60 лет тому назад, 21 марта 1953 года, правительством СССР был принят план «деиндустриализации».
Госдепартамент США, который очень внимательно отслеживал ситуацию в Советском Союзе (и отслеживает в России), в феврале 1954 года сделал следующий прогноз: «…промышленное развитие СССР и развитие транспортных связей между его регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953-1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство тоже может привести к замедлению индустриального развития СССР…» К сожалению, выводы американцев подтвердились, и, прежде всего, - в отношении РСФСР.
Основы столь пагубной для страны политики были определены постановлением Совета министров СССР от 21 марта 1953 года. Этим документом фактически отменялась сталинская экономическая политика. Приведем только некоторые из основных положений того правительственного решения, негативные последствия которого проявляются по сей день, и еще долго будут давать знать о себе.
«Совершенно секретно
21.03.1953 г., N 149
Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства, не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства, Совет Министров СССР постановляет:
1. Прекратить строительство следующих объектов:
а) гидротехнических сооружений - Главный Туркменский канал; самотечный канал Волга-Урал; Волгобалтийский водный путь (вторая нитка); гидроузлы на Нижнем Дону; Усть-Донецкий порт;
б) железных и автомобильных дорог - железная дорога Чум-Салехард-Игарка («Заполярный Транссиб». - А.Ч.), в т.ч. судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки; железная дорога Комсомольск-Победино; тоннельный переход под Татарским проливом; железная дорога Апатиты-Кейва-Поной; железная дорога Варфоломевка-Чугуевка - бухта Ольга; железная дорога Чугуевка-Сергеевка; железная дорога Архангельск-Ручьи-Мезень; железная дорога Красноярск-Енисейск; железная дорога Петропавловск-Камчатский-Усть-Большерецк; автомобильная дорога Усть-Большерецк-Озеровский рыбкомбинат; автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;
в) промышленных предприятий - Кировский химический завод; Черногорский завод искусственного жидкого топлива; Араличевский завод искусственного жидкого топлива; верфь металлического судостроения в Осетрово.
2. Обязать министерства: путей сообщения (т. Бещева), электростанций и электропромышленности (т. Первухина), сельского хозяйства и заготовок СССР (т. Козлова), морского и речного флота (т. Шашкова), металлургической промышленности (т. Тевосяна), нефтяной промышленности (т. Байбакова), химической промышленности (т. Тихомирова):
а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в п. 1 строительств и сметы расходов на эту цель;
б) принять меры к полной сохранности незаконченных строительных объектов, привести их в годное для консервации состояние и обеспечить использование имеющихся на прекращаемых строительством объектах подсобных предприятий, оборудования и материалов для других хозяйственных целей.
3. Обязать Госплан СССР:
а) внести необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления, в планы соответствующих министерств на 1953 год;
б) снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.
4. Обязать Министерство обороны СССР (т. Василевского):
а) прекратить комплектование двух дорожно-строительных дивизий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1953 года за № 273-126-с, на которые возложено выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский-Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк-Озерковский рыбкомбинат;
б) расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные на основании Постановления Совета Министров № 3865-1767сс от 8 октября 1951 года, для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.
5. Обязать Министерство финансов СССР внести изменения в балансы доходов и расходов на 1953 год по министерствам в соответствии с настоящим постановлением».
Документ, как видите, очень обстоятельный. Но сегодня мало кто знает, а тем более помнит о том, что еще в начале 1950-х около 20 экономических и транспортных НИИ СССР и до 40 общесоюзных и республиканских министерств экономического профиля представили И.В. Сталину и правительству СССР совместно разработанный прогноз диспропорций в советской экономике.
Отмечалось, что во многих регионах страны требуется развитие промышленных отраслей, энергетических мощностей, в том числе на базе местного сырья, а также транспортных объектов. В противном случае эти регионы будут всё в меньшей степени участвовать в товарообмене с другими регионами. Причем наиболее актуальной эта проблема была для РСФСР. Из документа также следовало, что эти вопросы планировалось решать в 1953-1955 годах.
Однако создается впечатление, что дальнейшая индустриализация России как основы Советского Союза не входила в планы послесталинского руководства.
