Ричард Третий. Сатирикон

Apr 20, 2010 22:43





Сатирикон. Шекспир. Ричард Третий. Бутусов. Райкин.
Как писать рецензию на спектакль, что б не скатиться в слезы и бабские эмоции? Не знаю. Честно говоря, всегда у меня это плохо получалось и всегда педагоги обвиняли меня в излишней эмоциональности. Но поскольку уже очень давно в нашей семье театровед только муж - могу писать, так, как вижу и чувствую. Так что не ругайте сильно.
Феноменальный спектакль, сколько раз смотрю - не могу наглядеться. На мой взгляд - одна из самых удачных шекспировских постановок в последнее время на московской сцене. (Подозреваю, что критики со мной вряд ли б согласились, но на критиков мне всегда было плевать) С Шекспиром у нас вообще-то тяжко, но вот случаются гениальный прорывы. В афише спектакль обозначен как трагифарс, на самом деле это чистой воды гиньоль, сыгранный темпераментно, стремительно и страстно.
Вот как сейчас поставить пьесу, в которой 40 с лишним персонажей и длинные монологи, интрига запутана донельзя? Осовременить перевод - хорошо, актеры играют по нескольку ролей - это выход, изощренная режиссура, лаконичная авангардная сценография, много пантомимы - тоже выход. В результате имеем сильное, логичное и завораживающее зрелище.
Главное потрясение спектакля это, конечно, Райкин. Он, как всегда, как везде - гениален, невообразимо хорош и играет на пределе. Что же было у него сильнее Ричарда на театра? Наверное, только Брюно в Великолепном рогоносце. Но вспоминать Рогоносца - тяжело... этого больше нет и не будет никогда...
В чем загадка этого человека, идущего к трону по горло в крови? как приходят к власти? Откуда эта неверотяная ненависть и злоба ко всему миру? Неужели от того, что мальчик родился уродливым и его просто никто никогда не любил, с самого детства? Похоже на то... ужас, если задуматься.
Противостояние Ричарда и Бекингема (Денис Суханов) - завораживает, становясь одной из основных интриг спектакля. Суханов великолепен. Он стрен, гибок, стремителен, как хлыст или выстрел из арбалета, он изобретателен, фееричен и ярок, и все равно остается в проигрыше. Константин Аркадьевич же убивает наповал своими модуляциями, жутким хохотом, трагедией в глазах, обезьянними прыжками и ужимками. Сцена соблазнения Анны.... обычно , читая пьесу с листа сложно понять КАК,пять минут назад проклиная убийцу мужа, леди Анна уже соглашается выйти за него замуж - тут же это не только понимаешь, слыша, как и каким голосом Райкин-Ричард обольщает ее и кричит: "Возьми же мечь!", но и сочувствуешь этому чудовщу, напрочь забывая про его уродства и злодеяния. высший пилотаж!
Молодежь сходит с ума от Максима Аверина. Есть от чего. Играет три роли, меня особенно радует в образе Кларенса,но и в роли герцогини Йоркской он убедителен, страшен и печален.

Сценография довольно интересна, хоть и вторична - все это уже где-то, когда-то.... все равно - здОрово! (художник Александр Шишкин) - бумага, фольга, много ткани на полу, огромная скособоченная мебель, нарисованные двери, кровь и вино.. Невинный бой подушками у наследников, бегающих с хохотом по сцене в смешных комбенизонах, превращается в страшную сцену детоубийства , сцена убийства Кларенса -сделана довольно изобретательно, но не становится от этого менее жуткой - убийцы плещут в него вином из бутылок, а он корчится на полу, как от ударов кинжалами в предсмертных судорогах.
Все это разнообразие венчают джазовые композиции :))
Невыносимо смореть на Ричарда, когда народ и лорд мэр просят его принять корону. Ужас охватывает при его отказе - А ну как действительно согласятся - настолько убедителен и кроток Райкин в своем смирении.

Очень хороша Агрипина Стеклова в роли Елизаветы - прекрасная английская королева, ставшая в одночасье обыкновенной несчастной матерью, говорящей в ужасе чуть слышно:
"-Как смел он стать меж мною и моей любовью? Я - мать, хочу я к детям.
- А я хочу своих увидеть внуков." (это уже бабушка-королева)
так обыденно, тихо, страшно...

Свет иногда превращает фигуры на сцене в движущуюся картинку, или выдает на заднике гигантскую тень героя. Хороша выдумка с надувающейся парусами тканью, в которой тонут убитые. Могилка на первом плане, к которой весь спектаклю все несут одни и те же бутафорские цветы, снег... ( ну после Някрошуса - куда ж без снега?!)

Лучшая сцена спектакля- страшный сон Ричрда, когда он видит всех своих убиенных жертв, а потом, стоя на огромном стуле читает знаменитый монолог, бубня его, как детский стишок.... до слез: "Мечтать о том, чтобы меня любили - мне даже мысль об этом дикий бред..." - Ричард плачет, убиенный Кларенс берет его на руки, нежно, как ребенка... жуууууть!!!!!!!!!!! Сердце переворачивается. И почему именно эту сцену после премьеры охаяли многие критики? Трагедии им показалось мало... ну что ж - всяк видит трагедию там, где ему угодно. Честно скажу - мне давно не было так страшно.
В общем - нашла на ютубе две лучшие сцены - смотрите сами
Страшный сон Ричарда

image Click to view



Убийство Кларенса.

image Click to view



Я люблю вас, Константин Аркадьевич. Давноооооооо люблю. Вы - гений!


Шекспир, театр, любимое

Previous post Next post
Up