тех из них, которые предпочитают работать только в одной форме, не углубляя и не расширяя свою личность и свой творческий диапазон, ленивых душевно, можно приглашать к сотворчеству исключительно при условии, что форма у них крайне редкая, эксклюзивный такой штампик. И использовать их в виде причудливых тыкв, в виде живой декорации.
А с остальными - творчески сосуществовать.
театр,
профессия,
режиссура