И снова журналистничаю

Jul 22, 2016 12:58




До фестиваля "Архстояние: убежище" осталось совсем немного времени, и тем заманчивее было нашей редакции приехать за 100 км в Никола-Ленивец и повстречаться с замечательным, уже знакомым нам художником Пашей Сусловым.

Огромная трехэтажная голова из холстов, стоящая практически в чистом поле - это и есть пашино убежище. Он поставил её самостоятельно, живёт в ней всё лето и пишет, пишет, пишет...

Нам посчастливилось увидеть многочисленные художественные и архитектурные объекты, а также попить чаю с художником в его голове и узнать много нового о его убежище.







В примерно ста километрах от столицы, в Калужской области располагается национальный парк «Угра», богатый на пышные природные и разнообразные историко-культурные памятники: эта местность всегда привлекала человека. Долины окрестных рек обживались нашими предками, по свидетельствам археологов, ещё в каменном веке. Здесь есть всё, и культовые сооружения, и дворянские усадьбы, и основания жилых и хозяйственных построек, и воинские захоронения.

Здесь проходили крупные сражения: Великое Стояние на Угре 1480 г., партизанская война 1812 г., ожесточенные бои Великой Отечественной войны. Также здесь находятся остатки Заокской засечной черты, мощной оборонительной системы Московского государства XVI-XVII вв. Живописная деревня Никола-Ленивец находится в черте парка и является особо охраняемой природно-исторической территорией. Четверть века назад её, за покой, тишину и вдохновение, облюбовала группа вольных художников. Покой и тишина, в общем сохранились, но наслаждаться ими можно уже не круглый год: Никола-Ленивец превратился в известный арт-парк, площадку для творческого международного обмена, полигон для архитектурных экспериментов, вылившихся в фестиваль «Архстояние». Сейчас его можно назвать культурным центром и крупнейшим ландшафтным арт-парком Европы.


«Архстояние» - ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов, уникальный проект, предлагающий новый подход к развитию территорий и представляющий идею взаимодействия с ландшафтом средствами творческих практик и современного искусства.


Название выбрано в честь исторического Стояния на Угре. Первый фестиваль прошел в 2006 году, собрав пару сотен гостей, а в 2014 году их количество увеличилось в несколько десятков раз! За 10 лет здесь был создан 101 арт-объект, участие в фестивале приняло более 150 авторов из разных стран.




Каждый год фестиваль выбирает определенную тему, благодаря чему ищутся и находятся новые формы, идеи и варианты расположения арт-объектов в природном пространстве. Этот, юбилейный, год взял за тему изначальную идею Никола-Ленивца - «убежище», укрытие от суеты, не ради физического сохранения, но ради сохранения эмоциональной чистоты и покоя, для возможности продолжать жизнь.


За несколько дней до фестиваля на полях Никола-Ленивца царит умеренная активность: вокруг косят, строят, пилят и прогуливаются. В чистом поле, по колено в траве, стоит наш старый знакомый, художник Павел Суслов, и, конечно, рисует. После радостных объятий, Паша объясняет, что и где посмотреть, мы договариваемся на вечерний чай и идем бродить по объектам.




Ближайший из них - загадочные «мозги». В конце отсылающих нас к Древнему Египту четырех рядов колонн, каждая из которых напоминает космическую ракету, лежит на деревянном парапете «Вселенский Разум». Инсталляция, выполненная в основном из дерева, очень напоминает извилины и символизирует два полушария механического мозга искусственного интеллекта. По задумке художника, «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя: он должен суметь создать внутри человека новые смыслы и ответить на главные вопросы.




В лесу за мозгами, если пройти, отбиваясь от комаров и слепней, по дощатой дорожке, можно наткнуться на ещё несколько объектов. В молодом березняке нас встречает «Дом над лесом», позволяющий гостю, забравшемуся по крутой лестнице, расширить границы восприятия, посмотрев на мир с другой стороны. А дом-то получился очень уютный. Хочется смотреть в единственное окно и пить чай за широким столом.



Налево от дорожки пойдешь - найдешь «Павильон шишек», стены которого сделаны из этого нехитрого материала. Шишек на инсталляцию, то есть на небольшую комнату с несколькими соснами, но без крыши, ушло около 50 кубометров, пришлось даже специально завозить, местных не хватило. Комары внутри не кусают и дышится удивительно легко.


Направо пойдешь - найдешь удивительный «Сарай», появившийся здесь на первом фестивале, то ли хозяйственную постройку, то ли сельский планетарий: в стенах и крыше его проделано множество дырок. Дневной свет создает иллюзию звездного неба, а если ночью в Сарае зажечь лампочку, то снаружи он будет смотреться, как настоящий праздничный фонарь.


Если пойти в лес по указателю «Городище», можно попасть на заросшую деревьями вершину холма, центральный пятачок которой встретит вас вырезанными из дерева черепами животных. Это объект «Городище», который призван воссоздать атмосферу одного из периодов жизни местного поселения на рубеже эр и его древних ритуалов.


