Вся правда о паспортах и колхозниках - 2

Jan 10, 2016 22:26

Оригинал взят у ilya_shpankov в Вся правда о паспортах и колхозниках - 2

Несколько дней назад я опубликовал статью под названием "Вся правда о паспортах и колхозниках", в которой на основе официальных документов доказывал, что отсутствие паспортов у колхозников и сельских жителей не служило целям "закрепощения" крестьян советской властью и никак не мешало десяткам миллионов сельчан уезжать в города для работы на заводах и фабриках. К сожалению, ни приводимые мной документы, ни объективная реальность в виде статистических данных по изменению количества городских и сельских жителей в СССР не смогли переубедить некоторых сторонников этого антисоветского мифа. Поэтому я решил продолжить свои изыскания в архивах официальных документов, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему.

На этот раз я искал постановления, которые бы проиллюстрировали заинтересованность советских властей в миграции населения из сельской местности в города. Такие документы нашлись, но в результате выяснилась очень любопытная вещь, которая в определённой степени стала сюрпризом даже для меня. На самом деле крестьяне не только не имели ограничений со стороны властей в плане смены места жительства, они вообще не стремились в эти самые города! В результате их приходилось туда заманивать самыми разными способами. Не верите? Смотрите сами.

Итак, как я уже говорил в прошлый раз, собственно целью коллективизации было повышение эффективности сельского хозяйства, которое позволило бы обеспечивать страну продовольствием с меньшими трудозатратами, тем самым освободив рабочие руки сельчан для индустриализации. Массовая коллективизация была объявлена в 1929 году, и её результаты стали ощутимы уже через пару лет - чему свидетельством является ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 1931 года ОБ ОТХОДНИЧЕСТВЕ. Собственно отходничество - это привлечение труда колхозников на объектах народного хозяйства без их исключения из колхозов. Что это давало самим колхозникам? Читаем текст постановления:

I. Льготы для колхозников - отходников

Установить следующие льготы для всех колхозников, которые контрактуются на работу в государственной промышленности (в том числе на лесозаготовках, на сплаве, на торфоразработках, на рыбной путине и т.п.), на транспорте, в совхозах, а также на государственных строительствах и строительствах потребительской и жилищно - строительной кооперации:

1. Отходники - колхозники полностью освобождаются от всяких отчислений с заработка в общественные фонды колхозов.

2. Чтобы обеспечить участие колхозников - отходников в распределении денежной и натуральной части дохода колхоза, им предоставляется работа в колхозе, после возвращения с заработков, в первую очередь.

3. При распределении урожая в колхозе обязательно выделяется часть урожая для снабжения колхозников - отходников по установленным ценам и в том же количестве, в каком снабжаются остальные колхозники, добросовестно работающие в колхозе.

4. Остающиеся в колхозе трудоспособные члены семьи отходника принимают участие в работах колхоза на общих основаниях.
Если по количеству трудодней семья отходника не может получить необходимого для нее количества продовольствия и кормовых средств или в семье нет трудоспособных, то при распределении урожая правление колхоза обязано обеспечить ее продовольствием и кормовыми средствами в том же количестве, какое получают колхозники, добросовестно работающие в колхозе, по тем же ценам за наличный расчет.

Другими словами, колхозник-отходник мог не только заработать на стороне, но и, вернувшись домой, получить всё то же самое, что и другие колхозники, да ещё и в первую очередь. Кроме того, и сами колхозы имели дополнительные льготы, если они содействовали отходничеству своих работников. Почитайте всё постановление - там много интересного.

Далее мы переносимся в 1938 год и читаем ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июля 1938 г. N 847 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ДЕЛА НАБОРА РАБОЧЕЙ СИЛЫ ИЗ КОЛХОЗОВ. Как видим из названия, набор рабочей силы из колхозов идёт настолько активно, что требует упорядочения. В частности:

в результате плохой постановки набора рабочих со стороны наркоматов имеются многочисленные случаи, когда в один и тот же район и в одну и ту же область посылаются десятки, а зачастую и сотни представителей хозяйственных организаций для набора рабочих.

Все это создает ажиотаж в наборе новых рабочих, порождая нездоровую конкуренцию между различными организациями. Нередко дело доходит до того, что завербованные рабочие, которым уже выданы авансы, переманиваются другими организациями, которые, в свою очередь, дают им новые авансы. В результате этого срывается набор новых рабочих кадров у большинства хозяйственных организаций.

Дальше в постановлении идёт подробное описание, как этот процесс упорядочить и сделать максимально эффективным, а меня привлекла ещё вот эта часть:

б) в необходимых случаях оплату суточных за время проезда набранных рабочих от места жительства до места работы производить в следующих размерах:
во все районы СССР, кроме ДВК, - 6 рублей в сутки, а в ДВК - 9 рублей в сутки;

в) разрешить выдавать набранным рабочим аванс в счет заработной платы в размере 100 рублей, из них: 50 рублей - на месте заключения договора и 50 рублей - по прибытии их на место работы, с удержанием этого аванса в течение двух месяцев работы; строительствам (предприятиям), находящимся в ДВК, разрешить выдачу аванса на тех же условиях в размере 200 рублей;

ДВК - Дальне-Восточный Край

Интересно, как объяснят сторонники мифа о "закрепощении советских крестьян" тот факт, что крестьянам, "всеми правдами и неправдами стремящимся вырваться из опостылевшей деревни", приходилось ещё и доплачивать, чтобы они это сделали?


