Село Бураново с населением 600 человек, находится в 30 км от столицы Удмуртии, города Ижевска. Местность холмистая и благодаря этому очень живописная. Тогда, в августе, росла дикая клубника и куда бы ты не упал, ты наткнешься на сочную ягоду, ее там вдовль. В 10 км от села протекает чистая река, на которой можно встретить только тихих рыбаков.
Я остановилась у Зои Лебедевой. Год назад у нее сгорел дом и мастерская. После пожара остался только старый дом ее родителей, в котором Зоя сделала музей вопроса о репрессиях, посвященный ее предкам и истории ее рода.
Зоя родилась в Бураново, какое-то время жила в Москве, в Ижевске и даже в Твери, откуда я пишу этот текст. Зоя училась в иснутитуте прикладных искусств в Москве. Работала плетельщиком делала гобелены. Но она была вынуждена вернуться, что бы ухаживать за совей старой матерью. Искусством она занимается чаще всего зимой. Мне очень нравится ее Флор-текстиль и платья. В прошлом году мы вместе сделали профессиональную фотосъемку коллекции платьев, альбом с этими фотографиями можно легко найти у меня на странице в фейсбуке. Зоя всегда работает с местными мотивами и материалами, с Удмуртской культурой и языком. Все ее творчество, все что она делает, это не только отражение ее собственных мыслей, но и зеркало той культуры и почвы на которой она живет. Художники в России часто работают с местным контекстом и, как мне кажется, миру должно быть интересно наше искусство, потому что оно создается на основе личного и территориального осмысления. Современное Русское искусство в провинции внеинституциональное, то есть оно не отвечает на запросы общества и чаще всего маргинально.
Зоя как раз является примером такого художника: она работает с проблемами которые ее окружают и с материалами которые находятся рядом. Зоя, как и Йозеф Бойс, работает по принципу "социальной скульптуры", хотя сама не про Бойса на слышала, а ёё любимым художником является Брейгель. В одном из своих проектов «перепись» художница ходила по деревне и просила спеть «заветную песню», ту песню, которая идет из души, является ее отражением в данный момент времени. Проект «картон-станок» и «флор-текстиль» тоже взаимодействует с обществом: Зоя безвозмездно обучает своему ремеслу. Она яро выступает против капитализации села и репрезентации через «Бурановских баб», так она их называет. Зою, в силу территориальной изолированности, мало интересуют проблемы внешнего мира, но то, что существует с ней рядом, терзает её очень сильно.
«Я здесь не живу, я только наблюдаю. Жизни здесь не бывает. Её просто нет здесь: общаться не с кем».
Не смотря на все, совместно с продюсером Александром Юминовым м фондом Сореса они делают альманахи о селе, компакт-диски с удмуртской народной музыкой и проводят работы социального характера во взаимодействии с жителями села. Все происходит на очень качественном уровне, выглядит очень репрезентативно, даже модно и интересно. Ее работы (в соавторстве с Юминовым) были показаны в галереях Москвы, Екатеренбурга, Перми и Уфы.
Зоя Лебедева является удачным примером не безразличного, увлеченного героя, она миротворец, реставратор и сказочник. Она делает мир вокруг себя живым, каталогизирует его и сохраняет для будущего поколения.
В деревне обосновался еще один герой - Александр Пилин, дизайнер, работает с войлоком.
Пилин приехал в деревню Бураново на волне популярности известного коллектива. Приехал не просто так, а с миссией. Чуя перспективность бренда он начал общаться с местными чиновниками и купил дом, со 100-летней, сложной историей. Дом построен из добротного деревянного сруба, с не типичной для такой местностью архитектурой и высокими потолками. Сейчас Пилин основал там музей-галерею войлока. На первом этаже выставка сувенирной продукции, которую делает художник, а на втором экспозиция одежды из войлока. Пилин работает доцентом кафедры декоративно-прикладного искусства в Удмуртском государственном университете и преподает там маркетинг.
Зоя Лебедева стала проводником Пилина в деревню. Как это обычно и бывает, чиновники не восприняли инициативу преобразования села через музей. Так все и осталось "шуткой одного дурака".
Из интервью с Пилиным:
«У меня расписана программа «Как сделать деревню богатой». Идея: вместе с развитием певческого коллектива должа развиваться и вся деревня, при осознании всеми важности бренда «Бураново».
Стоимость бренда настолько капитализирована, что воздух приносит дивиденды, но никто не пытает сделать никаких телодвижений, что бы на этом заработать. Уже президент вложил денег, даже если бы никто ничего не вложил, СМИ сделали свое «черное дело», они рассказали всему миру, они зарядили весь воздух, осталось только из него выжимать. Но никто этого не понимает. Руководство тоже не понимает, что они сидят на деньгах, нужно только пошевелится. Я делал народный сход и пытался объяснись им, что вне зависимости от того, хотят они этого или нет, СМИ поработали и в деревню будут приезжать, но это сейчас происходит стихийно. Каждый живущий в деревне делает тот или иной продукт, даже не замечая, что он его делает. Я предложил восстановить традицию большого рынка «Гуль-базар», который здесь когда-то был, когда все съезжались в Бураново, пели песни и покупали местные, экологические продукты. Я готов, вместе со студентами своего факультета им делать логотипы, графическую продукцию для продвижения, представительствую продукцию. Но местным жителям показалось смешным то, что сейчас покупают не самую вкусную и полезную картошку, а ту, которая в хорошей упаковке. »
В конце прошлого года, к визиту Владимира Путина, на деньги республики было преобразовано здание местного дома Культуры. Пространство по последнему слову техники, с интернетом и залом на 90 посадочных мест. Когда я пришла в дом культуры в первый раз, то помогла сотрудникам распечатать билеты для коллектива Бурановских бабушек - ехали плацкартом. Путин, кстати, в Бураново не доехал. Наверное пробки...