Рассуждения о транспортных проблемах Красноярска

Nov 17, 2011 03:54



С каждым днем проблема комфортного передвижения по городу становится все актуальней. Сейчас машина есть почти у каждого второго жителя и существующая транспортная система явно не рассчитана на такое количество транспорта. Что же с этим можно сделать? Впечатлившись постом antonshatalov и посетив публичную дискуссию "Город будущего: транспорт" решил изложить свои мысли по этому поводу.


Как должно быть?

В идеале во-первых должно быть метро, соединяющее спальные районы по крайней мере левого берега и центр города. На правом берегу должна быть система скоростного трамвая, изолированная от уличной сети. Непременно линия должна идти по Коммунальному мосту до пересадочного узла в центре города. Автобусам должна быть выделена отдельная полоса движения, ходить они должны по расписанию, которое можно посмотреть на остановках и в интернете.

Что есть?

О метрополитене можно забыть. Даже если его все-таки продолжат строить еще в течении 10-15 лет практического значения он иметь не будет. Сейчас построено примерно 3,5 километра тоннелей из необходимых 9 чтобы связать три станции пускового участка. Даже если будут своевременно выделяться деньги, на то чтобы купить и привезти несколько тоннелепроходческих комплексов, вновь откопать ствол Вокзальной, смонтировать ТПК, пройти 5,5 километров не считая оборотные тупики, построить 3 станции и метродепо, уйдет далеко не один год. В итоге получим обрубок, ездить на котором будет некому и некуда. Практический смысл появится только тогда, когда ветка дойдет до Взлетки. А это по крайней мере еще 12 километров тоннелей (два тоннеля по 6 километров) и 3 станции. В разумные сроки это никак не укладывается.

Автобусы. На самом деле, сравнивая с другими городами, у нас не все так печально. Цена на автобусы пока что достаточно приемлемая и не зависит от длины маршрута. Достаточно много муниципальных маршрутов и их доля постепенно возрастает. Нет Газелек на внутригородских маршрутах.
Но проблем тоже немало. До сих пор не закончились гонки. Водители, зарплата которых зависит от количества пассажиров, получая данные от так называемых "кукушек" стоящих на крупных остановках, начинают гоняться с другими автобусами, стараясь успеть забрать побольше пассажиров. Но чаще тут получается как раз наоборот. Узнав, что автобус аналогичного маршрута идет в паре минутах впереди, водители начинают стоять по несколько минут на остановках и плестись, собирая все светофоры. На крупных остановках, например возле ТРЦ Планета, автобусы нередко стоят по 5-10 минут, собирая пассажиров. Уровень хамства среди водителей тоже весьма высок. Я уверен, что многим из них абсолютно наплевать на людей находящихся в салоне, которые порой вынуждены держаться всем чем можно за поручни. Да что уж говорить об аккуратной езде и ПДД - в новостях нередко появляются сообщения о пьяных водителях, снятых инспекторами с маршрутов! До сих пор встречаются кондукторы, не говорящие на русском языке. Много где не объявляются остановки. В центре имеются выделенные полосы для автобусов, но так как никто не штрафует, пользуются ими все подряд, нередко как место парковки.

Троллейбусы. Количество маршрутов за последние годы несколько сократилось. Парк достаточно давно не обновлялся. Нередко случаются аварии на линиях и все троллейбусы встают. Всвязи с этим, пользуются среди горожан небольшой популярностью.

Трамваи. Также как и троллейбусы, в большинстве своем достаточно старые. Рельсы, по моему как и во всех остальных городах что помню, кривые и при разгоне трамвай начинает шатать. Плюс к тому, движение никак не изолировано от уличной системы. Поэтому большую скорость развивать не могут. Ходят редко; после того, как убрали рельсы с обоих мостов, представляют интерес только для жителей правого берега. Востребованны по утрам, когда Красраб стоит от Затона до Предмостной. На улице Матросова буквально месяц назад пути совместили с дорожным полотном, так что теперь у трамваев даже нет своих полос движения.

