Я злюсь на спектакль "Время решила за них" не потому, что это плохо сделанный спектакль, а потому что это спектакль получился вредный. Я знаю наверняка, что не было такой цели "взять и навредить". А цель была вполне себе благородная: рассказать об ужасных событиях, которые во много определяют нашу жизнь сейчас, так, чтобы они (дети) услышали, восприняли. И это не получилось.
Я скажу, что дети - очень крутой индикатор плохих спектаклей. И зал был плохой, невнимательный на этом спектакле. Я не почувствовал, что зрители были в контакте, что они восприняли хоть какой-то месседж со сцены. Обидно от таких плохих аплодисментов, которые стихают, едва артисты после поклонов повернулись пойти за кулисы. Значит, эмоционально их не затронуло. Значит, истории не торкают. Почему?
Мне кажется, несколько причин. По ремеслу, тут неудачная инсценировка. Мне кстати понравился зачин. Там молодой парень получает задание написать реферат про пионеров-героев. Он приходит, жалуется, что даже розеток нет, открывает книгу и начинает читать их биографии. И там уже возникают персонажи и начинают от первого лица про себя рассказывать.
Мне лично близко это, потому что весь этот посыл про важность войны, он ведь идет извне, это такой идеологический императив: помните про войну! И вот в концовке этот персонаж впечатлившись, конечно же, призывает помнить этих героев. Я вот в этом не вижу ничего дурного. Про войну, положим, действительно нужно помнить. Я сам далек от мысли, что спектакли про войну не нужны совсем. Нужны, но те, которые несут в себе какую-то эмоциональную или фактическую правду. И то, что я честно говоря, не очень много таких могу назвать. Что, к примеру, так заинтересовала этого персонажа в спектакле ТЮЗа, я лично так и не понял. Не случилось на сцене ничего такого, что переключило бы его из того, кто вынужден писать реферат про войну, в того, кто действительно заинтересовался этими героями и этими событиями.
Потому что средняя часть невнятная. И там невнятно расставлены событийные акценты. Ведь в каждой истории должно быть центральное событие. В этих советских апокрифах - это как правило смерть героя. И эти смерти как бы "смазаны" пересказом. Уже поэтому мне вот лично не получилось подключиться, хотя я бы хотел. Спектакль сделан как документальный. Там герои в лучших традициях театра.док простыми голосами пересказывают истории пионеров-героев. Но основан он не на документе, но про это ниже.
Все это усугубляется тем, что невнятно расставлены актерские и режиссерские событийные акценты. Вот одна из героинь выносит коробку, достает оттуда башмаки, переобувает туфли, которые ставит в коробку. Это событие. Она стала партизанкой. Но ее история не об этом. Ее история, конечно же, о том, как она героически погибла, а эта сцена выразительно сделана не так сильно, я даже с трудом могу вспомнить, как это случилось. И все, мне эмоционально зацепиться не за что.
Другая часть проблемы, что изначально текст очень плохой. Серия "Пионеры-герои" появилась в позднем совке. Она написана как документальная, но это поздняя обработка документа с точки зрения пропаганды. Я так понимаю, что ее целью была канонизация вот этого мифа о героизме во время "Великой Отечественной", чтобы люди, воспитанные на них, оперировали ими как сакральными текстами, т.е. без рассуждений ими руководствовались. И в самих этих текстах, которые написаны не пойми кем, штамп на штампе, они написаны самым классическим образчиком языка кондовой совковой пропаганды, где даже если есть живые моменты по действию они бывает так сформулированы, что от них прям тянет лживой тошнотой. Вот кусок текста Софьи Урланис (смешно видеть мужскую литовскую фамилию у женщины, ну ладно) про Толю Шумова:
"Выступает ученик Толя Шумов.
- Ребята, я предлагаю отменить каникулы, - говорит он. - Сегодня мы поможем военкомату разнести по домам повестки… А завтра пойдём со старшими строить военную дорогу.
- Правильно.
- Согласны.
Ребята поднимают руки. Они принимают первое в своей жизни важное решение".
Этот кусок насквозь дидактичен. Там есть послушные дети и одобряемые совком взрослые ("военкомат", "старшие"), и дети в свою очередь получают одобрение ("первое важное решение"). Это абсолютная пропагандистская залипуха в духе "партия сказала "надо!" комсомол отвеил "есть!" Условное: как мы старшие вам скажем, так вы и должны выполнять. И уже это система отношений.
Но артист произносит этот текст со сцены, но там взрослых нет. По головке его никто не гладит. И этот текст висит в зале такой непонятной абстракцией, которая взрослым понравится. Мне вот взрослому нравится, когда дети послушные. Но почему-то должно нравится детям?
