Интересная статья про один из множества бытовых моментов существования человека на оккупированных немцами территориях. С трудом удается разыскать "нечто подобное" - обычно все завалено материалами "дюковского" толка (пропаганда различного сорта, часто с садо-мазо уклоном - в зверства итд. Хотя, как известно, даже во времена самогоужасающего террора жизнь не замирает - народ ест, пьет, гуляет, рожает детей, ссорится с соседями итп). Простая (повседневная) же жизнь людей "там" - остается "за кадром".
В принципе в статье "ничего особенного" - система, насколько понимаю, была оставлена немцами без изменений. Домкомы (ЖЭК-и), прописка, никаких "самовольных заселений", залил соседа - платишь за ремонт, скидки 50% на квартплату "своим" (немцам по национальности, семьям татар-помощников и инвалидам первой группы).
Вторая мировая война является одной из самых трагических страниц в истории Украины. Историко-правовой аспект немецко-фашистского оккупационного режима на территории Крыма, который формально относился к рейхскомиссариату «Украина», интересовал некоторых ученых, исследователей и ранее. Научная новизна данной статьи заключается в ограниченном количестве исследований жилищных правоотношений в указанный период. При этом большая часть публикаций поверхностно касается данных правоотношений, не анализируя их детально [2]. Изучение как позитивного так и негативного опыта жилищной политики Третьего рейха, реализованной на территории Крымского полуострова, является важным фактором для совершенствования жилищной политики в Автономной Республике Крым. Поэтому предметом настоящей статьи является раскрытие некоторых аспектов жилищной политики нацистской Германии как одной из сторон оккупационного режима на территории Крыма. Целью статьи ставится анализ существовавших жилищных правоотношений, введенных немецко-фашистскими властями на оккупированной территории Крыма. В работе использованы малоизвестные материалы газетного фонда Государственного архива в Автономной Республике Крым.
В годы оккупации Крыма немецко-фашистским командованием уделялось значительное внимание правовому регулированию жилищных вопросов. Одним из первых шагов, предпринятых нацистским командованием, был запрет на самовольное занятие, а также обмен квартир независимо от принадлежности муниципалитету или физическим лицам без ордера жилищных отделов городских управлений, контролируемых немецкой военной комендатурой. Любое посещение незаселенных домов расценивалось «как грабеж!» [3]. По окончании общей регистрации населения, жильцов всех без исключения домовладений вписывали в прежние домовые книги заново, на основании документов, с отметкой регистрационного пункта о прохождении регистрации. В том случае, если прежние домовые книги не сохранились, жилищные отдел выдавали для этой цели новые тетради, где велись новые записи по образцу домовой книги.
Особый интерес в жилищных правоотношениях представляет роль уполномоченных домами (домоправителей), зарегистрированных в квартирно-жилищных конторах (жилищных отделах) городских управлений. После создания оккупантами адресного стола на домоправителей местными коллаборационистскими властями были возложены следующие обязанности: следить за своевременной пропиской прибывающих жильцов и их выпиской после убытия, не допускать никакого самовольного вселения и переселения жильцов без разрешения городской управы, предоставлять по требованию местных властей сведений о квартиросъемщиках, а также следить за своевременным взносом жильцами квартирной платы, согласно таксе, утвержденной городской управой. Во время снегопада совместно с дворниками - очищать тротуары от снега, а во время гололедицы посыпать их песком или золой. Уполномоченные домами следили за состоянием водопровода и при необходимости принимали меры к немедленной ликвидации аварий, сообщая об этом в отдельных случаях в отдел городского хозяйства. Они также следили за ежедневной уборкой дворов и подметанием улиц своего участка. Собранный с улиц мусор вывозился городским обозом, а с дворов - силами самих жильцов или за их счет. Домоправители с особой строгостью пресекали заселение посторонними лицами чердаков и подвалов, ежедневно проверяя их. Домоправители и домовладельцы немедленно подавали сведения об освобождавшихся квартирах в квартирно-жилищную контору городского или районного управления [4] и аккуратно вели домовые книги в полном соответствии с фактическим проживанием в их домовладениях жильцов. За проживание квартиросъемщика в доме более суток без отметки в домовой книге на домоправителя налагался штраф в размере до 100 рублей, свыше двух суток - 300 рублей, а за несвоевременную выписку выбывших квартирантов налагался штраф в сумме от ста до двухсот рублей [5]. Также обязанностью уполномоченных домами было принятие под ответственное хранение имущества граждан, отправленных на работу в Германию, в случае если последние не могли передать это имущество своим родственникам или знакомым. Для этих целей составлялась в 3-х экземплярах опись принятых на хранение вещей. Оставленные квартиры запирались и домоправителями принимались «меры, гарантирующие имущество от похищения» При перемене домоправителя обязанности по хранению и само имущество передавалось новому управляющему [6].
