Зомби и Джули. Смерть поедает любовь.

Feb 01, 2015 12:00




Сотни фильмов сняты на тему «зомби» в современном кинематографе, их количество растет, а транслируемые с экрана образы все больше и глубже укореняются в массовой культуре. Разгадка роста популярности этих образов может помочь раскрыть важные тенденции в преображении современной культуры. Показательным является проявление феномена «зомби» в фильме «Тепло наших тел».


В 2013 году в широкий прокат вышел фильм режиссера Джонатана Ливайна «Тепло наших тел» (экранизация одноименной книги американского блогера Айзека Мариона), сюжет которого повествует о драматических отношениях парня по имени «Р» и девушки Джули. На первый взгляд может показаться, что перед нами очередная интерпретация великой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», перенесенная во времена постапокалипсиса. И несмотря на то, что в фильме можно обнаружить намеки на произведение Шекспира, не стоит делать поспешных выводов. Игра создателей фильма с образами великой трагедии является заигрыванием со зрителем на фоне очень специфического сюжета, никак с классическим произведением не связанным. Повествование в фильме происходит от лица главного персонажа («Р»), который влюбляется в девушку Джули. Но специфика ситуации состоит в том, что главный персонаж фильма - это зомби.

Феномен «зомби» на протяжении долгого времени в массовой культуре олицетворяет смерть, разложение, тлен. Самое распространенное определение понятия «зомби» - это оживший мертвец (название и содержание понятия связывают с африканскими религиозными культами вуду). В этом смысле оживление не выходит за рамки телесности, никак не связано с духовным возрождением и преображением человека (название фильма «Тепло наших тел» апеллирует к телесности). В большинстве фильмов такие «ожившие» трупы, олицетворяющие смерть и разложение, начинают охоту на людей, стоящих на защите жизни и развития человечества. Этот архитипический конфликт между жизнью и смертью, добром и злом получил в современной культуре новую форму воплощения.

В ситуации постмодерна стали размываться границы добра и зла, романтизироваться смерть и разложение. В рамках этой тенденции начинает происходить моральная реабилитация всяческой нежити (вампиров, зомби и др.), воплощающихся на экранах в образах главных положительных героев. Фильм «Тепло наших тел», несмотря на всю свою неоднозначность и ироничность, раскручивает маховик культуры смерти.

Повествование в фильме ведется от лица зомби, который живет в терминале аэропорта в окружении других мертвецов. На протяжении всего фильма он откровенно делится со зрителями всеми своими размышлениями, проблемами, сомнениями. Главный персонаж («Р») и окружающие его зомби мало похожи на распространенные в массовой культуре образы зомби-убийц. Режиссер с помощью легкой иронии, грима, популярной музыки и душещипательных повествований создает свой художественный мир, в котором зомби должны вызвать у зрителя симпатию и жалость. Даже, несмотря на то, что они питаются людьми, но ведь сами же они «от этого не в восторге». Но есть в этом мире еще другие существа, которые, видимо, испытывают восторг от поедания людей. Это скелеты, потерявшие надежду, разложившиеся зомби. Именно они по замыслу режиссера должны вызывать ужас и ненависть. В основе фильма лежит идея разделения: на обычных людей, на обычных зомби и зомби-скелетов.



«Обычные» зомби, бессмысленно слоняющиеся в одиночестве, на первый взгляд, могут вызвать у зрителей какую-то симпатию. Но все иллюзии пропадают, когда зомби, одержимые жаждой плоти, выходят охотиться на людей. В процессе одной из таких охот главный герой фильма встречает свою будущую возлюбленную Джули и её друзей. С друзьями девушки зомби творят страшные вещи, раскрывающие перед нами самую распространенную сущность этих образов. А вот девушку Джули главный герой спасает, убивая перед этим её парня. Эта сцена является ключевой для понимания содержания всего фильма.

