Сомнения в том, что Трамп подпишет закон о санкциях против России отпали и поэтому попробуем рассмотреть ситуацию несколько более внимательно. Я сознательно выделяю сейчас именно Россию в части направленных против нее санкций, к Ирану и КНДР мы вернемся несколько позже.
Как пишут специалисты, новый закон дополнительно ограничивает поставку товаров, услуг и технологий, предназначенных для реализации новых проектов по разработке глубоководных месторождений нефти, а также месторождений в Арктике и добыче из сланцев. Но сланцевую и глубоководную нефть российские компании почти не добывают, во всяком случае объем этой добычи, по сравнению с основными месторождениями невелик.
Но надо сказать, что эти ограничения были и раньше - "Роснефть", "Газпром", "Газпром нефть", "Лукойл" и "Сургутнефтегаз" уже под санкциями и для них ограничены возможности сотрудничества с компаниями из стран, присоединившихся к санкциям, в части покупки западного оборудования и технологий. Но, как говорят специалисты, основные инвестиции в добычу и разработку новых месторождений нефти и газа многие компании сделали еще до того, что позволило им наращивать добычу даже находясь под санкциями.
Продолжающееся падение цен на нефть сыграло, как это ни странно звучит, на руку России в части купирования эффекта от санкций из-за того, что соглашение с ОПЕК, ограничивающее объем добычи, нивелирует эффект от блокирования американцами возможностей для развития нефтедобывающих компаний в части доступа к финансам и технологиям. При этом, имеющиеся собственные инвестиционные возможности попавшие под санкции компании реализуют в других регионах мира, к санкциям не присоединившимся, достаточно посмотреть на инвестпрограмму Роснефти. Против этих новых ограничений в части запрета на участие в проектах, где доля российских компаний превышает 33% выступили, в том числе, такие мировые гиганты как ExxonMobil и Chevron.
Понятно, что одной из краткосрочных целей было ограничить экспортные возможности России в этой части, ограничив развитие инфраструктуры. И понятно, что весь основной санкционный удар будет направлен на Северный поток-2 и Турецкий поток в Европе и проекты на Сахалине и на Дальнем востоке. Но вот тут как раз и могут возникнуть сложности с их введением. Во-первых, Германия и Евросоюз уже добились того, что в законе появилось уточнение, что введение санкций должно быть согласовано с «местными экономическими партнероми».
И тут мне что-то подсказывает, что согласие на введение санкций в этой части Европа не даст. Или найдет механизмы для их обхода. Как это происходит сейчас - стоит посмотреть на статистику роста товарооборота между Германией и Россией за первые 5 месяцев этого года. По данным Восточного комитета немецкой экономики, рост немецкого импорта из России за 5 месяцев этого года - 34,67%, а немецкий экспорт в Россию вырос на 28,49%. Общий рост товарооборота составил 31.93%...
Кроме того, на государственном уровне продолжают категорически возражать против новых экстерриториальных санкций, даже с этой поправкой и министры экономики и иностранных дел Германии и Австрия. Реакцию Евросоюза в этой части, хотя она и формально однозначно против санкций, т.к. они наносят ущерб энергетической безопасности Евросоюза, я бы пока в расчет не брал - американские сателлиты в Европе в лице Польши и Прибалтов поддержат санкции, если ЕС будет выступать единым «местным экономическим партнером». А это будет означать для Евросоюза практически развал. Т.к. Берлин не потерпит создание нового цента силы в Евросоюзе, на который сейчас, с помощью Штатов несомненно претендует Польша.
Закон также накладывает новые финансовые ограничения в США для физических лиц и компаний из санкционного списка - это может быть отказ в банковских операциях, что означает, что отключать от SWIFTa теперь будут на основании закона…, операциях с недвижимостью и на рынке ценных бумаг и т.д.
И вот это уже касается всего мира. И так как в любой сделке есть, как минимум, две стороны, то если страдает от санкций одна сторона, то вторая тоже не в выигрыше…
Уже действующие ограничения в области финансов, по многим оценкам, не очень сказались на российских компаниях и банковском секторе, к тому же за время санкций российские компании существенно сократили свою внешнюю задолженность, а значит им нужно меньше денег на погашение внешних кредитов.
По данным ЦБ, российские компании сейчас должны иностранным компаниям и банкам около 351 млрд долларов. В основном это банковские кредиты, а также обязательства перед различными инвесторами. И здесь, как мне кажется, может крыться один из вариантов ответа - заморозка вывода валюты в страны, организации и компании, поддержавшие санкции. И этого, как мне кажется, европейцы боятся больше всего - и если эти заимствования распределены между Европой и США примерно поровну, как это было раньше, то терять, в дополнение к уже потерянным от ранее введенных санкций 100 миллиардам евро, еще столько же, в Европе никому не понравится… И если американцы могут на это плюнуть - у них есть «компенсация» в виде вложений России в американские гособлигации, то в Европе с этим похуже…
Теперь возвращаясь к санкциям против Ирана и КНДР в части их воздействия на российские компании. Там санкционное давление обширнее и позволяет легко включить в санкционный список любую компанию, независимо от вида деятельности, оказывающую услуги или поставляющую технологии, оборудование и товары в эти страны. А это значит, что санкционный пакет не ограничивается нефтегазовым сектором.