квартирах, находившихся в ведении органов местного самоуправления - городских управ, жильцы были обязаны содержать предоставленные им помещения в полной исправности, бережно обращаться со всеми устройствами общего пользования и содержать их в чистоте. В случае разрушения либо порчи жилого помещения или места общего пользования квартиросъемщиком или членом его семьи, необходимо было немедленно произвести соответствующие работы по исправлению причиненного вреда имуществу и за счет виновного лица. Не разрешалось производить какихлибо переустройств в помещении без письменного разрешения городского управления. При освобождении или выселении из занимаемой квартиры жильцу строго запрещалось производить какиелибо разрушения в квартире и уносить с собою оборудование или приспособления данной квартиры независимо от того, кем и когда эти улучшения были сделаны или привнесены, а также возлагалась обязанность сдать жилье в полной исправности уполномоченному дома. Далее домоправитель в трехдневный срок лично или в письменной форме сообщал в квартирножилищный отдел соответствующего управления сведения об освободившихся в его дворе квартирах с указанием состояния квартир а, при наличии нарушений, - виновников этого.
Не позже десятого числа каждого месяца жильцы были обязаны оплачивать через банк квартирную плату за текущий месяц и вносить в приходившуюся на их долю сумму расходов за коммунальные услуги по раскладке, утвержденной общим собранием двора домовладения [7]. В целях дифференцирования квартирной платы с 1 января 1942 г. все квартиры были разделены на классы. Первый класс составляли квартиры, имевшие внутренний водопровод, внутреннюю и дворовую канализацию. Второй класс со ставляли квартиры, имевшие только внутренний водопровод, а третий класс - не оборудованный внутренним водопроводом и канализацией. Квартирная плата должна была вноситься квартиросъемщиками не позже 10го числа за текущий месяц. С несвоевременно внесших плату взималась пеня в размере 0,5% в день от суммы просрочки. Жильцы, неправильно давшие сведения об отнесении их квартиры к тому или другому классу, подвергались штрафу в размере 100 рублей. Лица, не внесшие квартирной платы в течение месяца, подлежали немедленному выселению из занимаемых квартир. Лица, не выполнявшие распоряжений городской управы, приказов и распоряжений германского командования, штрафовались до 5000 рублей или же привлекались к одному месяцу принудительных работ. Скидка по квартплате в размере % предоставлялась лицам немецкой национальности, семьям крымских татар, вступивших в качестве добровольцев в ряды германской армии, а также инвалидам первой группы (слепым, глухонемым и т.п.) [8].
В начале каждого месяца уполномоченные дворами были обязаны проверять взнос квартплаты жильцами двора и о результатах проверки до двадцатого числа каждого месяца сообщать в финансовый отдел городского (районного) управления, а затем сверять списки жильцов дома с записями квартирножилищного одела.
В некоторых районах Крыма запрещалось заселение квартир не только без ордера, но и без особой справки, дающей право на вселение. Ключи от калиток дворов находились только у домоправителей, которые запирали их в установленное комендатурой время. Если даже житель получал разрешение на смену квартиры или на выезд из города, то такой житель и соответствующий управдом были обязаны сообщить об этом в паспортный стол при городской управе или сельском старостате [9]. Следует отметить, что гражданскому населению строго запрещалось присоединяться к электросети как с целью освещения, так с целью получения энергии для электромоторов [10]. Жильцы, желавшие установить временные печи в своих помещениях, были обязаны подать заявление в трубопечной отряд пожарной инспекции соответствующего города или района, которая выдавала надлежащее разрешение. За вызов пожарного инспектора взималась плата в размере 5 рублей [11].