Между тем, дети которые помогают взрослым воевать есть. Допустим, действительно Толя Шумов предложил своим одноклассникам пойти помогать военкомату. Такое могло быть. Но его что-то должно было на это сподвигнуть. Должно было быть исходное событие, эмоциональное, яркое, которое сделает ему самому интересным сделать поступок. Вот у Гамлета умирает отец и ему интересно, что скажет призрак, ему интересно, а действительно ли виноват дядя, ему интересно, а что мама поэтому поводу думает. И мы худо-бедно за этим следим. Вот если бы у Толи Шумова погиб отец от фашистов, а тут фашисты напали - все вопросы снялись бы. Но в книге этого нет, потому что это плохая книга. В спектакле этого нет, поэтому этот эпизод у зрителей не вызывает никакого интереса.
И такого в спектакле навалом.
Я скажу хорошее, я люблю находить хорошее. Вот про Володю Щербацевича (это последний эпизод) интересный кусок, но там узнаваемая минская топонимика (маму повесили в Александровском сквере) и вообще в эпизоде больше каких-то эмоциональных моментов. И артист угрюмо их зачитывает, но это не выглядит совсем уж пропагандой. От других эпизодов он в лучшую сторону отличается.
Очень интересно про серию "Пионеры-герои" написала Светлана Леонтьева, выжимка ее разбора
есть в википедии.
Я от себя добавлю, что эти книжки у меня были в детстве. Мне очень нравились красочные рисунки. Дети с оружием, техника, танки, самолеты я оттуда срисовывал. Но интересно, что ни одной истории я оттуда не помню. И сейчас взялся глянуть, вот рисунки помню, а истории нет. Хотя они вроде нашпигованы всякими типа "яркими сценами" и сюжетными ходами. Они как-то слипаются все в одни невнятный образ пионера-героя, мальчика или девочки с пистолетом, который готов умереть за родину, убивая абстрактно плохого врага.
И вот тут я перехожу к тому, почему я считаю это все не просто неудачно сделанным, а именно вредным. Потому что люди, которые готовы убивать врагов, это очень ценный ресурс для условных властей. То, что сейчас происходит в Украине, стало возможным, потому что очень большое количество людей оказались готовыми пойти убивать, довольствовавшись не очень убедительными аргументами.
Мне в директ написали очень удачную историю: "Хоть и живу на улице имени Ульяны Громовой, с ужасом вспоминаю как на тематическом классном часу в честь 1 сентября тема была о пионерах-героях и классная-руководительница несла что-то, от чего для меня фонило идеей мол что умирать за родину это ок и мол мы тоже в случае чего должны так делать. Нет, не жить. А умирать за родину".
Именно так! Идите и умрите за родину, идите и убивайте тех, кого мы назовем вам врагами.
Именно поэтому враги-фашисты в этих книжках абсолютно абстрактные злодеи. То есть это не конкретный термин, который блестяще разобран Умберто Эко (фашизм - это про культ традиции, неприятие нового и рационального, неприятие критики и т.д.), а вот максимально абстрактное: ты мне не нравишься, значит ты - фашист и есть!
Вот убрали из спектакля образ врага. И понятно почему, потому что в книгах они карикатурные. Без них все выглядит вроде как проще, доступнее, милее. Но это упрощение играет только на руку вот этим условным "классным-руководительницам", которым только и надо, чтобы нагнать пафоса про бедных убитых деточек, чтобы потом тех ее ученикам, которым не повезет оказаться в армии во время очередной спецоперации, убедительно рассказать про бедных деточек, которых бомбят мерзкие фашисты, и опа, мы уже на территории врага, и опа твой командир только что застрелил мирного жителя, который мог быть фашистом, а мог и не быть, но уже поздно, ты уже весь в этой крови по уши, и даже помогаешь насиловать неизвестную бабу, ведь ее потом убьют, все равно никто не узнает. А дома тебя отмажут, потому что ты ведь сражался с фашистами.
Я вот считаю, что война устроена вот таким образом. Я это не выдумал, а вычитал у Генриха Бёля, который ответственность за целое выращенное поколение нацистов напрямую возлагал на немецких учителей. Детских театров тогда не было.
Поэтому я лично и персонально глубоко убежден, что такие спектакли - это зло. Допустим, это зло получилось случайно, из добрых побуждений сделать спектакль, в котором наглядно показано, чем именно война плохо. И вот я не знаю, что делать в ситуации, когда твои добрые побуждения открыли дорогу в ад. Или сейчас тоже можно просто сказать, что время выбрало за нас?