Не исключено, что я не очень понятно изложила то, что хотела, но дело тут в том, что писалось это изначально для человека, который в этой теме как рыба в воде, и дополнительно разжевывать ему ничего не требуется. Эта работа - с одной стороны, формальность, с другой - в чем-то попытка привести свои мысли в порядок. Но я пока не очень могу оценить, как нижеизложенное воспринимается вырванным из контекста, так что пардон, если где недомолвки)) Когда я читала книгу, по которой, собственно, и написала это небольшое изложение, и в которой в каждой строчке как не паттерн, так аутопоэз, я могла только примерно догадываться по смыслу о значении этих слов, ибо не было гугла под рукой. Поэтому я и начала рассказ с определений:)
Одна из современных теорий определения жизни - теория аутопоэза (от греч. auto - сам, poiesis - создание, производство). Важные понятия этой теории - понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры, характерный для множества частных реализаций этой структуры. Организация - частная реализация паттерна. Например, паттерн любого стула - наличие опоры и сиденья. Организация отдельного стула - тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном случае (допустим, в виде четырёх ножек, мягкого сиденья и спинки). Используя термины Аристотеля, можно было бы сравнить паттерн с родовой формой, организацию - с индивидуальной формой и материей. Пытаясь дать определение жизни, авторы теории аутопоэза имеют в виду в первую очередь определение паттерна всех живых систем, предполагая тем самым, что у всех форм жизни один паттерн и разные организации. Аутопоэз авторы рассматривают одновременно как паттерн жизни и паттерн разума, принимая формулу «life is cognition» - «жизнь есть познание». Согласно их теории, разум - это не вещь, а процесс, сам процесс жизни. Другими словами, организационная деятельность живых систем на всех уровнях жизни - это деятельность умственная. Взаимодействие живого организма - растения, животного или человека - с окружающей его средой есть взаимодействие познавательное, или ментальное. Разум - или, более точно, ментальный процесс - имманентен материи на всех уровнях жизни.
Новая концепция разума была разработана, независимо друг от друга, Грегори Бэйтсоном и Умберто Матураной в 60-е годы. Бэйтсон сформулировал ряд критериев, которым удовлетворяет система, обладающая разумом. Любая система, отвечающая этим критериям, способна развивать процессы, которые мы ассоциируем с разумом, - обучение, память, принятие решений и т.п. По Бэйтсону, разум - это необходимое и неизбежное следствие определенной сложности, возникающей задолго до того, как в организме формируется мозг и центральная нервная система. Он подчеркивал, что разум свойственен не только индивидуальным организмам, но также социальным и экологическим системам. Матурана тем временем искал ответ одновременно на два вопроса: «Какова природа жизни?» и «В чем суть обучения?». В конце концов он обнаружил, что ответ на первый вопрос - аутопоэз - обеспечивает ему теоретическую основу для ответа на второй. Результатом явилась системная теория обучения, разработанная Матураной и Варелой; иногда ее называют теорией Сантьяго. Главное положение теории Сантьяго, как и теории Бэйтсона, - тождество обучения (процесса познания) с процессом жизни. Это положение радикально расширяет традиционную концепцию разума. По теории Сантьяго, для существования разума мозг отнюдь не необходим. У бактерии или растения нет мозга, но есть разум. Простейшие организмы способны к восприятию и, следовательно, к обучению. Они не видят, но, тем не менее, воспринимают перемены в окружающей среде - различие между светом и тенью, жарой и холодом, высокой и низкой концентрацией некоторых химических веществ и т.п.
Таким образом, новое понимание обучения, или процесса познания, гораздо шире, чем понятие мышления. В него входят восприятие, эмоции и деятельность - весть процесс жизни. В мире людей обучение дополнительно включает язык, понятийное мышление и все другие атрибуты человеческого сознания. Общее понятие, однако, гораздо шире и может даже не включать мышление. Взаимосвязь между разумом и мозгом представляет собой взаимосвязь между процессом и структурой, но мозг, конечно, не единственная система, с помощью которой осуществляется процесс обучения. Вся диссипативная структура организма участвует в процессе обучения, независимо от того, обладает ли организм мозгом и центральной нервной системой. Более того, исследования показали, что в организме человека нервная, иммунная и эндокринная системы, которые традиционно рассматривались как три изолированные системы, фактически формируют единую когнитивную сеть.
Где бы мы ни наблюдали жизнь, от бактерий до широкомасштабных экосистем, мы видим сети с компонентами, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что вся сеть регулирует и организует себя. Аутопоэзная система проходит непрерывные структурные изменения - ее компоненты непрерывно производят и преобразуют друг друга, и осуществляют они это двумя различными способами. Один тип структурных изменений представляют изменения самообновления. Всякий живой организм постоянно обновляет себя, клетки разрушаются и восстанавливаются, ткани и органы заменяют свои клетки в непрерывных циклах. Несмотря на эти непрекращающиеся изменения, организм постоянно поддерживает свою общую идентичность, или паттерн организации. Второй тип структурных изменений в живой системе представляют изменения, посредством которых создаются новые структуры - новые связи в аутопоэзной сети. Изменения второго типа - эволюционные, а не циклические; они тоже совершаются непрерывно, - либо как последствия влияния окружающей среды, либо как результат внутренней динамики системы. Согласно теории аутопоэза, живая система взаимодействует с окружающей средой через структурное сопряжения, т.е. через повторяющиеся взаимодействия, каждое из которых запускает структурные изменения в системе. Например, клеточная мембрана непрерывно вводит вещества из своего окружения в метаболические процессы клетки. Нервная система организма изменяет свою внутреннюю связность с каждым сенсорным восприятием. Тем не менее, эти живые системы автономны. Окружающая среда лишь запускает структурные перемены, но не определяет и не направляет их.
