Коррупция или взаимодействие?

Jun 28, 2019 20:35


Теоретизируя на тему вреда от смены власти как таковой в   материале  Чин, ИГО и смена власти, я пришел, как тогда казалось, к   совершенно парадоксальному выводу

Т.е. чем чаще производится, путем самых прозрачных и   демократических выборов, смена команды - тем больше   растет коррупция и ужесточение ответственности за   нее  не может привести к улучшению обеспечения   общества государственными услугами.
Так и коррупция, которую справедливо (я вынужден добавить, в чем-то!) в   обществе считают злом - злом, как таковым, не всегда, по мнению  высокопоставленного участника процесса, является.
Далее рассказ от первого лица человека, который попробовал изменить   систему изнутри и чем это закончилось…

[Spoiler (click to open)]…. Когда я пришел в департамент, мне казалось, что все просто, что жесткий контроль, изменение процедур и смена скомпрометировавшего себя персонала, список которого я получил в соответствующем месте, помогут мне изменить ситуацию в корне. Но не тут-то было…
Начавшийся в государстве процесс реформирования всего и вся привел к тому, что для того, чтобы продемонстрировать обществу эффективность реформ, на задачи, которые бы в «мирное время» решались месяцами в новых условиях отводятся, как правило, недели или даже дни. Такая постановка вызывает высокие требования к опыту и профессионализму задействованного персонала.

Вроде все правильно, за исключением одного. Требуемый опыт человек может получить на этом или таком же по сложности и важности месте. А это означает, что он не только в курсе того, как работает система, но и сам был ее частью, а значит использовал служебное положение с целью повышения благосостояния системы и собственного. И если человек распределяет контракты на миллиарды, то для того, чтобы ему принесли миллионы, ему не то что просить, даже из кресла вставать не надо. Сами все принесут, сами все организуют, сами все обеспечат. И я не говорю здесь ни о каком мошенничестве, воровстве и тому подобном. Бизнесмен на этом контракте, скажем на миллиард, зарабатывает свои, скажем, 120 - 200 миллионов. Понятно, что в этом случае, для него сумма в 20-30 миллионов совершенно не критична и он с ней расстанется легко и с искренней благодарностью за содействие.

А что должен делать сотрудник департамента, если от него и надо-то всего-ничего - о чем-то предупредить, что-то подсказать, не разглашая никаких гостайн!, и годовая зарплата у которого, включая все надбавки и выслуги, что-то около 10% от предлагаемых сумм? Отказаться? Забыть о семье, ее благополучии, о том, что он за долгие годы отвык жить на государственное содержание, но зато приобрел бесценный опыт и работу свою выполняет в полном объеме и в необходимые сроки...

Я сменил человека, который руководил департаментом много лет и которого с почестями проводили на пенсию, но по которому, как говорили, была открыта куча дел по коррупции. Он особенно этого не боялся, потому что был частью системы - правильно и своевременно обеспечивал потребности выше-, рядом- и околостоящих в необходимых средствах и услугах.

Заступая на должность у меня была иллюзия, что я смогу разорвать преступные цепи, что было одним из требований для моего назначения. Мне был выдан карт-бланш на смену персонала и сроки выполнения поставленных задач. Вроде бы работай- не хочу! Мечта! Вот тут-то я развернусь, тут докажу, что можно и без коррупции и еще как можно!
Первый месяц я входил в курс дела. Знакомился с должностными обязанностями сотрудников, с их послужным списком, и т.д. и т.п. Я никого не вызывал на беседы, никого не давил, я спокойно знакомился. И для меня оказалось полным шоком, когда в конце месяца я получил на стол увесистый пакет с расшифровкой… В пакете была очень приличная даже для меня сумма, а в расшифровке стояло сколько и от кого получено, кто и за что премирован и выделена моя часть, которая и находилась в пакете…

Я взорвался! Да как Вы можете! Да что это такое???!!! Да Вы понимаете, что Вы МНЕ предлагаете???!!! Да я… Я просто захлебывался праведным гневом!

Сотрудник, спокойно глядя мне в глаза, сказал, что это обычное месячное поступление, он был уверен, что я в курсе, премиальные по тендерам будут несколько позже и их размер мне понравится больше... А если я хочу пересмотреть месячный взнос, то об этом нужно говорить с директорами, но предыдущий начальник обещал до конца года порядки не менять. Но если я хочу, то они соберутся на совещание через неделю и этот вопрос можно решить…
Находясь практически в ступоре, я выдохнул, что имел в виду совершенно другое, что я не хочу слышать ни о каких месячных поступлениях и премиальных! Я сюда пришел… пришел, чтобы с коррупцией бороться, а не ее возглавлять!

