"Как странно и невыносимо осознавать, что монументальная красота всегда подразумевает рабство, но при этом остается красотой; не желать красоты - невозможно, но невозможно и желать рабства, ничто не может сделать его более приемлимым. Возможно, поэтому я ставлю превыше всего красоту пейзажа, ее не покупали ценой несправедливости, и мое сердце чувствует себя в ней абсолютно свободным" © Альбер Камю
В попытке сбежать от московского смога и жары начала августа мною и тремя моими друзьями (Фрегатом, Сурком и Никитосом
silly_sothoth) был совершен давно запланированный двухнедельный водный поход. Как и
2 года назад поехали снова в Карелию на Онежское озеро. На этот раз в качестве транспортного средства до места сбора катамарана были использованы 2 машины, но и с ними, конечно, не без приключений. Подготавливались довольно долго, но всё равно успели не всё, доделывали уже на берегу озера.
Стоит отметить, что август не самое лучшее время для занятий парусным спортом на севере - сезон закрывается из-за сильных штормов, но что нам снег и ураган..
Первые признаки этого мы заметили ещё в Вологодской области - на участке дороги порядка 15 км был полностью повален лес на высоте 4 м. Торчащие голые стволы деревьев, переломленные, как спички, дым от далеких пожаров и красный четкий диск солнца - зрелище интересное, но не предвещающее ничего хорошего.
До Вологодской области были потраченные по дурости 3 часа в Ярославле. Таким образом в республику Карелия мы въехали, когда стемнело. Участки очень густого тумана на дорогах, выбегающие стайки зайцев, да и само покрытие дороги, которое покрытием то назвать сложно, отсутствие ТО у ВАЗ 2105 (выпуска 91 года) привели к тому, что в г. Вытегра в районе часа ночи у нас спустило колесо. На первый взгляд ничего страшного, но спустило его ровно в 20 м от вытегорского круглосуточного магазина, рядом с которым, как и положено по жанру, тусовалась местная гопота в количестве человек 20-ти. В связи с этим колесо было поменяно минут за 5, но и за это время к нам успели пару раз подойти стрельнуть сигареты.
Вытегра находится в Вологодской области, но в то же время шлюзы в Онежское озеро расположены именно в этом городе. Поэтому казалось бы ехать до поселка Шальский, находящегося на западном берегу озера, не так далеко, километров 150. Однако ж и этот остаток пути мы умудрились ехать часов 8, изрядно попетляв по каким-то деревням и участкам, где валят лес, промчавшись мимо немного обуевшего от вида наших машин с врубленной на полную музыкой в 7 утра мужика у костерка, кладбищ и прочих пролетающих видов за окном.
В итоге в место сбора в районе Шальского мы прибыли в 10:30 утра, поспав 3 часа, приступили к сбору ката. За время работ ребята успели сгонять поставить машины на участке у владельца местного магазина, к нам несколько раз подходила семейная пара серфенгистов из Питера, которые ожидали хорошего ветра, а под конец подошёл местный участковый с предостережением, что, мол, иногда на воде поднимаются смерчи (местные называют их «тор») и не так давно два его знакомых отправились на рыбалку. В результате одного нашли рядом с обломками лодки, а второго за 16 км от места крушения. Ещё одно подтверждение августа в Карелии было получено.
Таким образом, ближе в закату всё было собрано, вещи погружены и ничего не держало нас на берегу (кроме определенных опасений от увиденного и услышанного, естественно). Отчалив, мы прошли пару километров до ближайшего островка и встали на ночевку. Надо заметить, что успело уже стемнеть (это конечно не начало июля с белыми ночами, как 2 года назад), а островок «на ощупь» представлялся в виде огромного камня с трещинами, облепленного мхом и молодыми куцыми деревцами.
Проснувшись утром от разговоров, что нужно готовиться к дождю, я выполз умыться. Доковыляв до берега, я обнаружил, что будет не просто дождь. Не так далеко от нас находился тот самый «тор». Дальнейшее развитие событий напоминало скорее фильм «Монстро». Дело в том, что на происходящее вокруг я наблюдал в видоискатель видеокамеры, которую схватил из кучи наспех накиданных в палатку вещей, дабы хоть как-то её удержать на земле (растяжки естественно ночью никто ставить и не подумал). На пару с Суром, держа всем весом палатку, пытаясь не улететь вместе с проносящимися мимо деревьями, стараясь высовывать одной рукой камеру повыше, я подумал, что действительно всё это лажа, когда говорят, что перед смертью вся жизнь проносится перед глазами. Я, конечно, не исключаю, что весьма преувеличиваю наше положение, но когда мимо проносятся выдранные с корнем деревья, спасательные жилеты, а двухсоткилограммовый катамаран затаскивает на берег на 15 м вглубь, и дальше он не ползет только потому, что уперся в скалу, невольно задумываешься о летающих коровах в штате Колорадо. В общем, не знаю по какой причине, но я чувствовал себя вполне спокойно. Думаю, какую-то долю здесь сыграло то, что я спросонья не до конца осознал, что вообще происходит.
