Культ знаний или культ потребления?

Feb 12, 2015 23:54




Совсем недавно я писал про ситуацию в библиотечной сфере, в которой библиотеки рассматриваются с точки зрения их "конкурентоспособности". Такой рыночный подход к библиотечной отрасли уже привел к ликвидации половины библиотек Пермского края за 20 лет (в 1990 г. работало 1282 библиотеки, а в 2011 г. их количество сократилось до 661 библиотеки). Выжившие библиотеки продолжают находиться под угрозой ликвидации, которую чиновники оправдывают низким показателем эффективности.

Одним из основных критериев эффективности является посещаемость библиотек, которая за последние десятилетия серьезным образом сократилась. "Креативные менеджеры" от культуры предлагают библиотекам расширить ассортимент услуг, чтобы привлекать больше посетителей. Но такой "креативный" поход в борьбе за потребителей услуг отменяет общественную миссию библиотек, которая хорошо раскрыта в статье "Библиотека и мы".


Часто снижение посещаемости библиотек связывают с появлением и широким распространением интернета и электронных книг. Но может ли интернет на данном этапе развития заменить собой библиотеку. Уверен, что нет. Подтверждение этой  мысли оставил в комментариях к прошлой заметке
tot_samiyleshiy
(человек хорошо осведомленный в вопросах библиотечного дела):

"Вы, товарищи, судите поверхностно о библиотеке. "База данных", - менее совершенная, чем Интернет? Позвольте с Вами не согласиться. Да, поиск в сети происходит быстрее, но и куда менее интеллектуально, чем в библиотеке. По вашему запросу поисковые системы могут выдать и слишком огромную массу материала, и весь побочный материал, в котором совпадает только часть слов из запроса, а может и ничего не выдать, если этого нет.

Библиотеку неспроста называют Вергилием для читателя - это проводник в бесконечном море информации. Уже наработаны методики, есть опыт - привнесения дискретности в бесчисленное множество книг - библиотечные шифры, составление систематических, тематических, алфавитных картотек и картотек персоналий... Элементарные знания и опыт пользования картотекой делают ваш поиск в базе данных любой мало-мальски приличной библиотеки в разы более эффективным, чем поиск в интернете. Плюс, если вы подключите сюда поиск по библиографическим изданиям (вроде тех, что издает ИНИОН РАН), если вы залезете во все эти летописи газетных и журнальных статей, вестник книжной палаты и проч. и проч. (это все тоже относится к специфически библиотечной деятельности) - Ваши представления о круге имеющихся публикаций по интересующей Вас теме расширится до предела.

И это только один из путей будущего развития библиотеки, который пока что наши чиновники не слишком осознали. Сеть интернет еще мало приспособлена для работы с книгой, сайты с книгами и статьями по различной тематике, действительно, скорее напоминают более или менее совершенные базы данных, а не библиотеки, с которыми удобно работать. Сайт Единой Государственной Электронной Библиотеки - удобный, универсальный и исчерпывающий массив данных и, главное, бесплатный - вот будущее. А в библиотеке будут книги, бумажные книги, которые еще не успели оцифровать, будут книги, которые представляют особую ценность для потомков... Как-то так я это себе в идеале представляю."

Но если интернет пока не может конкурировать с библиотекой - "проводником в бесконечное море информации", то в чем же главная причина сокращения посещаемости библиотек? Я думаю, что ответ нужно искать на более глубоком уровне - уровне приоритетов и ценностей. Культ знаний и развития, существовавший в СССР, стал подменяться культом потребления и развлечений. И библиотека, как один из центров интеллектуального развития общества, перестала притягивать к себе читателей. Обществу предложили променять "храм знаний" на "храм потребления". Поэтому встал вопрос о преобразовании библиотек в центры развлечений, которые будут "конкурентоспособны" и привлекательны для потребителей услуг.

культура, библиотеки

Previous post Next post
Up