На Городище действительно жили древние балты в позднем железном веке. Здесь находилось древнее святилище: на вершине располагалось капище, место, где стояла «капь» - идол. Вокруг капища был насыпан земляной вал, на вершине которого горели - священные костры. В этом объекте археология и искусство дополняют друг друга: там, где не справляется одно, другое создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит нескончаемому времени. Деревянные дорожки, развешанные по деревьям и разбросанные под деревьями скульптуры животных и смотровые площадки с видами на даль дополняют впечатление.

Перейдем с одного поля на другое. Небольшой деревянный мостик с оградой из тонких березовых стволов приводит нас с величественной конструкции: черной тринадцатиметровой «Арке» Бернаскони, поставленной на границе леса и поля в 2012 году. В «Арке» можно узнать и портал, и триумфальную арку, и смотровую площадку, есть даже бар, колодец и две лестницы, одна широкая и винтовая, вторая узкая и прямая, ведущая в «комнату художников», помещение с высоким квадратным небом. Каждый год пространство комнаты, как и вся арка впрочем, превращается в художественную инсталляцию, а от березового мостика к ней ведет звуковая дорожка: тропа дополнена восемью источниками, которые создают акустические колебания, сопровождающие идущего.




Не далеко от черной арки, практически в чистом поле, стоит, пожалуй, один из самых знаменитых и любимых объектов - «Ротонда» 2009 года постройки. Ротонда - это круглый белый дом с печкой и бельведером для любования окрестностями, а стены его перемежаются с разнообразными, и по цвету, и по форме, старыми дверями, свезенными сюда из окрестных деревень. Если нет посетителей, через двери ходит ветер, обучая свободе и бесконечности выбора. Ротонду отлично видна издалека и гармонично дополняет собой пейзаж.




Небеса привлекают как художников, так и обывателей. Рядом с Ротондой можно легко наткнуться на объект из лестниц под названием «Штурм неба». Лестницы здесь символизируют усилие и движение к недостижимой цели - небу.



И снова продолжается тема высоты! Но на этот раз она смешана с древней историей. «Ленивый Зиккурат» (Зиккурат -многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии, типичное для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры), попытка выстроить объем из клетей - «кубиков», поднимая один на другой. Получился деревянный сруб из этажей, сложенных один на другой, со смотровой площадкой на слегка качающемся верху, очень просторный и душистый внутри. Все-таки стремление к строительству башен во многих из нас остается с детства.


В самой деревне Никола-Ленивец несколько домов, почти в каждом - большой двор для творения, церковь с кладбищем и крутой спуск к реке Угре с местом для купания. Место это было заселено древними славянами Вятичами уже в III тысячелетии до нашей эры. Земляной вал и деревянная крепость с Городищем успешно отражали набеги недругов. В 1480 г. Никола-Ленивец оказался в центре Великого стояния на реке Угре, которое положило конец монголо-татарскому игу.

В честь победы над татарами была построена деревянная часовая, которую в начале XIX века заменил большой каменный храм в честь Пресвятой Троицы. В советские времена и во время Великой Отечественной Войны церковь была разорена. Сейчас она, поддерживаемая деревянными опорами, открыта для посетителей, которые могут попытаться разгадать загадку старинных росписей. Рядом - сувенирная лавка и россыпь деревянных насекомых и зверей.






На крутом берегу Угры, под церковным холмом, можно найти ещё несколько арт-объектов. Например, «Без названия» или «Кровать-могила», появившаяся здесь в 2006 году. Знакомая русскому человеку могильная ограда довольно логично сочетается с, как кажется издали, удобным ложем и мягкой подушкой. Всё это напоминает нам о вечном покое.


«Маяк» 2004 года постройки стремится ввысь с нижнего яруса берега реки так же, как церковь - с верхнего. Добротный и безопасный, Маяк имеет винтовую лестницу, по которой можно забраться на верхнюю смотровую площадку, украшенную круглым куполом с металлическими антеннами, символами связи Маяка с миром и притягивания им творческой энергии. Построенный без единого гвоздя, но с металлическим каркасов, 18-метровый Маяк уже стал символом Никола-Ленивца.




Ещё один объект склона, чуть поодаль от основных тропинок - «Ухо», деревянная раковина со скамьёй, раскрытая в сторону реки и дали. Изолирование шумов со стороны деревни позволяет «слушать Тишину».




Ещё один знаменитый объект, появившийся между дорогой и полем в 2009 году - «Позолоченный телец», символ терпения, безопасности, тыла и близости к истокам. Объект двухэтажный, так что в нем можно спасаться от потопа, как в ковчеге, и наблюдать за окрестностями. С другой стороны телец напоминает Быка с Уолл-стрит, символ агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull, ставший в современных реалиях своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса.


Итак, все окрестности осмотрены, пора возвращаться и пить вечерний чай в голове художника.


