В одной из своих
заметок я говорил об Анатолии Ракитове (советнике Ельцина), который вначале 90-х стал прорабатывать
теорию «ядра культуры». Эта теория создавала предпосылки для смены культурных кодов на новом этапе развития России. В начале двухтысячных Ракитов уже откровенно говорил о том, что необходимо сменить культурно-историческую идентичность русского народа, основанную на соборности, коллективизме, мессианстве (всё это Ракитов называет мифами). А сменить эти отжившие мифы он предлагал на идеологию чистых сортиров. Отечественные традиции предлагалось разменять на комфортную европейскую жизнь, в основе которой стоят чистые туалеты.
Обществу предлагалось отказаться от «дерьмовой жизни», «жизни в дерьме» ради мифа об европейском сортирном рае. Этот изощренный процесс дискредитации культурных ценностей стали назвать «модернизацией сознания». Фундаментальной трансформацией ценностей предлагалось заплатить за интеграцию в европейское культурное пространство. Для этого отечественные традиционные ценности обильно поливались грязью и смешивались с дерьмом, повседневная жизнь и быт сравнивались с туалетом:
«Сильнейшее впечатление на западную аудиторию произвела инсталляция И.Кабакова «Туалет», в 1992 году выставленная в Касселе. Инсталляция представляет собой интерьер комнаты в советской квартире, где стоит стол, на столе посуда. А одна из стен - самый простой общественный туалет, где нет унитазов, только дыры в полу, а на кабинках нет дверей. У посетителя возникает ощущение, что человек живет в туалете, и вошедший может даже помочиться на мебель».
https://gazeta.eot.su/article/art-voyna-s-sovetskoy-civilizaciey На несколько десятилетий сортирная мифология со всеми вытекающими из неё атрибутами, стала одной из главных тем российского информационного и культурного пространства.