[Spoiler (click to open)]- Есть очень простое и понятное каждому объяснение почему Украина старается всеми силами втянуть в конфликт Россию. Ну, во-первых. Это позволяет ей играть на нервах европейцев тем, что она жертва большого и сильного врага. Ну действительно, если признать то, что переговоры необходимо вести с ЛДНР, то получается, что на маленькие и несомненно слабые республики давит со всей своей мощью страна, которая располагает неизмеримо большими ресурсами, чем республики. А такая позиция, даже без учета всех возможных и длящихся нарушений гуманитарного права жителей республик не позволяет выпрашивать различные виды помощи от всевозможных международных организаций и стран.
Во-вторых. Начало прямых переговоров с ЛДНР неизбежно приведет к тому, что будут подняты гуманитарные вопросы, которые Украина не может, даже если бы хотела, решить. На пенсии средств нет, признавать документы, выданные за это время в республиках, Украина не готова, поставлять продукты и предметы первой необходимости возможности нет. И причина проста - в ЛДНР уже нет гривны в достаточном количестве, чтобы она была естественным платежным средством плюс отсутствие банковской системы, связанной даже на уровне инкассации с банками Украины.
Третье. Прямые переговоры неизбежно приведут к тому, что будет затронута проблема двойного гражданства у жителей ЛДНР. И, казалось бы, вопрос решить просто - принять закон, для этого есть все возможности, но возникает одно «но» и оно связанно, как ни странно, с регуляторным наполнением закона. К примеру, для обычных граждан - проблем нет. А вот в тот момент, когда гражданин занимает должность в госаппарате, в полиции, армии, избирается в органы власти на местах или во всеукраинский парламент, не говоря о том, что руководить республиками с двойным гражданством… И решение - все разрешить, тоже не просто работает. В этом случае поднимутся все на Западной Украине и не только и потребуют соответствующего режима себе. И определить там на кого будет работать легальный гражданин Румынии, Венгрии или Польши в должности главы местного совета или начальник пограничного поста или областной таможни будет невозможно, не говоря о том, какие преференции от местных советов будет получать соответствующий иностранный бизнес.
И это действительно проблема, которую сложно решить справедливо даже теоретически. Ведь понятно, что получившие российские паспорта граждане ЛДНР от них не откажутся. Более того, в случае присоединения к Украине российский паспорт будет единственной оставшейся у них системой безопасности. И это тоже понятно. Делать вид, что Украина не знает о наличии этих паспортов у конкретных лиц тоже не выход. Проблему надо решать, а разумного решения пока нет. Надеяться на то, что в ЛДНР откажутся назначать и избирать на руководящие посты людей с двойным гражданством тоже не стоит.
Далее, «план Б».
Украина начала пытаться претворить его в жизнь. И первый шаг здесь - попытка исключить Россию из переговоров по урегулированию, параллельно изменив состав переговорщиков. Включение в обсуждение проблемы Крыма, автоматически исключает участие России в таком формате. И сознательно гуманизируя «Крымскую проблему» создать такой формат возможно. На сколько он будет влиятелен - другой вопрос, но попытки в этом направлении украинский МИД делает все последнее время.
Что это дает Украине. Здесь будет три этапа. Украина, говоря о Крыме, будет в образе жертвы убеждать страны, поддерживающие ее, в невозможности выполнения Минских соглашений. Без международной поддержки этого вывода дальнейшее продвижение невозможно. Понятно, что сделать это в присутствии представителей России в переговорной группе будет нереально, т.к. в этом случае в группе будут обсуждаться шаги по усилению международного давления на Россию в случае ее реакции на выход Украины из Минска признанием республик, включая, но, не ограничиваясь экономическими, политическими и военными мерами. В этом случае под военными мерами подразумевается прямая и открытая помощь НАТО, включая изменение устава. Кроме того, на этом этапе необходимо блокировать все возможные поползновения в сторону снятия санкций с России, прежде всего, как символа международной поддержки Украины с одной стороны и международной же изоляции России с другой. Этому этапу отводится два года.
На втором этапе, в случае даже относительной успешности первого, будет реализован вариант хорватского сценария с захватом границы с Россией. Международная группа, с поддержкой НАТО, должна будет на этом этапе нейтрализовать военный ответ России. И это не кажется такой невозможной вещью очень многим в Киеве. Если удар будет нанесен по приграничным военным частям с минимальным ущербом для гражданского населения, на некоторую международную поддержку этого шага задействованием стран лоббистов Украины можно рассчитывать. Украина понимает, что если Россия поднимет авиацию, то даже с НАТО шансов выиграть в этом единоборстве у Украины нет, следовательно, должен быть создан такой санкционный механизм, который остановит Россию от военного вмешательства на территории Украины. Политические заявления России будут игнорироваться, особенно после того, как Украина откроет границу для всех желающих перебраться в Россию…
На этом этапе не планируется захвата городов и населенных пунктов, в которых будут сосредоточены вооруженные силы республик. Атака только на приграничные воинские части должна лишить Россию аргумента вмешаться в конфликт с целью «защиты собственных граждан». Будет организовываться гуманитарная катастрофа, которая вынудит население республик пойти на сотрудничество с центральной властью. На этом этапе будет организован доступ благотворительных международных организаций, которые ввиду скорой и острой нехватки товаров первой необходимости военное командование ЛДНР вынуждено будет допускать на свою территорию… И через какое-то время, год-полтора по оценкам, возможность сопротивляться внешнему давлению вместе с внутренним недовольством будет практически ликвидирована.
Для избежания кровопролития возможно организовать коридор для выхода в Россию с оружием и боевой техникой оставшихся военных частей. Этот жест должен подчеркнуть мировому сообществу, что Украина воевала не со своими гражданами, а с частями Российской Федерации.
Ну и третья фаза - политическое подавление оставшегося населения. Здесь много вариантов, основная часть из которых была опробована еще при Порошенко…