Sep 30, 2010 13:10
Наши дети - контрамоты. В информационном пространстве, созданном кино, эстрадой, народным творчеством (анекдоты, перифразы) они живут наоборот: сначала знакомятся с пародией, шуточными поппури, осовремененным пересказом, стебом и пр. - а уж потом, если повезет, с оригиналом. Примеров - масса: мультик про Шрека, шутки в мультфильмах про Немо, Белку и Стрелку и т.д. с отсылками-аллюзиями на старые фильмы-мультфильмы или реалии, исковерканные пословицы ("чем дальше в лес - тем больше вылез" и пр.). В их сказках все не так, как было изначально: не принц спасает принцессу, а принцесса - принца, Русалочка не умирает, колобок умудряется удрать, Стахановец - это такое иностранное английское слово, которым называли амбициозных монстров из диснеевско-пиксаровского мультика, а песню Львенка и Черепахи поют какие-то придурастые певцы из передачи "Две звезды". Ведь большая часть всего того, что создается сейчас (и не только для детей), - это сборник цитат или римейк. Действительно нового очень мало.
Просматривая с дочерью фильмы и мультики, я все чаще замечаю, что она не понимает некоторых шуток, не осознает аллюзий, не знает, как там было в оригинале. Сначала меня это немного испугало-насторожило: что же там будет в сознании, как же там будет с чувством юмора, если все получать в обратном порядке? Теперь понимаю: да ничего не будет. Просто им придется создавать новую культуру и новый юмор, отличный от нашего. И заново знакомиться-открывать для себя оригиналы. Правда, это пока только предположение. Поживем - понаблюдаем. Пока вижу, что доча просто не понимает этих шуток-аллюзий и обстебанных пословиц. Чаще всего - проходит мимо, а иногда - спрашивает, например: "А почему "два сапога - кеды" - это смешно? Может, тут просто какая-то ошибка? Просто ошиблись словом, вот и получилось странно. Но ведь странно - не смешно, правда, мама?"
Во всей этой ситуации жаль только того смысла или накопленного поколениями опыта, который был вложен в сказки их создателями - неважно, народными сказителями или авторами-одиночками.
причесываю мысли,
дети