Правда, отметим, что в 1960-х - начале 1980-х годов до трети тех проектов было реализовано. Пришлось вспомнить о намеченной в начале 1950-х промышленной программе, но никто ни словом не обмолвился о том, что небезызвестное «антииндустриальное» постановление правительства от 21 марта 1953 года оказалось ошибочным или подлежит отмене.
А некоторые из тех планов реализуются еще и сегодня: это, к примеру, «Заполярный Транссиб»; создание порта Мезень и железной дороги Архангельск-Мезень; Кировский химический завод; в Ленинградской, Калининградской, Мурманской области - строительство железных и автодорог на побережье Финского залива, Балтийского и Баренцева морей. Об актуальности отмененной в 1953-м промышленной программы говорили автору губернаторы Новгородской и Кировской областей - Сергей Митин и Никита Белых.
Характерно, что в других союзных республиках были «заморожены» или отменены лишь некоторые, буквально считанные проекты. В итоге, скажем, в сфере транспорта из-за отмены или длительной консервации проектов многих портов и сухопутных артерий Советский Союз в 1960-х - 1980-х годах (и по этой же причине современная Россия) понес большой ущерб в сфере морских перевозок, развития портов и, в целом, - в конкурентоспособности отечественной транспортной системы. СССР приходилось тратить крупные денежные средства на транзит своих грузов через соседние страны.
Россия сегодня тоже вынуждена пользоваться транзитными услугами стран Балтии, Финляндии, Польши, Турции, Китая, Северной Кореи, Ирана и Украины, что в совокупности обходится, по экспертным оценкам, в 400 млн долл. ежегодно. Не говоря уже о сохраняющихся поныне диспропорциях в межрегиональных транспортно-экономических связях, о проблемах индустриального и комплексного развития многих регионов как в бывшей РСФСР, так и в современной России. Поэтому, например, обширные дальневосточные, северные, восточносибирские территории до сих пор лишены современных транспортных артерий и портов.
А Камчатка, Магаданская область, многие территории Красноярского, Пермского краёв, Северного Урала и Архангельской области и почти все приарктические порты России до сих пор не соединены ни друг с другом, ни с другими регионами страны.
Подчеркнем еще одно стратегическое обстоятельство: после 5 марта 1953 г. (смерти И. Сталина) ни один похожий советский проект не был отменен ни в одной стране Восточной Европы. Не были отменены «сталинские» проекты и в других «братских» соцстранах.
По имеющимся данным, посольства и торгпредства этих стран в начале-середине апреля 1953 г. запросили советское правительство о том, не подвергнутся ли ревизии планы финансово-экономической и научно-технической помощи СССР, включающие промышленные, транспортные, энергетические проекты. И уже в конце апреля 1953-го Кремль ответил в том смысле, что постановление от 21 марта не будет «повторено» в отношении этих государств. В результате темпы экономического роста во всех странах социализма с середины 1950-х до начала 1980-х были, минимум на треть, выше, чем в СССР. И, подчеркну, - наполовину, а то и вдвое больше, чем в РСФСР.
Приведенные факты и факторы объясняют также, почему темпы именно промышленного роста в РСФСР уже с середины 1950-х повышались «символически», а в большинстве других союзных республик, да и соцстран, эти темпы были действительно высокими. Если же еще учесть методы организации и последствия т.н. целинной кампании, да и схожих хрущевских мероприятий после «целины» или ее сопровождающих, можно вполне обоснованно предположить: а не было ли сверхзадачей постсталинской политики превращение РСФСР (России!) в одну из наименее индустриально развитых республик СССР?
Источник Последний проект Сталина.
Как советский лидер боролся против «диктата империалистических валют».
Последнее стратегическое мероприятие сталинской внешней политики, в том числе внешнеторговой, состоялось 23 февраля - 4 марта 1953 года. То была конференция Экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ) в столице Филиппин Маниле. Она была созвана по инициативе СССР, поддержанной Китаем, Монголией, Индией, Ираном, Индонезией, Бирмой и Северным Вьетнамом. Советская инициатива заключалась в том, что предлагалось вводить систему межгосударственных взаиморасчетов в нацвалютах и снимать ограничения во взаимной торговле, то есть продвигаться к режиму свободной торговли в Азии и Тихоокеанском бассейне.