Через полчаса ветер стих и можно было уже встать в полный рост. Мокрые, избитые стихией мы созерцали последствия урагана, который ласково был назван «Машенькой»: дуги палаток были практически завязаны в узел (одна даже переломилась), на каком-то стойком кустике обнаружились труселя, чуть дальше спасательный жилет и тент, которым были прикрыты дрова, катамаран, повторюсь, вынесло на 15 м на берег от воды, все вещи и продукты промокли насквозь. «Добро пожаловать в Карелию». ©
Позавтракав, выпив по 100 г для согреву и более-менее просушив шмотки, мы выдвинулись на юг в направлении следующего остановочного пункта - мыса Бесов нос. Надо заметить, что почти весь поход был попутный ветер, причем весьма сильный, так что дошли мы быстро и, искупавшись, наевшись черники, отметив последствия «Машеньки» в виде выкорчеванных 30-тиметровых деревьев и прогулявшись до маяка, мы отправились дальше.
Далее по плану нам предстояло двигаться на север. Пройдя в этом направлении несколько километров, было принято решение всё таки встать на стоянку, ибо ситуация на горизонте ничего хорошего не предвещала. К берегу причалили, как оказалось, на мысах Пери нос, что подтвердилось найденной табличкой с названием мыса и надписью: «Охранная зона петроглифов. Стоянка туристов запрещена». Сразу начались поиски этих самых петроглифов, которые были обнаружены на каменистом берегу на оконечности мыса. Думаю, что со стороны довольно забавно смотрелись 4 парня, бегающих по берегу с криками: «Смотрите! Здесь ещё!», - кидающихся к этому месту и, охая и ахая, начинающими трогать найденную наскальную живопись. Но с другой стороны трудно себе представить более древнее творение человека, а уж возможность прикоснуться к подобным вещам мало кто упустит.
Ночь на Пери нос прошла на позитивной ноте за бутылкой водки, закуской и разговорами, так что утром все были в приподнятом настроении и при благоприятном ветре двинулись дальше. Причем ветер был настолько благоприятным, что за этот день было преодолено в районе 30 км с остановкой на обед на острове Малые Гольцы. По пути встречались парусные катамараны, которые, судя по всему, заканчивали свой поход. Таким образом, в конце четвертого дня похода мы высадились на острове Новая Тоня, на котором по плану должна была быть днёвка, и план был перевыполнен, как минимум, на 3 дня.
Плавучая библиотека
Однако, подходящая стоянка была занята, и было принято решение идти дальше с осмотром на соседнем Лукострове заброшенной церкви. Переночевав на Мудрострове (да-да, названия =) и кстати спал я в обнимку с приличных размеров булыжником, спасибо, Сурков, за грамотно выбранное место для палатки), мы двинулись в сторону Кижей.
На этот раз по пути встречались катера, утыканные удочками, очень напоминающие ежей, острова уже были обтянуты колючей проволокой и изрыты окопами. Стоянкой был выбран лобешник на материке напротив Кижей, на котором мы отлично провели время 2 года назад. Однако в темноте мы его пропустили и, сделав знатную кругалю, оказались на острове с табличкой «Остров ЖЭ». Судя по всему, незадолго до нас здесь останавливалась достаточно большая группа, и скорее всего, школьников. Ужин в виде пюре с тушенкой напоминал чью-то рвоту, завтрак отдавал пластиком упаковки, отпечатавшейся в халве, а день был проведен на острове Кижи. Теплая вода, жаркое солнце, деревянные постройки (благо не изменившиеся с момента последнего посещения этого острова-музея), пиво, приобретенное в местном магазине, и потрясающий закат на воде, плавно перешедший в ночевку тоже на воде, завершили этот день.
Сурков, привет! :D
Проснувшись с рассветом на катамаране, мы двинулись дальше. Ветер был настолько хорош, что был сооружен дополнительный парус, и скорость нашего маленького судна достигала по меньше мере 15, а то и 20 км/ч. Поверьте мне, ощущение, когда ты плывешь, держась за веревку, привязанную к идущему на полном ходу кату, сравнится разве что с вейком на катере. В дополнение получаете потрясающие виды Онежского озера вокруг, необъятное небо и теплую воду. Достигнув группы островов, начинающейся со смешного названием Пидострова, мы решили остановиться на дневку на острове Хед 8 км длиной и парой км в ширину, с высоким маяком на отдельно выступающем мысе, несколькими домиками рыбаков, песчаным пляжем, сосновым лесом и окопами, оставшимися со времен Русско-финской войны.