Электрички. По городу в них почти никто не ездит. Во-первых потому что нет внутригородских маршрутов, только пригородные. Пускают электрички редко, поэтому даже те кто живет в пригороде предпочитают пользоваться другими видами транспорта. Несколько раз пытались запустить кольцевую городскую электричку, но затея с треском провалилась. Опять же из-за того что ходила она всего несколько раз в день. Проезд стоил выше, чем в автобусах. Ну и конечно, пассажиропоток между станциями невелик. То есть находятся они вдалеке от основных центров притяжения и проходят через далеко не все спальные районы, да и то по их окраинам.

Автомобили. Рост их числа продолжается, в основном из-за этого и возникают все проблемы. Транспортная сеть города давно не справляется с таким количеством машин. Несмотря на расширение улиц, установку новых светофоров, которые обеспечивают бОльшую пропускную способность, строительство правоповоротных шлюзов, ситуация лучше не становится. В городе имеется всего три моста. Кроме того, с западной стороны центр отделен от жилмассивов железной дорогой, через которую только один мост и один путепровод (хотя еще один мост есть на Калинина). Усугубляет ситуацию еще и рельеф. Караульная гора, которая прижимает центр города с севера вовсе не способствует развитию транспортной сети.

Ну и что же делать?

Можно мечтать о четвертом мосте или многоуровневых развязках, но все это не в ближайшей перспективе. Тем не менее, бороться с пробками нужно уже сейчас. Поскольку основной причиной возникновения заторов является широкое распространение личного транспорта, самым действенным вариантом является отказ от него в пользу общественного. Для этого нужно, чтобы общественный транспорт был удобным и достаточно развитым. Нужно, чтобы автобусы ходили по расписанию, чтобы это расписание было общедоступным, кроме того необходима возможность отслеживания маршрутов в реальном времени, как это сделано например в Рязани. В этом случае автобусы не будут гоняться и плестись, собирая пассажиров. С коммерческим транспортом такое реализовать проблематично, поэтому считаю, что общественный транспорт должен быть полностью муниципальным. К счастью, его доля постепенно возрастает. А коммерческие перевозчики постоянно жалуются на низкую стоимость тарифа, при этом стараясь экономить на всем чем только можно, например на неквалифицированных водителях. Ну раз уж дело это совсем не прибыльное, как они уверяют, то пора уходить с рынка. Хотя например в Екатеринбурге, когда я был там последний раз в 2010 году, маршрутки стоили на рубль дешевле троллейбусов и трамваев 11 рублей. Значит все-таки это не так уж и убыточно.

Выделенные полосы для общественного транспорта у нас появились, только результата не принесли. Все потому, что попросту не соблюдаются правила. Тут напрашивается простое решение - видеофиксация. По крайней мере она должна быть везде на центральных улицах. Выделенные полосы это конечно не панацея, существуют определенные проблемы с ними, но хоть какой-то результат все же они принесут.

Зачастую из-за парковки личных автомобилей и такси возле остановок возникают заторы. Видеофиксация решит эту проблему, если нарушителям будут сразу высылаться штрафы и штрафы будут достаточно высокими. Было бы неплохо увеличить расстояние на котором запрещено останавливаться с 15 до 30-50 метров от знака остановки. Таких банальных пробок из-за хамских таксистов быть не должно! Кстати не на всех остановках у нас есть карманы для автобусов. Почему интересно не сделать например на Перенсона где постоянно возникают заторы?

Продолжая тему запрета остановки вдоль дорог. Просто так запретить нельзя, ведь из-за отсутствия парковок людям просто некуда будет поставить машину. Но пока можно парковаться вдоль центральных улиц, прямо возле своей работы и за это не надо платить, автомобилисты не пересядут на общественный транспорт. Строить парковки нужно и параллельно с этим запрещать остановку и парковку на крайних полосах. Ведь если взять центр, то на Ленина, Мира и Маркса в сумме 14 полос, из которых для движения сейчас используется только 8. Если у человека не будет возможности бросить машину прямо у здания, а нужно будет парковать ее за деньги в паре кварталах от работы, то это будет хорошим стимулом ехать на автобусе за 13 рублей и пройти всего квартал от остановки.