Идея СССР была поддержана 20 странами, что составило большинство членов ЭКАДВ, подписавших соответствующее коммюнике. Против выступили США и их основные союзники - Япония, Южная Корея, Тайвань, Австралия, Канада, Нидерланды, Великобритания, Таиланд, Саудовская Аравия, Пакистан. Вместе с тем, Австралия с Новой Зеландией, вопреки прессингу со стороны США, заявили, что предложения Москвы интересны и перспективны, поэтому требуется их изучение. К слову, те же самые вопросы и сегодня остаются актуальными, что подтверждается, например, завершающимися переговорами о зоне свободной торговли России, других стран Таможенного союза - Беларуси и Казахстана - с Норвегией, Швейцарией, Новой Зеландией, Вьетнамом, Македонией, Исландией, Черногорией, Сирией, Израилем. Аналогичные переговоры намечены с Египтом, Кубой, Никарагуа, Алжиром, Монголией, Ливаном.
Названный советский проект был выдвинут МИД и минвнешторгом СССР в октябре 1951 года: «в целях налаживания равноправной азиатско-тихоокеанской и международной торговли, исключения и экономической дискриминации, и решающей роли отдельных валют (британский фунт стерлингов и доллар США. - А.Б.) в межгосударственной и региональной торговле…»
СССР, кроме того, предложил переговоры по этому вопросу между СЭВ, Китаем, Монголией и другими странами Азии и Тихоокеанского бассейна. Число государств, поддержавших эту идею и отклонивших ее, тогда было почти таким же, как и позже, в 1953-м.
Переговоры с государствами, одобрившими этот проект, планировались на середину марта - начало апреля 1953 года. Но уже в апреле 1952-го на первом международном экономическом совещании в Москве представители многих стран-оппонентов тоже поддержали эту идею, причем для всего мира. При этом И.В. Сталин в своих интервью, хотя и весьма редких, в конце 1940-х - начале 1950-х для зарубежных СМИ и в беседах (тоже нечастых в тот период) с послами, например, Аргентины, Швеции, Финляндии, Китая, Индии, Эфиопии призывал к формированию экономико-политического блока непрозападных стран и на этой базе - к созданию равноправного мирового экономического порядка, соответственно, «к отказу от диктата империалистических валют». Та же мысль отмечалось в его последней книге «Экономические проблемы социализма в СССР» (сентябрь 1952 г.), так что инициатива, безусловно, исходила от Сталина.
Сталинские проекты находили поддержку даже в Великобритании. Вот информация газеты «Советская Латвия» от 23.10.1952 г.: «В Лондоне создана компания под названием «Международное акционерное общество коммерсантов для претворения в жизнь торговых соглашений, заключенных английскими делегатами на Международном экономическом совещании, состоявшемся в Москве в апреле 1952 года». Первым председателем этого общества был лорд Бойд Орр, возглавлявший английскую делегацию на Международном экономическом совещании. Акционерное общество заявило, что его целью является «поощрять… и облегчать претворение в жизнь торговых соглашений, которые были заключены в связи с Международным экономическим совещанием в Москве, состоявшемся в 1952 году, и всякие подобные соглашения в будущем. Все доходы и собственность этого общества будут использоваться исключительно для достижения этих целей».
Советские предложения начала 1950-х годов поддерживались не только в Великобритании. По данным МИД КНР, первые шаги по возобновлению торговли между Китаем и Японией были связаны именно с проведением московского Международного экономического совещания 1952 года.
В ходе его состоялась встреча представителей заинтересованных деловых кругов Японии с китайской делегацией во главе с министром внешней торговли Нань Ханьчэнем. И в начале июня 1952 года в Пекине было подписано первое в послевоенный период японско-китайское торговое соглашение на бартерной основе сроком на полгода. Потом оно постоянно продлевалось, в том числе и на вышеупомянутом Манильском форуме ЭКАДВ.