Павел Суслов - автор уникального проекта под названием «Дом Бомжа»: он строит дома различной формы из холстов на подрамниках и живёт в них на пленэре, каждый день выбирая один холст и таким образом рисуя на стенах своего жилища. Паша приехал в Никола-Ленивец в середине первого месяца лета и за три недели, предварительно разбросав по полю составляющие будущей головы, собрал себе будущее жилище. Собирал самостоятельно, но по проекту, сделанному в 3d-max однокашником из ВГИКа. Получилась объёмная, слегка наклоненная вправо, очень живая и фактурная голова на деревянном постаменте. Именно такие головы учатся рисовать студенты-первокурсники, их рисунки и подарили художнику идею нового дома. Эта «Голова» - его 15-й дом бомжа, сделанный из 254 холстов.




Возникновение идеи «Дома Бомжа» я могу связать с детством. У нас во дворе была такая фишка: сделать себе шалаш на дереве или ещё где-нибудь. Это вошло мне в подсознание, и однажды я взял большие холсты, соединил их и поехал пожить в Крым, на обрыве у берега моря. Дальше были другие дома, плоские, квадратные, в виде яйца, усечённого октаэдра, танка, 3d-граффити, дома на дереве. Они стояли в разных местах, например, в Тульской области, на Кавказе, в Жуковском, в Конаково. Смысл в том, что художник живет внутри своих картин.

Интервью с Павлом Сусловым, май 2015

Паша остаётся остается здесь на всё лето и планирует постепенно закрасить холстовую голову полностью: «Была идея докрасить всё к фестивалю, но я не хочу торопиться, мне кажется, важно показать сам процесс работы с холстами. Процесс - это и есть объект фестиваля, не важно, расписана голова полностью или нет».


Поляну для поселения Паша выбирал вместе с организаторами, в итоге его голова обосновалась в закрытом с четырех сторон деревьями квадрате, совсем не далеко от Ротонды, которую Паша считает символом этого места за архитектурную и художественную составляющие. Именно на этих квадратах и дорожках между ними будут через несколько дней проходить основные события фестиваля.


Дом бомжа вышел, как это обычно и происходит, добротным. В голове имеется три этажа, к тому же основание тоже используется не только по своему прямому назначению, но и как холодильник. Спит Паша в палатке на третьем этаже, «в мозге» своей головы. Ниже - кухня, вещи, краски и узкая лестница. Крестообразный каркас головы обтянут холстами на подрамниках, соединенными железными перемычками. Изнутри лицо головы просматривается почти так же ясно, как и снаружи.




Гроз художник не боится, говорит, что они холстам не вредят, а вот ветров опасается и смеётся, вспоминая, как качается 18-метровый «Ленивый Зиккурат», стоящий совсем рядом. На вопрос «не скучно ли здесь одному» отвечает, что вовсе нет, наоборот, здесь достаточно информации.

Распорядок дня у Паши простой и медитативный: он выходит из дома около 10 утра и пишет, ставя этюдник в траву. Именно таким мы его и встретили на въезде в заповедник: у мольберта, с бронзовыми руками, майкой на голове от жаркого солнца и в репеленте от мух и слепней. Пишет каждый день, с перерывом на еду и сон, когда заходит солнце - в душ и спать. В полдень удобнее использовать большие холсты и писать, будучи в одном состоянии, так как свет долго не меняется. Чем ниже солнце, тем чаще художник меняет холсты, переходя от большого к маленьким. В среднем получается 4 холста в день. Сначала Паша писал арт-объекты в пространстве, а сейчас переходит на великолепные окрестные пейзажи.




Пока что «Голова бомжа» - единственный объект, построенный здесь для «Архстояния» 2016 года. Паша очень доволен фестивалем: «Я здесь давно работаю и вижу, как всё организовано. Здесь все очень продумано, это меня восхищает и вдохновляет. Каждый год организаторы делают какой-то интересный акцент, то на звуке, то на движении. Тема этого лета - убежище, по-моему голова - это последнее убежище человека, его последние рамки. Но эта концепция появилась позже, в начале я просто работал, не было никаких философских мыслей».






Пашина «Голова бомжа» получилась невероятно лёгкой, живой и настоящей. Родители пугают ребятишек, играющих рядом: «Смотри, голова тебя съест», - и те верят и отбегают подальше. Мы спросили Пашу, зависит ли сюжет на картине от места холста на каркасе «Головы». Он отвечал, улыбаясь, что на темени планировал расположить холст с церковью и крестом, а на лбу - изображение самой головы. Получится голова с нарисованной у себя на лбу самой собою - олицетворение бесконечности. Но и без этого символов в этом объекте хватает.

Меня вдохновляет неизвестность, как в итоге будет выглядеть то, что я задумал и делаю. У меня всё это перерабатывается в двухмерную картинку, я крашу пятнами цвета и света, а не рисую конкретно человека, натюрморт или пейзаж. Вдохновение можно найти везде. Я изучаю мир, он сам по себе интересен и красив, в нём столько всего нового, вселенная, коллайдеры, микромир. Просто это жизнь, она интересна сама по себе.

Павел Суслов



Оригинал репортажа - в журнале Contralto People
Previous post Next post
Up