Обед на Пидострове
А это мои типо довольные щи уже на Хеде
Никитос все никак не покинет читальный зал
Маяк
В дальнейшем нам пришлось провести на этом чудесном острове 3 полных дня. Как говорится, не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение. Если учесть, что первая ночь на Хеде прошла в пьяном угаре под гитару (рядом в рыбацком домике отдыхали 2 местные пары, думаю, вскрылись они знатно), то начиналось всё не так плохо. Хотя проснулся я от того, что прибой доставал до моих ног, т.к. я опрометчиво упал ночью на пляже и там же отрубился, а с неба лил близкий к проливному дождь. В итоге снова заснул я, закутавшись в какой-то кусок полиэтилена, с надеждой, что дождь вот-вот закончится, и я сам собой высохну. Буй там было. Проснувшись снова, я узнал о чудесах пьяного туристического мастерства Фрегата, который умудрился сначала поставить тент, а уже потом, находясь под ним и всю палатку. В результате этой ночи, все продукты во второй раз вымокли, пиво, оставленное в сетке в воде, разбросало по 3-м км побережья, книжки были похожи на промокашки, а волны достигали метровой высоты с порывистым ветром, так что никакой возможности продолжать поход не было. Подошедший пообщаться местный парень (тот самый, который отдыхал со своим другом и двумя чиками в рыбацком домике) сообщил, что обычно в августе купаться уже не хочется. Собственно эти ребята смотались при первой же возможности, когда волны чуть-чуть стихли. А мы принялись сооружать походную баню, которая, кстати говоря, вышла на славу.
Уже глядя на баню в полном сборе, можно заметить насколько усилился ветер
Под вечер ветер усилился настолько, что даже костер было практически невозможно развести. Заграждения были сооружены даже из дополнительно паруса, однако, продувало всё равно до костей. О попытках сбежать с Хеда не было и речи. Следующий день в плане погоды опять не обещал ничего хорошего, однако, под вечер всё-таки удалось отчалить, но ненадолго. Пройдя пару километров и выйдя из ветровой тени (!!!), нас придуло обратно к стоянке. В голову начинали закрадываться опасные мысли о проклятом острове.
Завтрак-вкусняшка
Но опасения развеялись, когда на утро 10-го дня похода мы все же продолжили путь. К обеду мы были на Мегострове с запомнившимся ещё с прошлого раза ДЗОТа. Пообедав и облазив все вверх и поперек, мы снова шли попутным ветром на этот раз на юго-восток поближе к месту сбора ката. Закатное небо вокруг было подозрительного фиолетового цвета, а Фрегат даже не знал, как в таком случае применить поговорку: солнце красно вечером - моряку боятся нечего. Как оказалось в последствии ничего хорошего это не означало…
Лесник блин =)
Дойдя до Заячьего острова, мы причалили и устроились на ночевку. Палатки пришлось ставить на обрыве высотой 3 метра, взбираться на который в темноте было весьма проблематично. План похода был выполнен, и поэтому он подходил к своему завершению. Пунктом разбора катамарана была выбрана деревня Пяльма, находящаяся на материке в 20 км юго-восточнее нас. Погода утром, судя по волнам, была не то чтобы прекрасная, но зато ветер был без порывов и относительно попутным, поэтому пошли выбранным маршрутом. Шли недолго. Через 300 м от берега румпель остался в руках у Фрегата. Его свернуло волной, которые оказались больше, чем представлялось с берега. Кое-как на моторе добрались *барабанная дробь* до острова Хед, к нашей старой стоянке! Вот здесь уже самое время начаться настоящей паранойе и панике. Но в любом случае всё лучше, чем оказаться на дне.
Вдувало там ничуть не слабее, чем пару дней назад, когда мы там куковали. Причем самое забавное то, что если пройти через остров на 400 м за мыс, то взору открывается бухта, напоминающая райский уголок, ни дуновения ветра, ни волн, песчаный пляж, прозрачнейшая вода, теплое солнце и, как бонус, старая полусгнившая лодка на берегу.