Хотелось бы конечно, чтобы при возникновении ДТП люди не стояли по несколько часов в ожидании инспекторов. Возможно в будущем все будет автоматизировано и наличие на месте сотрудника ГИБДД вообще не будет требоваться.

В последнее время начали строить правоповоротные шлюзы. Есть в этом минусы, но это действительно дешевый и достаточно эффективный способ увеличения пропускной способности сети. Хотя например на перекрестке Киренского-Копылова было вовсе не обязательно строить все 4 шлюза. Еще одно нововведение этого года - П-образные пешеходные переходы. Этот шаг конечно спорный, для тех кто гуляет по городу это очень неудобно, но эффект опять же есть. Например на Ленина-Сурикова. Но непонятно зачем такое было делать на Ленина-Декабристов и некоторых других перекрестках.

Если посмотреть на карту - становится понятно, что много где транспортная сеть настолько редкая, что практически без больших крюков в район можно попасть только по одной улице. Поэтому нам нужны новые улицы. В этом году продлили улицу Алексеева и было бы весьма неплохо соединить ее и Молокова с Краснодарской. Наконец то приняли решение о строительстве путепровода для того чтобы соединить проспект Авиаторов с Северным шоссе. Вместе со строительством развязки на 2-й Брянской, было бы очень неплохо продлить улицу Мужества в Покровском до улицы Северной и проспекта Свободный. А заторы на Свободном и Копылова неплохо бы могло разгрузить строительство нормальной дороги от Студгородка до улицы Ломоносова и Дубровинского.

Еще немного насчет общественного транспорта. Раз уж метро нам не видать, нужно строить скоростной трамвай. На правом берегу конечно нужна ветка вдоль Красраба. Вместо существующих рельсов необходимо строительство эстакады, благодаря чему движение будет изолировано. Нет особого смысла соединять Крастэц с Предмостной если мост стоит. Поэтому линия должна идти непременно до центра. На левом берегу возможно строительство линий по Партизана до центра или 9мая-Молокова-Шахтеров-центр. Конечно, это уже скорей фантастика.

Неоднократно высказывалось предложение о строительстве канатной дороги от будущей Академии биатлона через главный корпус СФУ, Студгородок до Бобрового лога. Аналогичный проект реализуется в Нижнем Новгороде, где канатную дорогу запустят в ближайшее время. Будет с чем сравнить. Хотя мне кажется, при высокой цене проезда канатка будет представлять интерес в основном для развлечения.

Еще об альтернативных видах транспорта. У нас ведь есть Енисей, значит пассажиров можно перевозить и по воде без пробок и как бы даже в любое время года. Но есть ньюансы. В холодное время года этот транспорт выглядит уж совсем непривлекательно. Но основная проблема все же в том, что почти все жилые районы вдоль Енисея стоят на высоких крутых берегах. Хотя речной трамвай может соединять такие районы как жилой район возле ДК 1 мая, улицы Крайней, ТЦ Красноярье, Пашенный и Центр. Причем в центре кроме Речного вокзала можно сделать пристань возле Пешеходного моста. Еще как вариант маршрут до станции Турбаза (Столбы). Конечно, все это актуально в основном летом. Да и на счет того, что цена такого транспорта может быть на уровне автобусов и трамвайев я не уверен.

Сейчас в Красноярске идет некое соревнование - увеличение числа автомобилей против разгрузки дорог за счет эволюционной реконструкции. Результаты мы с вами наблюдаем ежедневно. И пока эволюционный подход не сменится на революционный ничего хорошего нас не ждет.

транспорт, пробка, метро, красноярск, город

Previous post Next post
Up