…и она не даёт мне покоя уже некоторое время.
Когда выпускают очередную программу/плагин к браузеру/надстройку на прокси/(вписать своё) для резки рекламы, откуда не возьмись появляются личности, начинающие пинать автора за его творчество. Аргумент у них один: сайты, которые размещают рекламу, на эту самую рекламу и живут, и если никто не будет эту рекламу смотреть, то и денег на поддержание сайта не будет. А если хотите без рекламы - платите денюжку. А не хотите платить - смотрите рекламу, убудет с вас что ли? И с этим аргументом, хочу заметить, сложно поспорить. Есть категория сайтов, живущих за счёт рекламы. Но вот как её оценить? Как отделить котлеты от мух и сайты живущие на баннерах от сайтов на них зарабатывающих. Мне это не представляется возможным. Но это всё присказка была. Теперь сказка пойдёт.
Мысль, которая меня посетила формулируется примерно так: а что если нет, что если убудет. Вот просто представим, что при каждом просмотре баннера, ролика по ТВ, посещении спонсорской ссылки (любимая тема всяких файлохранилищ) из вашего кошелька списывается некая символическая сумма. Ну скажем полтора рубля. Зашли вы на ЖЖ и ОП, 3-5 рублей как не было.
Кто-нибудь не иначе как сейчас воскликнет "да это же бред!" Да, этой бритвой я тоже отмахивался. Однако… ИМХО, современна реклама направлена не только, а скорее даже не столько, на то, чтобы рассказать о товаре или услуге, но и на то, чтобы зритель запомнил этот товар, и не качественную его составляющую, а имя и бренд. Современна реклама целит в психологическое воздействие. И когда мы идём в магазин и выбираем между конкурирующими товарами, наш выбор уже сложно назвать объективным и не предвзятым. Понятие бренда и его репутации крепко засело в наших головах. Ситуация ещё хуже, если перед нами нет ограниченного выбора и нашей целью является покупка какого-то определённого предмета без привязки к магазину и как следствие выбору. Тут рекламный аспект становится ещё сильнее - бренды засаженные рекламой сами всплывают в вашей голове как всё что не тонет. Не верите? Просто спросите себя, что первое приходит на ум, при комбинировании глагола "купить" с одним из следующих слов: стол, дрель, стиральная машина, бензопила, бритва… Удивительный набор ассоциаций. Я заранее знаю, что ассоциация не совсем точна, но чёрт побери: реклама - это как фьючерс. Вам насилу продают обязательство купить товар в будущем. И пусть говорить, что просматривая рекламу вы платите рекламодателю, и не совсем верно, но те, кто кричит "от просмотра рекламы с вас не убудет", сознательно кое о чём умалчивают.
Однако вернёмся к нашим платежам. Они кстати не могут считаться одинаковыми. Простыми баннерами ведь дело не заканчивается. Есть ещё видеобаннеры, флеш, оверлеи и даже баннерокаптча (не помню где видел, но впечатлился: для прохождения теста нужно было передвинуть 4 части пазла примерно в правильном порядке, картинка пазла - баннер). Но погодите, это только интернет, а на нём медиапотоки не заканчиваются. Есть так же ролики по ТВ и радио. Причём и они в свою очередь не одинаково будут стоить вашему кошельку (реклама посреди интересного фильма или трансляции спортивного события теоретически более эффективна). Не забудем про печатные медиа - газеты и книги. Они были инноваторами и первопроходцами доставки рекламы вместе с контентом (причём тут-то плата за рекламу вполне осязаемая и нельзя сказать, что эта реклама оплачивает этот контент, так как за контент уже уплачено).
И через газеты мы приходим к самому удивительному - окружающей нас среде. Вот когда вы завтра или в понедельник выйдите на улицу из дома, не поленитесь оглянуться вокруг - с большой вероятностью ваш взгляд поймает как минимум один рекламный щит или растяжку. Дзинь! Вы спускаетесь в метро или садитесь в автобус. Дзинь, дзинь, дзинь, дзинь. Это звон пятидесятикопеечных монет, что улетают из вашего кошелька. И если про транспорт можно сказать, что здесь тот же принцип, что и с сайтами: реклама снижает стоимость проезда, то кому и за что я плачу, когда просто иду по улице, я не знаю. И чем дальше в лес тем больше дров - всё стало платно и это всё мы оплачиваем рекламой. Жить стало платно!
Такая вот мысль. Мы так ждали и боялись наступления антиутопического будущего, что проворонили его приход.