Структурное сопряжение устанавливает четкое различие между тем, как взаимодействуют с окружающей средой живые и неживые системы. Пнуть камень и пнуть собаку - это две совершенно разные истории, как любил отмечать Грегори Бэйтсон. Камень будет реагировать на пинок согласно линейной причинно-следственной цепочке. Его поведение может быть просчитано на основе фундаментальных законов ньютоновской механики. Собака ответит структурными изменениями, согласно своей собственной природе и (нелинейному) паттерну организации. Результирующее поведение, в общем случае, непредсказуемо. Поскольку живой организм отвечает на влияния окружения структурными изменениями, то и эти изменения, в свою очередь, влияют на его последующее поведение. Другими словами, структурно сопряженная система - это обучающаяся система. Пока организм остается живым, он будет структурно сопрягаться со своим окружением. Его непрерывные структурные изменения в ответ на события - и, следовательно, его непрерывное приспособление, обучение и развитие - это и есть ключевые характеристики поведения живых существ. Благодаря его структурному сопряжению, мы называем поведение животного разумным, но мы не применяем этот термин к поведению камня. С точки зрения теории Сантьяго, разумность есть проявление богатства и гибкости способов структурного сопряжения организма. Диапазон тех взаимодействий с окружающей средой, которые может осуществлять живая система, определяет ее когнитивную сферу. Эмоции являются естественной частью этой сферы. Например, когда мы отвечаем на оскорбление вспышкой гнева, весь этот паттерн физиологических процессов - пылающее лицо, учащенное дыхание, дрожь и т.п. - является частью познания. И новейшие исследования убедительно подтверждают, что каждый когнитивный акт эмоционально окрашен.
По мере того как возрастает сложность живого организма, расширяется и его когнитивная сфера. В частности, мозг и нервная система значительно расширяют когнитивную сферу организма, поскольку они намного увеличивают диапазон и развивают дифференциацию структурных сопряжений. На определённом уровне сложности живой организм структурно сопрягается не только с окружающей средой, но и с самим собой, творя тем самым не только внешний, но и внутренний мир. У человеческих существ созидание внутреннего мира тесно связано с языком, мыслью и сознанием. Способность абстрактно мыслить является ключевой характеристикой человеческого сознания, и, благодаря этой способности, мы можем использовать, и используем, ментальное отображение, символы и информацию. Однако эти элементы процесса познания присущи не всем живым системам. И хотя человек часто использует ментальное отображение и информацию, наш познавательный процесс построен не на них.
Для того, чтобы правильно оценить эти идеи, полезно будет пристально рассмотреть то, что подразумевается под «информацией». Обыденное представление сводится обычно к тому, что информация - это «нечто, находящееся где-то», а мозг собирает и обрабатывает это нечто. Однако таким элементом информации является число, имя или краткое сообщение, которое мы извлекаем из всей сети взаимоотношений, из контекста, в который оно заключено и который сообщает ему смысл. Всякий раз, когда такой «факт» заключен в устойчивом контексте и встречается нам с высокой регулярностью, мы можем абстрагировать его от контекста, поставить его в соответствии со значением, присущим ему внутри этого контекста, и назвать это «информацией». Мы настолько привыкли к таким абстрактным операциям, что склонны верить, что значение содержится в элементе информации, а не в контексте, из которого он был извлечен.
В человеческом познании используется язык и абстрактное мышление, но абстрактная мысль - это лишь малая часть человеческого познания, и, вообще говоря, она не служит основой для наших повседневных решений и действий. Человеческие решения никогда не бывают в полной мере рациональными, зато всегда окрашены эмоциями; человеческая мысль всегда погружена в телесные ощущения и процессы, которые вносят свой вклад в полный спектр познания. Исследователи Т. Уиноград и Ф.Флорес подчеркивают, что рациональная мысль отфильтровывает и отбрасывает подавляющую часть когнитивного спектра и тем самым вызывает «слепоту абстракции».
Итак, специфическим феноменом, лежащим в основе процесса познания, является структурное сопряжение. Живая система не просто определяет структурные изменения, она определяет также, какие именно внешние возмущения инициируют их. В этом ключ к пониманию теории Сантьяго. Структурные изменения в системе - это и есть акты познания. Определяя, какие из возмущений, поступающих от внешней среды, становятся начальными толчками перемен, система, как говорят Матурана и Варела, «творит некий мир». В таком случае, познание - это не представление независимо существующего мира, но скорее непрерывное творение мира в процессе жизнедеятельности. Конкретным организмом в процессе его жизнедеятельности созидается не мир вообще, а некий конкретный мир, всегда обусловленный структурой организма. Глядя на дерево, мы не изобретаем реальность; но способы, посредством которых мы устанавливаем форму и размеры объектов и выделяем паттерны из множества получаемых нами сенсорных воздействий, зависят от нашего физического устройства. Как сказали бы Матурана и Варела, способы, которые мы используем для структурного сопряжения с окружающей средой, и, следовательно, мир, который мы творим, зависят от нашей собственной структуры. Поскольку индивидуальные организмы в рамках одного вида обладают более или менее идентичной структурой, они созидают схожие миры. Мы, люди, кроме этого, сообща пользуемся абстрактным миром языка и мысли и благодаря этому сообща творим наш действительный мир.
Творчество - создание все новых и новых конфигураций - является ключевым свойством всякой живой системы. Особая форма такого творчества - порождение разнообразия через воспроизведение (начиная от простого деления клетки). Непрерывно возрастающее разнообразие и сложность - неотъемлемая характеристика всякой живой системы. И, согласно Матуране, познание, или обучение, представляет собой деятельность, являющуюся составной частью самосозидания и самоподдержания аутопоэзных сетей.