Сотрудник сказал, что-то типа: «Ну Вам виднее», забрал пакет и вышел из кабинета. Придя в себя, я приказал секретарю собрать со всех сотрудников заявления об уходе по собственному желанию.

На утро секретарь доложила, что все писать отказались. Тут дело было не только в том, что по второму образованию почти все были юристы, а те, кто не по второму - те по первому. И права свои знали и обязанности очень хорошо. Они мне не хамили, не вели себя вызывающе, не игнорировали, наоборот - демонстративно шли на контакт, но… писать заявления отказывались.

Оставалось одно - увольнять за грубые нарушения в работе. Но работу-то они знали лучше, чем я, поэтому уличить их в чем-то было невозможно. Более того, они начали итальянскую забастовку. Стали выполнять только то и в те сроки, которые предписывали внутриведомственные процедуры и правила. Ну и законодательство, конечно.

Через неделю, после совещания, на котором присутствовали курируемые директора, шеф просит меня остаться и интересуется как идет реформа департамента. Я докладываю все, включая вопиющий случай с сотрудником, которого необходимо уволить, как и всех остальных.
Шеф не возражает, но вкрадчиво интересуется, а как там с текущими делами? И каким образом я смогу без скандалов уволить госслужащих немалого ранга… И, между делом, рассказывает историю о том, что аналогичные попытки уже проводились, но в итоге полуторагодовой судебной тяжбы сотрудники восстановились, а инициатору было «неполное служебное» объявлено…

И в конце разговора опять напоминает о сроках и о том, необходимо найти средства для помощи в реконструкции жилья в регионах. Я интересуюсь, а я откуда деньги-то найду? А шеф спокойно говорит, что Вы курируете директоров, вот Вы с ними и поговорите, благо они все здесь, и поспрошайте кто, чем и в каком объеме может помочь. Я не думаю, что они откажутся. Кстати, заодно и познакомитесь.
Выхожу в приемную, секретарь шефа сообщает, что шефа вызывают наверх, поэтому на деловом обеде вместо шефа должен выступить я и коротко проинформировать директорат о целях, сроках и путях реализации, планируемой мной реформы…

Сажусь в машину, пока набрасываю тезисы выступления понимаю, что мы едем непонятно куда. Приезжаем загород. Какой-то представительский особняк, закрытая территория, столики, напитки, закуски, короче фуршет. Человек сорок совершенно незнакомых мне людей… И тут вижу своего сотрудника, который мне месячное поступление приносил. Интересуюсь, а что он здесь делает в рабочее время? Оказывается, в его должностные обязанности входит организация таких встреч, их организационное и информационное обеспечение.

Мне дают бумагу, которую я должен зачитать с импровизированной трибуны - оказывается один из директоров отпраздновал пару дней назад круглую и очень почтительную дату, и я должен вручить ему почетный знак ведомства и сказать какие-то слова.
Вышел, меня еще раз представили, зачитал, рассказал, поздравил. Еще какое-то время именинник принимал поздравления коллег, при этом мой сотрудник по ходу описывал мне каждого подходящего к имениннику. Затем плавно перешли ко второй части за накрытыми в доме столами…

Я, как самый, так сказать, старший взял слово и еще раз поблагодарил всех за плодотворное сотрудничество, выразил надежду на продолжение этого и в дальнейшем и сообщил, что с этой минуты все будет по-новому, что больше не будет месячных и прочих премий и рассказал о том, как регионы просят помощи в реконструкции бывшего ведомственного и не только жилья, что госпрограмма тормозит из-за организационных проволочек, а людям необходимо помочь уже сегодня и, зная, в основном, финансовое состояние предприятий, прошу высказаться на тему как помочь с этой напастью и как организовать эту работу на постоянной основе.

После меня слово взял «патриарх» и начал свою речь с того, что он на своем веку видел много новых начинаний, которые, к сожалению, не оканчивались ничем. И это было во все времена, начиная с Хрущева и по сегодняшнее время. Бизнесу для развития нужна перспектива, необходимо понимание того, как будут меняться правила и процедуры, какие законы будет инициировать государство и как защищать интересы бизнеса, а значит опосредованно и интересы граждан, бизнесом прямо задействованных. Бизнес нельзя создать по мановению палочки или по желанию вышестоящих. Бизнес должен вырасти из идеи, должен иметь правовое, материальное, финансовое, организационное и логистическое обеспечение. И если будет хромать любая из составляющих - будет хромать и бизнес в целом.