Райская бухта
Починив руль (на этот раз румпель был закреплен уже гвоздями, т.к. все болты срезало напрочь), дождавшись вечера мы снова рванули на открытую воду. Из-за сменившегося направления ветра было принято решение двигаться к деревне Кузаранда. Добираться до машин оттуда было не особо удобно, но всё же лучше чем ничего. Дальше были парящие над водой острова, залитое звездами небо (хочу заметить, что луну мы там видели единственный раз, когда уже разбирались, зато постоянно горела как маленький фонарик одна очень яркая звезда на востоке), посадка на мель в час ночи в устье реки, на которой расположена Кузаранда, соответственно она сопутсвовалась обильным матом в полный голос (привет жителям деревни) и причал, как казалось, в лесу.
Утром проснулись от жуткого холода (на вещах даже выступила изморозь) и обнаружили, что находимся посреди деревни на чьем-то участке. В 10 м стояла баня с кладкой дров, чуть дальше дом и огород. Недолго думая, быстро собрались и отчалили. Погода переменилась. Волны исчезли, а ветер дул северный, причем под парусами шли со скоростью большей, чем под мотором. При таких условиях за день прошли километров 40-50 и ближе к вечеру были на том самом пляже близ Шальского, где и собирались.
Таким образом, за весь водный поход под парусом мы прошли в районе 300 км, если не больше, лично я прочитал 4 книжки, нафотографировал 6 Гб, при этом на одном аккумуляторе и получил заряд впечатлений на год вперед, если не на всю жизнь. Ну и конечно в первую очередь моя любимая северная природа с её суровой борьбой за выживание, но при этом незабываемой красотой.
Разбирать вещи и кат и грузить всё это на машины было, конечно, несколько грустно, но с другой стороны, вдоволь истерзавшись стихией, уже хотелось поскорее оказаться дома. Но порой желания оказываются не так близки к действительности…
Когда закончили погрузку, уже смеркалось, несмотря на это, решили выдвинуться в направлении Москвы, а переночевать по дороге в машинах. Обратно ехали по человеческому пути трассой Р5, пока движение проходило по дорогам Карелии на дороге то и дело попадались огромные дыры, летучие мыши, фуры, груженые лесом, и прочие аспекты северной природы. Появившаяся наконец низко висящая луна светила, как фонарь. Пятерка начала не справляться с низкими оборотами, что вызвало всеобщую досаду. Проблему решено было устранить по утру.
В итоге продрогнув в машинах, проспав часа 3 в позе лотоса, двинулись искать ближайший автосервис, который оказался на выезде из той самой Вытегры. Покопавшись под капотом, автомеханик сказал, что всё дело в системе зажигания, мол, в старых трамблерах постоянно горят конденсаторы, потому что они практически все бракованные. Дальнейший ремонт занял 3 с лишним часа. Купив про запас 3 конденсатора, поехали дальше. Однако проблема не исчезла. Через каждые 50 км приходилось их менять, так что в итоге встали мы в 150 км от Вытегры и в 200 км от Вологды. Никитоса с Сурком отправили в Вологду за запчастями, а сами остались куковать, изучая книгу из цикла «Как починить ВАЗ-2105 своими руками с иллюстрациями» и гугля с мобилы похожие проблемы. Гугленье показало, что дело не в конденсаторах, а лечится это заменой всей системы зажигания. Не особо оптимистично. Однако ближе к 10 вечера парни вернулись, привезя с собой новый трамблер (их 5 часов в дороге до Вологды и обратно видимо объясняются осмотром местных достопримечательностей в виде девушек, стоящих на автобусных остановках). В этот момент у Фрегата появляется огонь в глазах, бешеная активность со словами: «Я сейчас буду делать то, что до этого никогда не делал!», - и своими силами был установлен и откалиброван с помощью лампочки из задней фары новый трамблер, с которым мы благополучно и ехали всю оставшуюся дорогу.
В этот момент стоит вернуться к самому началу рассказа, когда я отметил, что у пятерки не было ТО, в дополнение к этому не работала подсветка приборов. В связи с этим у нас были опасения по поводу постов ДПС, и когда, проехав Вологду, нас тормознули, на очко подсели знатно. Однако гайцы в регионах всё же не такие, как в Москве, ТО даже не спросили, выписали штраф на 100 руб. за превышение скорости, рассказали о своей жизни и пожелали счастливого пути.
Переночевав второй раз в машине, домой меня закинули в 12 часов дня, так что на обратный путь было потрачено 38 часов, неплохо для 1100 км…
Приложение.
Карта пройденного маршрута (по клику гагантская)
Тот, кто смог дочитать это послание человечеству, как и полагается, неимоверный молодец, а все самые сочные кадры из поездки я буду выкладывать постепенно в следующих постах, бонусом послужит фильм, смонтированный Фрегатом.
Альтернативное изложение можете лицезреть у товарища
silly_sothoth здесь Всем спасибо.