А вот следующий документ ещё более интересный. Это УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР от 2 октября 1940 года О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР. Если честно, у меня холодок по спине пробежал после ознакомления с этим указом. В нём говорится, что "перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.". Что это значит? Это значит, что война уже на пороге, и война эта унесёт миллионы жизней людей, ещё пока мирно работающих на фабриках и заводах. Кто придёт им на смену и кто обеспечит их оружием во время этой войны? Их дети. Вот они и становятся трудовыми резервами:

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

И, собственно, о колхозниках:

8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

В 1940 году в СССР насчитывалось около 236 тысяч колхозов (включая артели), в которых трудилось около 30 млн колхозников. Таким образом, основную массу трудового резерва составили дети сельских жителей. На время обучения все расходы на жизнь обучающихся, включая питание, жильё и одежду, брало на себя государство. Данный указ действовал без изменений вплоть до 1955 года, когда обязательная мобилизация колхозной молодёжи на профессиональное обучение была отменена, но отмена касалась только ремесленных и железнодорожных училищ, Фабрично-Заводские Училища (ФЗУ), готовящие кадры для фабрик и заводов, по-прежнему требовали массовый приток учащихся. Естественно - из села. Больше неоткуда взять.

Помимо молодёжи, на предприятиях и стройках по-прежнему требовались и "взрослые" рабочие руки. Доказательство тому - ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 ноября 1951 г. N 4881 ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО НАБОРА РАБОЧИХ:

Министерство трудовых резервов, Советы Министров республик, крайисполкомы и облисполкомы недостаточно осуществляют регулирование и контроль за проведением организованного набора рабочих, в результате чего в одних и тех же районах и колхозах проводит набор рабочих большое количество представителей различных министерств и ведомств, в ряде случаев руководители многих предприятий и строек набирают рабочую силу из колхозов без нарядов и договоров с колхозниками, что отрицательно влияет на работу колхозов и на выполнение плана организованного набора рабочих.

Как видим, несмотря на активный приток молодёжи, в городах и на стройках по-прежнему требуются рабочие руки, и берутся они всё там же - в колхозах. Стоит отметить, что после войны с мужскими рабочими руками на селе было трудно, поэтому у колхозов уже не требуют, а лишь рекомендуют направлять людей в города и на стройки, при этом не позволяя городским работодателям опустошать колхозы:

5. Рекомендовать правлениям колхозов отпускать колхозников для постоянной роботы в промышленности, строительстве, на транспорте и в других отраслях народного хозяйства с обязательной регистрацией правлениями колхозов заключенных трудовых договоров. Колхозникам, отпускаемым на сезонные работы, правление колхоза должно выдавать справку о разрешении работать вне колхоза.

6. Запретить руководителям предприятий и строек принимать на постоянную и на сезонную работу колхозников без справок об отпуске их правлениями колхозов.

Итак, какой вывод можно сделать из вышеприведённых документов? А вывод получается такой: власти постоянно проводили политику привлечения рабочих рук из сельской местности в города, на фабрики, заводы и стройки, причём, временами это было не просто привлечение, а мобилизация - т.е. в принудительном порядке. Спрашивается, если сельчане только и думали, как бы уехать в город, то зачем понадобилась мобилизация? Выходит, что сельчане совсем и не стремились в город, не было у них такой заветной мечты? "Как такое может быть?" - подумает современный сугубо городской читатель, привыкший к комфорту отдельной квартиры и боящийся работы на земле, как чёрт ладана. А объясняется всё очень просто.

До революции Россия являлась сугубо аграрной страной, где более 82% населения проживало в сельской местности. Люди рождались, жили и умирали на земле, в деревнях и сёлах, выращивая хлеб, мясо и другие сельхозпродукты. Это был привычный уклад жизни, каким жили их отцы и деды. Советская власть объединила сельчан в колхозы, но не поменяла образ жизни кардинально: люди по-прежнему видели себя на земле, она их кормила, поила, давала кров. А городская жизнь была совсем другая - деревенские навыки там были неприменимы, да и работать на сложных станках и оборудовании сельский житель не мог - не было у него соответствующего образования и опыта. Для потомственного сельчанина городская жизнь была чужда и пугающа. Поэтому в основной своей массе (за исключением людей авантюрного склада) крестьяне и не стремились в город. Им это было не нужно. И именно поэтому советская власть их туда вытягивала всеми доступными способами, в первую очередь обращая внимание на молодёжь, которая была более склонна адаптироваться в новых условиях.

На этом, пожалуй, можно и закончить. Надеюсь, теперь сторонники "колхозно-крепостного мифа" поймут, что их явно дезинформировали, а уж специально или случайно - это другой вопрос.

P.S. И ещё напоследок один интересный график, подготовленный уважаемым burckina_faso в своей статье "Об одном устойчивом антисоветском мифе".



Как видим, наиболее активно переток сельского населения в город начался в период коллективизации и индустриализации, после войны интенсивность снизилась, но была на стабильном уровне, а после того, как всем сельчанам выдали паспорта в обязательном порядке (т.е. - "дали свободу", по мнению сторонников мифа) в 1974 году, интенсивность перетока сельского населения в город даже снизилась. Так что вот вам и ещё один аргумент в огород любителей антисоветских мифов.

Previous post Next post
Up