На глазах зрителей фильма происходит жестокое убийство возлюбленного Джули, извлечение и пожирание его мозга главным персонажем «Р». Благодаря употребленным в пищу частям, главный персонаж начинает видеть воспоминания убитого им парня, самые яркие из которых связанны с девушкой Джули. И чтобы дальше не происходило между «Р» и Джули - её спасение, его оживление, чувство любви, раскаяние и прощение, все это будет нести на себе кровавый отпечаток расколотого черепа и вынутых мозгов человека (возможно, что все дальнейшие действия "Р" были вызваны воспоминаниями убитого им парня).

Все попытки авторов фильма списать такое поведение главного персонажа на его зомбированность и одержимость жаждой плоти неубедительны и беспомощны (все равно, что оправдывать маньяка за его одержимость убивать). Еще более чудовищными являются попытки оправдать Джули за любовь к убийце своего возлюбленного тем, что к моменту смерти её парень так изменился, что любовь к нему угасла. И что это меняет? Ведь не может счастье быть построено на крови! И можно ли вообще главному персонажу фильма очиститься от рек крови и поедания теплой плоти? Какой путь искупления нужно пройти персонажу «Р», чтобы доказать себе, возлюбленной и всем зрителям свое духовное преображение? Но этот фильм не об искуплении, а о любви, которая, по замыслу создателей, должна возродить человека к жизни. Но любовь возрождает лишь работу сердца и делает тело теплым. Идиллическая картина, выстроенная на крови, подрывает саму идею любви и духовного возрождения.

В фильме «Тепло наших тел» картина бессмысленного прозябания зомби в терминале аэропорта намекает на прозябание общества потребления, законам которого и бросает вызов главный персонаж. Он не съедает понравившуюся девушку, а спасает её. По сюжету фильма этот шаг должен изменить самого героя, более того он должен изменить всех окружающих его зомби - возвратить их к жизни. Возвращение к жизни человека (пусть и ограниченное рамками телесности), происходящее благодаря любви, стоит ближе к идее гуманизма, чем горы уничтоженных инфицированных неизвестным зомбовирусом людей в фильме «Мировая война Z». Но есть в фильме «Тепло наших тел» зомби-скелеты, лишенные возможности преображения. Именно это разделение и сводит на нет хоть какой-то гуманистический пафос фильма, потому что есть те, кто способен измениться, а есть другие - обреченные на уничтожение без какого-либо сожаления.

Все больше снимается фильмов, создается компьютерных игр, детских игрушек. Виртуальные образы прорываются в реальность в виде многочисленных молодежных флешмобов, изображающих прогулки зомби по центральным улицам и проспектам городов («парады зомби»). Что же может означить рост популярности темы "живых мертвецов"?



В самом первом приближении феномен "зомби" может отражать психологию общества потребления - одержимость и жажда вещественным (омертвевший труд), культ телесных удовольствий, бессмысленность и духовное разложение. Общество потребления в отражении современного кинематографа предстает в образе толпы разлагающихся и бессмысленно слоняющихся трупов, одержимых жаждой потребления человеческой плоти.

На фоне толкающихся и гниющих зомби, стремящихся пожрать всех, из числа живых выделяются самые креативные и героические представители человечества, которые бросают монстрам вызов и крошат их в чудовищных масштабах. Через массовую культуру постепенно создается особая идентичность - "зомби", которая вступает в конфликт с фундаментальной идентичностью - "человек". Закладываются предпосылки конфликта между ними в реальности, а не только в кинематографе и компьютерных играх.

Идентичность "зомби" начинает ассоциироваться в сознании людей с угрозой существования всего человечества. В кинематографе эта идентичность и угрозы служат оправданием уничтожения нелюдей-зомби. Но содержание понятия "зомби" постепенно смещается от образа ожившего мертвеца-убийцы к образу случайно инфицированного вирусом живого человека, одержимого и страдающего жаждой плоти. В этом аспекте создание ярлыка "зомби", дающего право на уничтожение другого, работает на развитие темы фундаментального неравенства в современной культуре.

Но самым глубоким аспектом подобных фильмов является романтизация смерти, разложения и деструкции. Смерть в образе зомби врывается в современную культуру и пожирает её изнутри.

потребительство, культура, кинематограф

Previous post Next post
Up