Теперь о возможностях России адекватно ответить на санкции.
Высылка дипломатов - это серьезный шаг, но … я два дня мониторю немецко- и англоязычную прессу и не заметил ажотажа вокруг этой новости. Это не новость даже - сообщения идут как бы «между прочим». И основной посыл - либо факт без его интерпретации, либо легкое недоумение. Мне понятно, что это несколько наигранная ситуация, потому что любой человек понимает, что если в диппредставительстве сидит человек, то это человек-функция. И убирая человека Вы сужаете функционал посольства. И если в ситуации с высылкой российских дипломатов я себе представляю, как распределить обязанности 35 человек на оставшихся 455, то с высылкой американцев история другая - на остающихся 455 возложить обязанности выезжающих семисот или тысячи невозможно. А это означает, что проекты и функции, как минимум не ускорятся, а, как максимум, будет закрыты или отложены. И судя по количеству людей, которые вернутся в США, таких проектов, подлежащих закрытию, будет достаточно. Понятно, что это совершенно не смертельно, но неприятно и как заноза в неудобном месте будет еще долго зудеть, на что и было рассчитано это действие.
Этот шаг дипломатический, точечный и поэтому ажиотажа в западных медиа не вызвал и не вызовет. В любом случае, американцы дипломатические шаги такого рода проглотят и не подавятся. Экономические ответы американцам на санкции со стороны России представляются мне маловероятными. Я писал выше, что возможность приостановки выплат этих 351 миллиарда западных долгов есть, но и ее американцы купируют, арестовав российские активы в США… Запрет на использование Севморпути, который уже где-то звучал - вообще представляется бредом, т.к., в случае необходимости, изменить флаг судна и порт приписки - дело нескольких дней…
Запрет на сотрудничество с Боинг и НАСА - это выстрел себе в ногу. Боинг легко отобьет атаку, запретив эксплуатацию своих самолетов в России, а замена их на Airbusы требует времени и возможности европейцев сотрудничать с Россией в этой области - там достаточное количество американских комплектующих, чтобы американцы могли наложить вето на такие сделки. Надеяться же, что Боинг сможет надавить на конгресс и сенат - наивно. Сотрудничество с НАСА американцы вывели из-под санкций, тем самым подчеркнув, что сотрудничество в этой области для них существенно. Но я бы не рассчитывал, что давление на них в этой области изменит их внешнюю политику. Они уже пару лет испытывают двигатели на замену российским и, как пишут, уже на финишной прямой. Так что существенного и длительного ущерба американцам достигнуть не удастся.
Но самое главное, на что направлены эти санкции - это фиксация экстерриториальности применения национального законодательства. И, формально используя доллар, как средство распространения юрисдикции, американцы таким образом пытаются под себя подгрести весь мир. И экономика тут только следствие… Главное в этом то, что это может привести к войне юрисдикций, в которой смогут выжить только страны, обладающие средствами, возможностями и желанием для ее защиты, в том числе экстерриториально.
А это означает, что американцам, для утверждения собственного доминирования, необходимо разрушать военно-хозяйственно-политические союзы, которые имеют больший или равный военно-политический и хозяйственный потенциал. И мне кажется, что Европа это понимает и сопротивляется. И как ни странно, но ее спасением в этом контексте, смотрится Брексит. И, вполне возможно, что если Европа решит сохранить Евросоюз, как совместный инструмент для выживания в конкуренции со США, то ему придется отторгнуть американских сателлитов в Европе - Польшу и страны Прибалтики.
И доказательством того, что в Европе это поняли, является продвигаемая Германией инициатива «Европы разных скоростей». Данную концепцию уже поддержали также Франция, Италия, Испания и страны Бенилюкса, то есть, по сути, все западноевропейское ядро ЕС. И поддержка Россией этого нового для ЕС проекта может быть одним из серьезных внешнеполитических ответов США.
Другой частью таких ответов может быть интенсификация разрушения блоков и союзов, которые США считает важными для себя. И сделка с Турцией по С-400 это шаг в этом направлении, как и поддержка улучшения взаимоотношений между Ираном и Катаром и выстраивание новых союзов на Ближнем Востоке.
Но главный, на мой взгляд, удар Россия может нанести США, если ускорит процесс вытеснения доллара из международных расчетов, к примеру, привязав нефтяные и газовые контракты к стоимости золота…, т.е. вернув золотой эквивалент в международные расчеты. Может ли это привести к военно-политической эскалации? - Может. Но выйти из нее иначе, чем на переговорах типа новой Ялты не удастся. При этом необходимо учитывать еще одно. Ситуация с этим законом и Трампом показала, что демократия себя изжила. Истеблишмент может в любой момент лишить президента возможности принимать решения, несмотря на кредит доверия, полученный президентом на демократических выборах. Т.е. выбрали тебя или нет - будешь делать то, что тебе говорит система - т.е. возникает кризис легитимности власти, как это самым ярким образом сейчас происходит на Украине и в Молдавии, а теперь и в США.
И возникает вопрос, а способны ли президенты, избранные демократически, проводить в жизнь данные избирателям обещания и выполнять подписанные международные договора? Может пора вернуться к диктатурам?