Схемы взаимодействия между бизнесом и властью выстраиваются годами. И такое взаимодействие и взаимопонимание по каждой из бизнес-составляющих позволяет эффективно решать поставленные государством задачи. И личные контакты играют в этом взаимодействии отнюдь не последнюю роль.
И примеров тут много. Представьте себе, что я откажу Вам в Вашей просьбе оказать помощь в восстановлении жилья. Мы все понимаем, что обязать нас Вы не можете. И на вопрос - почему? Мы можем ответить словами профессора Преображенского - Не хотим.

И Вы понимаете, что как бы ни декларировали равноудаленность, от того, кто отказал Вам, Вы отдалитесь тоже. Даже на подсознательном уровне. И я не сомневаюсь в том, что обо всех нововведениях и прочих жизненно важных для бизнеса делах я буду узнавать последним. О конкуренции за госзаказы я не говорю. Все, из здесь присутствующих, понимают, что коррупционная составляющая есть как в действии, так и в бездействии. И потеря взаимопонимания с тем, кто отказал Вам в Вашей совершенно справедливой и необходимой региону и государству просьбе, неизбежно отобразится на бизнесе, как бы Вы не уверяли, даже искренне веря в это, в обратном, хотя такую форму помощи можно тоже трактовать, как коррупцию - ведь Вы наверняка получите вознаграждение за помощь в выполнении этой важной для государства программы. А затем и продвижение по службе, для которого такого рода поощрения очень важны.
Равноудаления невозможно достичь без равноуважения. А равноуважение должно базироваться на том, что у всех участников процесса равные условия. И каждый понимает какие именно это условия и почему. Это как билеты на поезд - если тариф на 100 км и на тысячу одинаков - это вызывает чувство несправедливости, даже если тариф на 100 экономически обоснован…

И выстраивая взаимодействие, Вы, как руководитель, прекрасно понимаете финансовое состояние предприятий их возможности и потребности. И ставите нам задачи, соизмеряя Ваши требования с нашими возможностями. Так и мы хотим выстраивать, как это делали и раньше, взаимоотношения с Вами исходя из потребностей, как мы их видим, руководимого Вами коллектива и Ваших. И такое взаимодействие, несомненно, приносит пользу всем сторонам. Персонал держится за место, понимая, что, потеряв его, потеряет привычный уровень жизни, заслуженный многолетним трудом, а это стимулирует его расти профессионально, без волокиты и отговорок выполнять поставленные государством задачи, ища, в том числе, нетрадиционные пути их решения. Как мы это делаем сегодня. Мы прекрасно понимаем, что Вы хотели бы реформировать все и вся, и мы за реформы, но только с учетом того ….
Он еще долго выступал и его с уважением и терпением слушали, но смысл был один. Набрать персонал такой квалификации (достаточно специфичной) сложно. Вырастить можно, но на это уйдет не меньше трех лет, а подразделение должно работать все это время без потери эффективности. Потому как, если эффективность будет утеряна, первым кого снимут, буду я.

При этом нет никакой гарантии, что пришедшие на место уволенных и освоившееся хоть как-то, не начнут строить с предприятиями свою картину взаимодействия. А там, где начнет один - продолжат и другие и это приведет к тому, что взаимодействие будет полностью разбалансировано, эффективность будет утеряна, а в этом не заинтересованы ни Вы, ни мы, ни государство.
Для системы в целом гораздо полезней, если Вы будете держать процесс под контролем, имея в распоряжении средства и инструменты, позволяющие не только контролировать производственный процесс в целом, а и соответственно поощрять или наказывать исполнителей.

Они мол готовы обсудить объемы взаимодействия, но менять его структуру они считают нецелесообразным. Для всех сторон…

Я поблагодарил выступающего и сказал, что я понимаю его озабоченности, но для принятия окончательного решения по путям реформирования мне необходимо еще какое-то время…

Через две недели я согласился оставить все как есть, предупредив, что никакой самодеятельности от сотрудников в дальнейшем и с тем минусом, что моя часть поступала в несколько благотворительных фондов…Благо у меня есть возможность отказаться от дополнительного стимулирования.

Реформу я запустил, но через 9 месяцев мне предложили повышение, от которого я отказался и вернулся в бизнес…

А подразделение продолжает работать и даже повысило эффективность. Руководит им сотрудник, который мне отчеты приносил…
Система работает…

Продолжение следует…


Россия, коррупцию вон!, Анализ ситуации, Украина, вопросы теории, быль, диагностика, Надо знать!, парадокс, Профессиональное мнение

Previous post Next post
Up