Сегодняшняя Рейтерс вышла с интервью Трампа под названием «Россия помогает Северной Корее обходить санкции, Пхеньян приближается к ракете» и там есть слова Трампа о том, что Россия не помогает с решением корейского вопроса, а Китай помогает, и там же дальше в статье есть пассаж о том, что по сведениям источников Рейтерс в сфере безопасности в Западной Европе, Россия, в нарушение санкций, поставляла топливо в Северную Корею не менее трех раз, переваливая нефть в море на танкеры… Россия отрицает нарушение санкций.
[Spoiler (click to open)]Ситуация требует некоторого разъяснения, чтобы всякие бредущие и бредящие не использовали ситуацию для очередного очернения России. Я не знаю был ли сам факт такой перегрузки и сколько раз если и был, но предположим, что факт налицо. Санкции против Северной Кореи включают в себя запрет на заход кораблей под Северо Корейским флагом в порты региона (и России в том числе) и поставку много чего, в том числе энергоносителей, как и заходы в их порты.
Теперь несколько юридических моментов. Санкции вводятся против страны. Страна имеет территорию, ограниченную границами, включая акваторию.
Поэтому юридически, танкер, следующий с грузом, в нейтральных водах еще ничего не нарушает. Вторым нюансом является особенность морской перевозки и документы на право владения грузом. Для этой цели используется коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу и который удостоверяет право собственности на отгруженный товар. Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.
Особенностью коносамента является то, что в классическом варианте коносамента указывается «грузополучатель такой-то или по его приказу», что означает, что грузополучатель может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи - индоссамента - и ее вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования. Т.е. предположим, фирма «Х» приобрела топливо в России и направляет его танкером на какие-нибудь острова черт знает где. В этой операции нарушения санкций нет.
В пути следования капитан получает индоссамент, где указано, что владельцем груза стала компания «У» и она вправе распоряжаться им по своему усмотрению. В этой операции нарушения санкций нет. Новый владелец груза направляет капитану телеграмму, что он, как владелец груза, предписывает доставить его в такую-то точку мирового океана. Капитан меняет курс, если требуется, и выходит в указанную точку мирового океана. В этой операции нарушения санкций нет. Прибыв в указанную точку, капитан сообщает об этом владельцу груза и тот предлагает капитану перегрузить груз на находящийся неподалеку танкер. И капитан российского судна эту операцию выполняет. В этой операции нарушения санкций тоже нет.
Российский продавец не продавал северо-корейским фирмам, российский танкер не пересекал границ Северной Кореи, как и их корабль (под флагом КНДР) в российские воды и порты не заходил, на нейтральные воды и операции в них санкции не распространяются.
Поэтому Россия имеет полное право отрицать гипотетическое нарушение режима санкций. Как это, кстати, достаточно часто делают США. Предположим американская фирма оплатила утилизацию старого советского вооружения и боеприпасов в бывших странах Варшавского договора. И отправила его на утилизацию на Украину... И тоже формального нарушения договоренностей нет...