Mar 21, 2009 17:21
Есть такие фильмы, в которых нравится один эпизод, этот эпизод кажется просто шедевром и можно это место пересматривать миллион раз подряд. Но при этом все, что окружает этот эпизод - кажется совсем неинтересным. У меня так, например, с фильмом "Аризонская мечта" - прекрасное, неповторимое, божественное начало фильма с собачьей упряжкой, нехитрым любовным воркованием северных жителей в чуме и бегущим за рыбьим пузырем мальчиком. Все это под соответствующий, известный всем, саундрек. Но как только шарик долетает до той самой Аризоны - дальше смотреть я не могу. Не раз пыталась досмотреть фильм до конца, но никогда не получалось - мучало ощущение скомканности, неуклюжести сюжета - всегда я чувствовала одно - меня обманули и продолжения сказки не показали. Словно пообещали в театре показать Волшебную лампу Алладина, а на сцену вместо Алладина выскочил Некто и затянул тягомутину на два часа про лампочку Ильича.
Что-то похожее я испытала недавно - посмотрела 8-оскарный "Миллионер из трущоб". В начале (после небольшого эпизода с пытками)) показывают, как толпа маленьких индийских мальчишек убегает от полицейского. Бегут они по тем самым индийским трущобам, которые показывают во всех подробностях - бегут по крышам, сверху на полицейского бросают мусор и коробки, совсем рядом - огромная свалка, в ней в воде среди мусорных куч кто-то тащит какой-то мешок, везде собаки, белье, толпы людей, и мусор-мусор-мусор, грязь кругом. Трущобы показывают сверху - обширные шиферные кривые крыши, словно картонные, прижаты, прилеплены друг к другу. Мальчишки бегут, все это видно, им не в новинку и для них эта погоня - игра, толстый полицейский зачем-то бежит за ними до самого их дома - и гонку сопровождает очень неплохая музыка. Все очень гармонично и красиво. Кажется, что и дальше все будет в том же духе - в духе таких грязных, колоритных, но живых сцен. "Видно, видно, - думаешь, - что этот человек снял "На игле" - чувствуется почерк». Однако почерк совсем скоро меняется с отрывисто-размашистого на мягенько-размеренный, аккуратно-женский. Все приобретает небывалую размеренность, фильм начинает делиться на четкие части, в которых прослеживается нелегкое детство-отрочество двух бедных индийских мальчиков, а потом - о боже! - повествование превращается в типичную индийско-киношно-болливудскую историю - потерянная в детстве первая любовь, потом найденная, потом вновь потерянная, злые раджи (в данном случае мафиози) и другие плохие люди, мешающие спокойно жить и существовать нашим героям. Сказочная приправа в конце - наш Джамаль (так зовут главного героя) попадает на передачу «Кто хочет стать миллионером» и выигрывает там всё и вся, потом сразу же встречается со своей возлюбленной и .. и все танцуют!
Танец - настоящий, классическо-фильмо-индийский. Красивый и хорошо поставленный. Но как-то неожиданно он в конце появляется, хотя с другой стороны - этот-то танец и ставит на фильме жирную точку - «Вы посмотрели очередную 8-оскарную попсу». Складывается впечатление, что режиссер хотел угодить всем - и нашим и вашим, и тем и другим, и массовому зрителю и зрителю с претензией. Вот вам и классическая любовная трагедия и натуралистичные сцены жизни бездомных индийских детей, вот вам всегда выигрышный сюжет «из грязи в князи» и картина «настоящей Индии без прикрас». Кстати, «Индия без прикрас» удивила странными вопросами в игре «Кто хочет стать миллионером» - например, кто изображен на стодолларовой купюре? И финальный (на 20 миллионов рупий), просто сражающий наповал, вопрос - «Кто был третьим мушкетером в романе Дюма - Атос, Портос и ..?» И??? Хорошо, мальчик из индийских трущоб вполне может не знать ответа, он вообще на вопрос - «Вы много читаете?» отвечает «Да, я умею читать». Но рассчитан вопрос вроде не на мальчика из трущоб, а на среднестатистического индийца. И он, среднестатистический, не знает самого известного, что может быть у Дюма - по крайней мере, создатели фильма в этом уверены. В общем, вопрос на миллион, мягко говоря, обескураживает. Но ничего, совсем скоро уже финальный поцелуй и танец. Танцуй, Индия! Танцуй, Джамаль! Плачь, Дюма.
кино