Для разрешения жилищных споров была создана жилищноконфликтная комиссия при жилотделе Симферопольского городского управления. В случае несогласия с постановленным этой комиссией решением оно могло быть обжаловано городскому Голове по ходатайству заинтересованного лица и в соответствии с Правилами производства дел в жилищноконфликтной комиссии [12]. Этими правилами запрещалось выселение из квартир в период с 16 декабря по 15 марта, за исключением особых случаев. Так, например: лиц, замеченных в самовольном занятии квартир, немедленно выселяли в административном порядке, они также лишались права проживания в домах управы и вместе с уполномоченным дома, допустившим такое правонарушение, подвергались штрафу в размере трех тысяч рублей.
Общее количество работников жилищного отдела Симферопольского городского управления составляло 409 сотрудников, из которых в самом отделе работало 26 человек, 125 - в домоуправлениях, 232 - дворника и 26 ремонтных работника. В ведении жилотдела находилось 2600 домов, что составляло 45 % всех домовладений г. Симферополя. Для приема квартиросъемщиков по жилищным вопросам управдомы должны были находиться в своих конторах ежедневно с 10 до 12 часов утра [13]. В состав жилого и нежилого фонда г. Ялта входило: 939 жилых домов, 508 торговопроизводственных помещений и 347 санитарных зданий. Город был разбит на три района. Управление жилищным фондом выполнялось 30 управляющими домами, в распоряжении которых насчитывалось 97 двориков. Всего в 1943 г. жилищный отдел г.Ялта выдал 1891 ордер на 2351 комнату [14].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что немецкое командование создало обширную систему, обслуживавшую потребность фашистских властей в контроле над жителями оккупированного Крыма. Полное исследование немецкофашистского оккупационного режима возможно лишь при глубоком изучении всех его составляющих: судебных, административных, налоговых и других правоотношений.
Источники и литература
1. Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944). О роли вермахта и его руководящих органах в осуще-
ствлении оккупационного режима на советской территории. - М., 1974.; Брошеван В. Симферополь
1941-1944: историко-документальный очерк о городе Симферополе в годы Великой Отечественной
войны. - Симферополь, 1994.; Рекотов П. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории
Украины (1941-1944 гг.). - К., 1997.; Романько О. Крым. 1941-1944 гг. Оккупация и коллаборацио-
низм. - Симферополь, 2004.
2. Гуркович В. Окупаційний режим в Криму (1941-1944). - Симферополь, 1996.; Мельников А. О не-
которых вопросах финансово-хозяйственной политики Третьего рейха на территории рейхскомисса-
риата «Украина» // Материалы I Всеукраинской научно-практической конференции «Науковий поте-
нціал України». - К., 2005.
3. Голос Крыма. - № 22(28). - 1942. - 15 марта.
4. Евпаторийские известия. - № 36. - 1942. - 13 мая.
5. Феодосийский вестник. - № 25. - 1942. - 29 ноября.
6. Евпаторийские известия. - № 63. - 1942. - 15 августа.
7. Там же. - № 93. - 1942. - 28 ноября.
8. Там же. - № 28. - 1942. - 15 апреля.
9. Сакские известия. - № 44(47). - 1942. - 3 июня.
10. Гуркович В.М. Окупаційний режим в Криму 1941-1944. - Сімферополь. 1996. - С. 83.
11. Голос Крыма. - № 113 (119). - 1942. - 8 ноября; Феодосийский вестник. - № 1(33). - 1943. - 6 янва-
ря.
12. Голос Крыма. - № 132 (138). - 1942. - 25 декабря.
13. Там же. - № 63(69). - 1942. - 15 июля.
14. Государственный архив в Автономной Республике Крым. - Газетный фонд. - Оп. 5. - Д. 72. - Л. 7
Оригинал.