После апреля 1952 года Москва, поддержанная социалистическими (кроме «титовской» Югославии) и многими развивающимися странами, стала продвигать проект нового экономического порядка в мире на региональном уровне. Так, на январь-июль 1953 года планировались межгосударственные форумы, аналогичные Манильскому, на Ближнем Востоке (Тегеран), в Африке (Аддис-Абеба), Южной Америке (Буэнос-Айрес), Северной Европе (Хельсинки), но противодействие со стороны Запада, особенно США, и кончина И.В. Сталина, помешали проведению этих мероприятий. А после 5 марта 1953 года о подобных проектах в руководстве СССР предпочитали не вспоминать.
По данным ряда архивных документов бывших минвнешторга, Госкомитета по внешнеэкономическим связям и Госплана СССР, Сталин с осени 1952-го постоянно запрашивал иностранную информацию о торговых планах зарубежных стран, компаний, банков в отношении СССР, СЭВ и КНР. А также публикации, книги, радиокомментарии по этой тематике в странах Запада. Активно интересовался он также динамикой и ассортиментом промышленного экспорта Запада в развивающиеся страны, оценками их спроса на иностранные займы, капиталовложения, на готовую продукцию. Так или иначе, но в ходе Манильского совещания свыше 10 стран подписали с СССР контракты по торговле или по привлечению советских капиталовложений. По имеющимся данным, 2 марта об этих успехах Сталину подробно сообщила советская делегация. Ответа не последовало. Решили повторить 3 марта - тоже безответно.
Примечательно, что минвнешторг СССР своевременно не проинформировал советских делегатов о смертельной болезни Сталина. Впрочем, официальные бюллетени о состоянии его здоровья стали публиковаться только с 4 марта. 5-го и 6-го публиковались бюллетени о ходе его болезни, 6-го же было сообщено о его смерти, появились отклики на кончину Сталина, в том числе и в странах-участницах Манильского форума.
Так, первый президент Индонезии Сукарно отметил, что «при Сталине, особенно после войны, явно обозначилась роль СССР не только как военно-политического, но и как экономического конкурента США. В том числе, в сфере международной торговли».
Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви подчеркнул «историческую роль Сталина и его политику в укреплении авторитета СССР во всей Азии - от Красного моря до Тихого океана». Схожее мнение высказал основатель независимой Камбоджи Нородом Сианук.
А вот оценка историка и публициста Шервуда Росса («Scoop», Новая Зеландия, 8 июня 2010 года): «…Сегодняшние историки только начинают приходить к пониманию той сложной и искушённой личности, каковой являлся Иосиф Сталин, правивший Россией почти тридцать лет вплоть до своей смерти в 1953 году. Те люди, которые пренебрежительно отзываются о Сталине, называя его неким параноиком и сумасшедшим, глубоко заблуждаются. Этот человек не был преступником, хотя он несет ответственность за гибель миллионов. Это был очень работоспособный и деловой человек с простыми вкусами, отец трех детей…»
Здесь же фактически утверждается, что Сталин был устранен: «…у главных сподвижников Сталина были не только политические, но и личные причины для принятия решения о том, что он должен быть устранен. Американский историк Джонатан Брент утверждает, что «Лаврентий Берия, возглавлявший во времена Второй мировой войны тайную полицию КГБ, а позднее отвечавший за создание советской ядерной бомбы, и руководитель Украины Никита Хрущев придумали способ отравить Сталина у него на даче и, таким образом, избавиться от него».
Далее в публикации сказано: «…указывая на то, что у Сталина не было близкого друга, Брент говорит, что сталинские заметки (на полях книг, статей, информсообщений, проектов правительственных решений. - А.Б.) показывают, какой это был человек «в тиши своего кабинета в 4 часа утра, когда на него никто не смотрел; мы видим, как усиленно, постоянно работал его мозг».
…Сталин понимал, что он живой символ того Великого Государства, которое стремился создать.
Когда его беспутный сын Василий терроризировал своих учителей и школьных товарищей, заявляя: «Я Сталин, и вы не можете меня наказывать», - отец, которому это надоело, схватил его за шиворот и сказал:
«Слушай, ты не Сталин. Даже я не Сталин. Сталин - это советская власть. Сталин - это то, что пишут в газетах, рисуют на портретах».
Это показывает, что Сталин понимал, что он «величественнее себя самого», и что его власть надличностна».
…Так что понять взгляды и мысли Сталина крайне важно для осознания происходящего в сегодняшней России».
С последним утверждением, пожалуй, нельзя не согласиться.
Источник